Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В сфере осуществления функций органов исполнительной власти по надзору и контролю в наше время Закон № 294-ФЗ является системообразующим нормативно правовым актом. Указанный закон носит прогрессивный характер. В данном законе очень расширены обязанности и права индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в результате осуществления государственного надзора-контроля, муниципального контроля. Установлены также гарантии защиты законных интересов и защиты прав в результате проведения различных проверок органами надзора-контроля .
Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения
планов и в повышении эффективности управленческого контроля. Контроль важная функция управления, так как она обеспечивает обратную связь в системе управления. Контроль как функция управления должен быть эффективен, то есть иметь стратегический характер, быть нацеленным на достижение определённых результатов, прост и экономичен.
Практическое значение, как и научное значение имеет проблема государственного контроля в связи с тем, что сама проблема способствует более углублённому исследованию и изучению самой системы государственного управления в её эффективности и в функционировании по оказанию влияния на все важнейшие стороны государственной деятельности.
Государственный контроль осуществляется государственными органами зако¬нодательной и исполнительной власти, в том числе подведомственными им контрольно-ревизионными органами.
Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами ревизий и проверок в органах исполнительной власти всех уровней, а также на предпри¬ятиях и в организациях, использующих бюджетные ассигнования и средства государственных внебюджетных фондов (Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспе¬чению государственного финансового контроля в Российской Федера¬ции» от 25 июля 1996 года (в ред. от 25 июля 2000 г.).
Целью данной работы является рассмотрение и изучение понятия государственного контроля, государственного надзора и их виды.
Предмет исследования – субъекты и объекты государственного контроля (надзора).
Объектом курсовой работы является изучение системы субъектов и объектов государственного контроля (надзора).
Методы, используемые в данной курсовой работы: специально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы: введение, две главы, четыре подпункта, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Понятие государственного контроля (надзора) и его виды
Государственный контроль и надзор являются важными инструментами, используемыми государством для обеспечения правопорядка и контроля за соответствием деятельности различных организаций и граждан законодательству. В данной главе будет рассмотрено понятие государственного контроля и надзора, их взаимосвязь, а также основные виды контрольнонадзорной деятельности, осуществляемые государственными органами.
1.1. Понятие государственного контроля (надзора)
Исследование вопросов о государственном контроле тесно связанно с такими понятиями как «власть» и «управление».
Власть - это отношение между людьми, в котором одни могут навязать свою волю другим. Может выступать необходимым условием осуществления совместной деятельности. Появляется вместе с возникновением человека и существует во всех устойчивых формах отношений между людьми.
Управление – это воздействие на участников процесса с целью улучшения характеристик процесса и достижения результата, зачастую предполагает осуществление прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля.
Контроль как функция управления является направленностью, которая организует деятельность, главное назначение которой заключается в получении информации о различных процессах управления с целью их своевременной корректировки, преодоление препятствий на пути нормального функционирования системы, а также преодолению отклонений. В указанном качестве контроль представляет собой импульс для повышения эффективности в управленческой деятельности.
Само понятие государственного контроля в указанном контексте является деятельность различных должностных лиц государственных органов, также самих государственных органов, либо лиц, которые уполномочены осуществлять и проводить наблюдение за функционированием объектов, которые находятся под контролем, с целью установления его отклонений от указанных параметров.
Можно выделить следующую сущность государственного контроля:
- в пределах установленной компетенции осуществление деятельности должностных лиц и специально уполномоченных органов;
- проведение контроля, направленного на наблюдение за подконтрольным объектом по его функционированию, находящегося в состоянии подчиненности в отношении к субъекту контрольной деятельности;
- о состоянии законности в подконтрольном объекте получение различной достоверной информации;
- как целесообразности, так и законности соотнесение деятельности подконтрольного объекта;
- по недопущению вредных последствий либо предупреждению правонарушений принятие различного рода и вида мер;
- проведение различного вида и рода мероприятий связанных с выявлением причин и условий, которые способствовали совершению правонарушений, а также их нейтрализация и устранение;
- применение мер материально-правовой либо дисциплинарной ответственности;
- проведение организационных мероприятий, направленных на организацию эффективного и рационального функционирования подконтрольного объекта.
Одна из важнейших целей государственного контроля - это процесс обеспечения достижения государством конкретных результатов его работы, или конкретных результатов работы органов и системы государства.
Понятие государственного надзора можно трактовать в следующем – функция должностных лиц их государственных органов, направленная на наблюдение за точным и неуклонным соблюдением нормативных актов и законов.
Понятие государственный контроль и понятие государственный надзор, очень близки между собой. По поводу различия данных понятий в теории административного права не сложилось конкретной точки зрения касающиеся разграничения указанных понятий., в связи с тем, что в действующем законодательстве содержаться некоторые неясности и неточности по указанному вопросу. В настоящее время существует ряд исследователей, которые считают, что данные понятия являются идентичными, а ряд исследователей считает, что понятия нужно разграничивать.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. // Российская газета № 237 от 25 декабря 1993.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации».
3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – СЗ РФ. 15.07.2002. № 28. Ст. 2790.
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 дек. 2008 г. №294-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2008. — №52 (ч.1) -. Ст. 6249
Специальная литература:
6. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов./В.И. Басков - М.: ЗЕРЦАЛО, 2006.
7. Бут Н. Д., Ларьков А. Н., Паламарчук А. В. Государственный контроль и защита предпринимательства. М., 2009.
8. Быкова, А. Г. Органы законодательной и исполнительной власти : учебное пособие / А. Г. Быкова, А. В. Быков, А. В. Дорофеев; под редакцией А. Г. Быкова. – Омск : Омская юридическая академия, 2017. – 515 с.
9. Гайдар Е.Т. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2009.
10. Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской Федерации. М.-2009.
11. Крюков В. Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс». — 2007.
12. Лучин В.О. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Право и политика; №10, 2017.
13. Маштакова Е.А. теоретико-правовые вопросы государственного контроля в РФ. - Ростов-на-Дону, 2000.
14. Постовой Н.В. “Муниципальное право России: Вопросы и ответы”-3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2002г.
15. Совещание по вопросам совершенствования системы государственного контроля в Российской Федерации // Президентский контроль. 2007. — № 11.
16. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). Монография. / А.В. Филатова — Саратов: Научная книга, 2009. — 280 c.