Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы также обусловлена сущностью перед Российским государством задач по совершенствованию всей системы органов государственной власти. Необходимость обеспечения более ясного взаимодействия между ветвями власти, федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации, а также эффективной организации и деятельности органов исполнительной власти, и их согласованной направленной работе предоставляет ответственную роль Президенту РФ.
Институт президентства, переопределенный Конституцией России 1993 года, приобрел новые контуры, привнесенные в систему органов государственной власти. Этот период отмечен не только формированием относительно нового конституционного статуса Президента Российской Федерации, но и выделением важных юридических и политических аспектов, касающихся его организации, компетенции и деятельности.
Президент РФ в данной системе играет ответственную роль в обеспечении более четкого взаимодействия между различными ветвями власти, федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации. Эффективная организация и согласованная направленная работа органов исполнительной власти также лежат в его компетенции.
Тем не менее, в ходе функционирования института президентства выявились противоречия и пробелы в его правовом регулировании. Такие аспекты как границы компетенции, взаимодействие с другими органами власти, и обязанности Президента вызывают интерес и требуют дополнительного исследования.
В процессе применения конституционных норм и упражнения президентских полномочий возникли вопросы, касающиеся как юридических, так и политических аспектов президентской деятельности. Проблемы такого рода стали предметом внимания общественности и исследовательского сообщества, что подчеркивает актуальность темы.
Поэтому необходимость в дополнительном анализе этих вопросов приводит к выводу о необходимости рассмотрения дополнительных юридических и политических аспектов, а также к анализу опыта других стран, чтобы выработать наилучшие практики для совершенствования института президентства в Российской Федерации.
С учетом последующих изменений в Конституции Российской Федерации, значимость и роль Президента Российской Федерации в системе публичной власти стали особенно судьбоносными для становления и развития правовой и социальной государственности в стране. Следует отметить, что полномочия главы государства приобрели особый характер, принимая абсолютный и гипертрофированный статус.
Президент РФ стал ключевым элементом в системе государственного управления, обладая расширенными правами и обязанностями. Его влияние простирается на различные аспекты общественной и политической жизни. Важность роли Президента национального уровня сказывается как в законотворческом процессе, так и в формировании стратегических направлений государственной политики.
Однако эта ситуация не лишена противоречий и вызывает вопросы в общественном дискурсе. Анализ правового статуса Президента, объема его полномочий и механизмов контроля за их реализацией представляется важным, чтобы понять динамику этих изменений и их воздействие на государственные институты.
Таким образом, в контексте современных требований к развитию общества и государства, необходимо провести более глубокий анализ роли Президента Российской Федерации, выявить особенности его взаимодействия с другими институтами власти, а также оценить эффективность механизмов контроля за использованием президентской власти.
Цель данного исследования заключается в изучении и анализе полномочий Президента Российской Федерации. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение элементов конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.
2) Рассмотрение роли и функций Президента Российской Федерации в системе государственной власти.
3) Анализ современных проблем полномочий Президента Российской Федерации.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, формирующиеся в процессе осуществления Президентом Российской Федерации возложенных на него полномочий, а предметом - конституционные нормы, устанавливающие статус Президента Российской Федерации и процесс осуществления его полномочий.
Методологическую основу исследования составляют современные методы познания, включая общенаучные (диалектический, системно-структурный) и специальные (нормативно-логический, формально-юридический) методы.
Глава 1. Сущность и юридический аспект роли главы государства в Российской Федерации
1.1. Общая характеристика аспектов конституционно-правового положения Президента Российской Федерации
В большинстве современных государств неотъемлемой частью системы органов власти является индивидуализированная должность главы государства. Общепринято называть главой государства высшее должностное лицо в иерархии государственных институтов, ответственное за высшее представительство государства внутри страны и на международной арене.
Наименование данной государственной должности и объем ее полномочий во взаимоотношениях с другими органами государства и обществом, в первую очередь, обусловлены историческими особенностями, формой правления и политическим режимом, присущими конкретной стране. Примером может служить сравнение системы государственного управления в монархиях и республиканских странах, где высшую должность занимает монарх или президент соответственно. В контексте Древнего Рима, термин «президент» использовался для обозначения лиц, председательствовавших на собраниях римских граждан, а затем эволюционировал до появления специальной государственной должности – президента сената.
Этот процесс исторического развития института президентства свидетельствует о его адаптивности и изменчивости в соответствии с общественными и политическими потребностями. В каждой стране уникальные культурные и правовые особенности формируют универсальные черты этой высокой государственной должности.
Понимание и анализ этой эволюции позволяют более глубоко вникнуть в причины и механизмы развития института президентства в современном контексте. Отслеживание, как исторические факторы, так и мировые тренды влияют на формирование и функционирование этого института, предоставляет ценные уроки для развития государственных структур и укрепления принципов демократии.
В настоящее время термин «президент» применяется для избранного главы государства в странах с республиканской формой правления. В части 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации 1993 года также упоминается Президент как глава государства.
Общая формулировка статуса Президента Российской Федерации содержится в статье 80 Конституции РФ [1]. Однако, следует отметить, что некоторые отдельные аспекты статуса Президента РФ также урегулированы в других положениях этой Конституции, а также в законах Российской Федерации. Подробности об этом будут рассмотрены далее.
Н.Е. Колобаева выделяет несколько важных элементов конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации [19]:
1. Ценностно-функциональная миссия должности президента в государстве, которая раскрывает ключевое положение Президента РФ в системе государственной власти России. Эта миссия закреплена общерегулятивными правовыми средствами, определяя роль Президента в отношениях с различными общественными и государственными структурами.
2. Определенные права, обязанности, полномочия и их правовые возможности, а также порядок их осуществления. Помимо полномочий, Н.Е. Колобаева выделяет публичные права Президента РФ [19], которые представляют собой ключевой механизм юридического воплощения его функций и места в системе государственной власти (например, право на законодательную инициативу) [21].
3. Ответственность Президента РФ, которая охватывает сферу политической, моральной и юридической ответственности, особенно в контексте конституционно-правовой ответственности – ответственности юридической [16].
4. Гарантии должной реализации предназначения, обязанностей и возможностей Президента РФ. Эти гарантии представляют собой систему условий, методов и средств, обеспечивающих правовые возможности для выполнения своих полномочий Президентом РФ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Обращение Президента Российской Федерации в Совет Федерации от 1 марта 2014 г. // [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.m/events/president/news/20353
3. Постановление Совета Федерации №33-СФ от 30 января 2002 г. (в ред. от 17 февраля 2021 г.) «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 17. - Ст. 1557.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 222 (в ред. от 20 ноября 2018 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
5. Приветственное письмо Президента Российской Федерации участникам XII Гайдаровского форума // [Электронный ресурс] URL: https://gaidarforum.ru/ru/
6. Приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации от 06 мая 2016 г. № 2 «О награждении Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 201605060032
7. Приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации от 10 октября 2016 г. № 5 «О награждении Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000 1201610100018
8. Сообщение Президента Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № Пр-1821 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010001
9. Телеграмма Раулю Кастро Рус от Президента Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. // [Электронный ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/events/president/letters/65734
10. Телеграмма Джоко Видодо от Президента Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. // [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/events/president/letters/65440
11. Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 14. - Ст. 1880.
12. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. № 549 (в ред. от 17 сентября 2020 г.) «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // Собрание законодательства РФ. - 1996 - №.16 - Ст.1842 .
13. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. - 23. - Ст. 2277.
14. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
15. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
Научная и учебная литература:
16. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления: учебник. М : Омега-Л, 2014. С. 302 – 525 с.; Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. №12. С. 66
17. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. С. 20.
18. Кирпичев В.И. Особенности института главы государства в федеративной республике: дис. канд. юрид. наук:12.00.02. М., 2005. С.73
19. Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: специальность 12.00.02. «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»/ Н.Е. Колобаева; Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 2007. С.23–24.
20. Комарова В. В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 8. С. 22-31.
21. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. С. 11-87; Государственное право Российской Федерации: Учебник М.: Юрид. лит., 2006. С. 298.
22. Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовоe исследование. М. : Норма ; Инфра-М, 2010. С.56