Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ 5
1.1. Электронные образовательные ресурсы: понятие, особенности 5
1.2. Классификация ЭОР 7
1.3. Педагогическое значение электронных образовательных ресурсов в преподавании географии 7
Глава 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 12
2.1. Использование в образовательном процессе готовых программных продуктов 12
2.2. Использование ресурсов сети Интернет 14
2.3. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки к ГИА по географии 19
2.4. План конспект урока на тему «Антарктида» с применением ЭОР 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Для реализации целей и задач обновленного содержания естествознания и географии использованы ресурсы в соответствии с требованиями общеобязательного стандарта образования, которые предъявляют высокие требования к знаниям и квалификации современных учителей. Для обеспечения выполнения обязательного образовательного стандарта учитель должен не только овладеть современными педагогическими и цифровыми технологиями, электронными образовательными ресурсами, но и включить обучающихся в активную образовательную деятельность.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий идет настолько быстро, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения различных наук.
Для того чтобы учебный процесс был интересен и привлекателен для ученика, используются электронные образовательные ресурсы, созданные на основе информационно-коммуникационных технологий, не секрет, что дети легко учатся тому, что им интересно. Так вот, необходимо создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в совокупном случае подразумевают комплекс средств программного, информативного, технологического и координационного предоставления, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети [9, с. 25].
Наряду с применением термина «Электронные образовательные ресурсы» часто используется термин «Цифровые образовательные ресурсы». Использование этого термина означает, что при разработке данного образовательного ресурса использовались цифровые технологии [7].
Интенсивное развитие в последние годы науки и техники привело к появлению широкого спектра ЭОР, применяемых в учебном процессе. Вопрос классифицирования средств обучения – один из наиболее актуальных вопросов методики обучения географии. В соответствии с ГОСТ Р 53620-2009 и ГОСТ Р 52657–2006 электронный образовательный ресурс (ЭОР) классифицируют по следующим признакам: по целевому уровню и ступени образования, по форме обучения, по тематике, по типу, по функции, выполняемой в образовательном процессе, по виду образовательной деятельности, по характеру представления информации, по степени интерактивности, по видам взаимодействия с пользователем [6].
Существуют различные формулировки определения понятия «электронный образовательный ресурс», которые в наибольшей мере отражают сущность данного понятия.
Электронный образовательный ресурс рассматривается как:
1) учебный материал, для воспроизведения которого используются электронные устройства (А.А. Валуева) [3];
2) совокупность дидактических материалов, представленных в цифровом виде (Т.К. Свешникова, Ю.Ф. Катханова) [18];
3) совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности (И.В. Морозова) [10].
Вследствие всего вышесказанного, отметим, что под электронным образовательным ресурсом понимают совокупность учебных, учебно-методических и/или контрольно-измерительных материалов, представленную в виде определенной информационно-технологической конструкции, удобной для изучения и использования в процессе обучения [17].
Необходимо подчеркнуть, что электронные образовательные ресурсы являются не только результатом перевода в электронный формат уже имеющихся учебных материалов, но и основой для организации преподавателем различных видов деятельности обучающихся.
1.2. Классификация ЭОР
В настоящее время существует достаточно большое количество различных видов электронных образовательных ресурсов, которые подразделяются по определенным признакам, так как среди исследователей отсутствует единый подход к их классификации:
1) По наличию или отсутствию авторства контента
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Адельмурзина, И. Ф. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании / И. Ф. Адельмурзина, А. В. Галкин, Р. З. Хизбуллина // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 162–168
2.Барабанов, В. В. Использование контента электронного учебника по географии в образовательном процессе / В. В. Барабанов, М. И. Подболотова, В. Т. Дмитриева // Добродеевские чтения : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2018. – С. 245–248
3.Валуева А.А. К вопросу о классификации электронных образовательных ресурсов / А.А. Валуева // Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых, 2019. С. 102-104
4.Воронова Т. С. Конструктор интерактивных карт – компьютерное картографирование на уроках географии / Т.С. Воронова // В кн.: Информационные технологии в образовании XXI века. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2013. – С. 191-194.
5.Воронова Т. С. Методы построения и использования компьютерных карт в школьной географии / Т.С. Воронова // В кн.: Информационные технологии в образовании XXI века. Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 194-196.
6.ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернетпорталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов (с попр.): введ. 2008-07-01. – Москва : Стандартинформ, 2018
7.ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: введ. 2011-01-01. – Москва : Стандартинформ, 2018
8.Грушина Т.П. Электронный учебник географии как новая форма учебной литературы / Т.П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. – 2016. – № 1 (21). – С. 104-109.
9.Информационные технологии в образовании : сборник материалов VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «ИТО-Саратов-2015». – Саратов : ООО «Издательский центр «Наука», 2015
10. Морозова И.В. Классификация информационных электронных образовательных ресурсов / И.В. Морозова // Вестник Марийского государственного университета, 2012. № 9. С. 46- 47
11. Официальный сайт образовательной платформы «Открытое образование» [Электронный ресурс]/Платформа «Открытое образование» - 2015-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://openedu.ru
12. Официальный сайт федерального портала «Образовариум» [Электронный ресурс]/ Федеральный портал «Образовариум» - 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://obr.nd.ru
13. Официальный сайт электронного коммуникационного ресурса «Microsoft Teams» [Электронный ресурс]/ Электронный ресурс «Microsoft Teams» - 2017-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chatsoftware
14. Официальный сайт электронного коммуникационного ресурса «Skype» [Электронный ресурс]/ Электронный ресурс «Skype» - 2003-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.skype.com/ru/
15. Официальный сайт электронного коммуникационного ресурса «Zoom» [Электронный ресурс]/ Электронный ресурс «Zoom» - 2011-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://zoom.us/
16. Официальный сайт электронного ресурса «Google Форма» [Электронный ресурс]/ Электронный ресурс «Google Форма» - 2010-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.google.ru/intl/ru/forms/about
17. Положение об электронных образовательных ресурсах для системы дистанционного обучения IPSILON UNI. П 1.58.01-2016 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2018/p1.58.01_- 2016_polozhenie_ob_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursah_dlya_sistemy_distanc.obucheniya _ipsilon_uni.pdf/
18. Свешникова Т.К., Катханова Ю.Ф. Электронные образовательные ресурсы в обучении цветоведению / Т.К. Свешникова, Ю.Ф. Катханова // Современные тенденции развития системы образования, 2019. С. 34-36
19. Тюрина, В. А. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии / В. А. Тюрина, Т. П. Грушина // Бюллетень ин-та естествознания и спортивных технологий. – 2020. – С. 90–98.