Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Организация проектной деятельности обучающихся как педагогическая проблема
1.1. Сущность понятия «проектная деятельность»
1.2. Особенности организации проектной деятельности
школьников на внеурочных занятиях по технологии
1.3. Возрастные особенности учащихся 5 класса
1.4. Выводы
Глава 2. Разработка занятий программы внеурочной деятельности «Робототехника», 5 класс
2.1. Пояснительная записка программы внеурочной деятельности по технологии «Робототехника», 5 класс
2.2. Тематический план раздела «Робототехника» программы внеурочной деятельности по технологии «Робототехника», 5 класс
2.3. Разработка план-конспекта занятия программы внеурочной деятельности по технологии «Робототехника», 5 класс
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современная система образования диктует совершенно новые правила и нормы обучения и воспитания школьников ребёнок находится в постоянном развитии посредством влияния на него, непосредственно, информационного общества. Огромное значение имеет влияние на ребёнка следующих источников информации:
- телевидение, в частности развлекательный контент;
- компьютерные игры, в большинстве случаев оказывающих разрушительный и деструктивный эффект;
- интернет с частым отсутствием родительского контроля;
- кино – общедоступное, даже с копирайтами допустимости определённого возраста.
Все вышеперечисленные источники информации так или иначе воспитательно влияют на процесс социализации современного школьника. Именно социализация и всестороннее развитие школьников происходит во внеурочной деятельности, которая выполняет функции всесторонне-развивающего компонента. На федеральном уровне такую возможность предоставляет федеральный государственный образовательный стандарт (по уровням образования).
Ключевой задачей современной школы выступает создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Под понятие внеурочной деятельностью понимаются все виды внеучебной деятельности, которые способствуют творческому, научному, духовному, эстетическому развитию ребёнка.
Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной программы на уровне всего школьного образования, которая проводится дополнительно, во внеучебное время. Отличие внеурочной деятельности от учебной заключается в том, что ребёнок сам выбирает те направления деятельности, которые являются для него интересными.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах таких известных педагогов и ученых как Н.П. Аникеева, Н.А. Бердяев, Н.И. Болдырев, Д.В. Григорьев, А. С. Макаренко В.М. Минаева, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, И.Ф. Харламов и др.
Сегодня внеурочная деятельность рассматривается как некое социально-культурное пространство, где ребёнок получает колоссальное воспитательное развитие и при помощи своего собственного выбора может определит свой образовательный маршрут в части внеурочной деятельности.
Предмет технология является универсальным для организации на его базе внеурочных объединений. Такие объединения являются исключительным подспорьем для проведения проектно-исследовательской деятельности как творческого, так и исследовательского характера: создание творческих продуктов, результаты мини-исследований (особенно, в области робототехники) являются первыми шагами в проведении научно-исследовательской деятельности в целом.
Конструирование, моделирование, исследование строения современных изобретений увлекает детей и данное современное направление становится существенным увлекательным направлением для каждого ребёнка.
Все вышеперечисленные преимущества реально реализовать в пределах предметной области «Технология».
На основе вышесказанного была сформулирована цель курсовой работы-разработать средства организации проектной деятельности школьников на внеурочных занятиях по технологии.
Объект исследования: процесс технологического обучения учащихся 5 класса.
Предметом исследования является проектная деятельность школьников на занятиях программы внеурочной деятельности по технологии «Робототехника», 5 класс.
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи курсовой работы:
1.Провести обзор и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. Разработать программу внеурочной деятельности по технологии «Робототехника», 5 класс;
3. Разработать план-конспект занятия программы внеурочной деятельности по технологии «Робототехника», 5 класс и дидактическое обеспечение к нему.
В работе использованы методы теоретического исследования: изучение
литературных источников, анализ, синтез, классификация, обобщение.
Глава 1. Организация проектной деятельности обучающихся как педагогическая проблема
1.1. Сущность понятия «проектная деятельность»
Изучением вопросов проектной деятельности занимались различные ученые. Проектный метод обучения (его называли также методом проблем) был разработан в начале XX в. в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком и был тесно связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество» [6, с. 96]. Данные термины достаточно разноплановые и имеют обширное смысловое значение в учебной деятельности.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания [6, с. 97].
Термин «проект» (projection) переводится с английского языка как «брошенный вперёд» и рассматривается как прообраз какого-либо предполагаемого объекта.
В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/ М.В Буланова-Топоркова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 544 с.
2. Голант Е.Я. Методы обучения в школе / Е. Я. Голант. – М.: Учпедгиз, 2012. - 152 с.
3. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О.С Гребенюк – Калининград: Изд-во КГУ, 1996. – 107 с.
4. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению учеб.-метод. пособие/ Е.В. Зарукина, А.Н. Логинова, М.М. Новик. СПб/.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
5. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.
6. Кокина, К. М. Организация проектной деятельности обучающихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС / К. М. Кокина // Неофит : cборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов, Нижний Новгород, 01–30 апреля 2018 года. Том Выпуск 15. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. – С. 95-99.
7. Крутецкий В.А. Психология / В. А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. - 335 с.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.: Педагогика, 1981. -186 с.
9. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика./ Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс. - 2002. – 544 с.
10. Рябенко, О. Н. Техническое моделирование в проектной деятельности учащихся на уроках технологии / О. Н. Рябенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 28. – С. 244-249.
11. Синица Н.В. Технология: Технология введения дома. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2017 − 109 с.
12. Слатвинская, А. Н. Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития познавательной активности младших школьников / А. Н. Слатвинская // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4(10). – С. 346-349.
13. Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015 −144 с.
14. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
15. Шаталов, А. А. Познавательная потребность формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности кадет в рамках ФГОС на уроках технологии / А. А. Шаталов // Вестник военного образования. – 2021. – № 2(29). – С. 116-119.
16. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.