Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире одно из центральных мест в социуме занимают коммуникации. К ним относятся СМИ, которое занимает большое количество времени у людей и оказывает на них огромное влияние.
Психика детей дошкольного возраста ещё не полностью сформирована, поэтому телевидение оказывает на них наибольшее влияние. Дети часто копируют поведение и слова любимых героев мультфильмов и фильмов. Они с легкостью могут рассказать, что именно они увидели в просмотренном мультфильме.
К сожалению, из телевидения они могут воспринять не только положительную, но и негативную информацию. В современных мультфильмах и фильмах такой информации содержится большое количество.
Негативное воздействие телевидения на детей особенно замечают родители и педагоги детского сада. Родители играют важную роль в развитии и воспитании своих детей, но не всегда знают, как помочь детям фильтровать информацию, получаемую из ТВ. Они нуждаются в поддержке, дополнительных знаниях и помощи от грамотных психологов и педагогов.
Психологи и педагоги ДОУ могут помочь родителям осуществить профилактику и преодолеть негативное влияние СМИ на детей старшего дошкольного возраста. Большое влияние на утомляемость детей дошкольного возраста оказывает просмотр мультфильмов, телепередач и т.п.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении влияния телевидения на утомляемость детей 6 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические исследования на тему влияния телевидения на утомляемость детей 6 лет.
2. Провести экспериментальное исследование по влиянию телевидения на утомляемость детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить рекомендации для родителей по профилактике утомляемости детей в домашних условиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА УТОМЛЯЕМОСТЬ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
1.1. Психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста: понятие, особенности формирования
История изучения человеческой личности имеет давнюю историю. Личность требует к себе комплексного междисциплинарного подхода и является объектом целого ряда наук. О том, что ценность жизни заключается в ее неповторимости, осознали еще античные философы. На всем протяжении античной философии ведется определение сущности человека и его предназначения в мире [4].
В современной психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности. Существует множество теорий личности, которые рассматриваются в таких направлениях, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно - бихевиоральный подход, психосоциальный подход, гуманистическая психология, аналитическая психология и другие.
В современном обществе, наряду с ростом социализации, увеличивается и количество людей с отличительными чертами в поведении. Дети как младшего школьного, так и дошкольного возраста не являются исключением [1]. Эмоциональные характеристики, присущие детям этого возраста, включают неуверенность в себе, растущую тревожность и эмоциональную нестабильность [2]. Таким образом, психическое, физическое и эмоциональное здоровье детей дошкольного и младшего школьного возраста должно контролироваться и впоследствии улучшаться. В любой школе или детском саду существует набор правил, которым должны следовать дети. Детям с эмоциональными или психическими расстройствами трудно соблюдать эти правила [3].
Выработка правильного поведения важна для детей , растущих в соответствии с концепциями здоровой психики и эмоционального развития. Более того, это способствует развитию полноценной личности без девиантного поведения [4]. Социально, эмоционально, психологически подготовленные дети - это ключ к здоровому обществу.
Психологическая дезадаптация влияет на внутренний мир ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [5]. Дезадаптация характеризуется несоответствием между психологическим и эмоциональным состоянием ребенка и требованиями новой социальной среды [6]. Причиной дезадаптации может быть перевод из одного детского сада в другой или из детского сада в школу [7]. Дезадаптация - это балансирование между нормальным и патологическим психическим состоянием ребенка.
Существует различие между психической и социальной дезадаптацией [8]. В большинстве работ по улучшению психического здоровья адаптация у детей школьного и дошкольного возраста рассматривается отдельно [9–11]. Отдельным направлением является изучение детей, подверженных риску социальной дезадаптации [12, 13]. Отсутствие мотивации к учебе и отсутствие интереса к процессу обучения рассматриваются как последствия или проявления дезадаптации [14]. Социальная дезадаптация характеризуется прогрессирующим снижением успеваемости учащихся.
Между тем психическая дезадаптация связана с девиантным поведением [15]. Социальные сети и компьютерные игры являются причиной потери интереса к учебе у школьников. Согласно некоторым исследованиям, это результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей [16]. Неадаптация обычно связана с так называемым “возрастным кризисом семи лет” [17, 18]. У 7-летнего ребенка формируется собственная внутренняя позиция (аттитюд) по отношению к обществу и системе правил.
В младшем школьном возрасте формируется комплекс внутренних установок и мотивации для участия в образовательном процессе. Как правило, в процессе учебы учебно-познавательная деятельность должна доминировать над игрой. На успехи в учебе большое влияние оказывают родители. Образование также важно для развития эмоциональной и психологической сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста [19].
Другим важным аспектом старшего дошкольного возраста является повышенная агрессивность. Агрессивность детей вызвана переходом детей из одной образовательной среды (детского сада) в другую (школу), поскольку необходимо адаптироваться к совершенно новым условиям. При несвоевременном внимании к этой проблеме формируется личность с девиантным и асоциальным типом поведения, неспособная к анализу фактов и целостному восприятию окружающей действительности. По некоторым данным, агрессивность детей младшего школьного возраста является серьезной проблемой в современных школах [20, 21]. Психическое здоровье детей младшего школьного и дошкольного возраста - сложное понятие. Оно включает в себя следующие компоненты [22]:
1. одновременное развитие внутреннего мира ребенка и механизмов психики,определяющих его взаимодействие с внешним миром;
2. гармония с внешним миром и внутренним "я"; координация действий в ответ на раздражители из внешнего мира;
3. восприятие сверстников из круга общения в открытой, незаинтересованной форме; динамичный контакт эмоционального происхождения;
4. психическое здоровье ребенка непостоянно, поскольку личность - динамичная система, обладающая собственными механизмами развития и самоорганизации;
5. невозможность применения какого-либо единого критерия ко всем индивидам, поскольку каждый человек единственный в своем роде и уникален;
Существует несколько работ, использующих комплексный подход к изучению психического здоровья детей младшего и дошкольного возраста. В основном исследования рассматривают эти две возрастные группы отдельно. Для полного понимания того, какие процессы происходят при переходе из одной возрастной группы в другую, а также из одной среды (детский сад) в другую (школу), необходимо всесторонне изучить образовательную и познавательную активность (успеваемость), агрессивное поведение и отношение родителей к успеху или к окружающей среде. неудача ребенка.
Успеваемость и агрессивность влияют на психическое здоровье ребенка. Успеваемость может быть связана с общепринятыми нормами поведения. Агрессивность определяет отклоняющееся развитие личности в будущем. Целью работы является проведение сравнительного анализа изменений психического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях психолого-педагогического эксперимента.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Центр Когито, 2002. 220 с.
2. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства // Урания. М.: Мир Урании, 1991. № 2. С. 6-12.
3. Гурылева Л.В. Проблема влияния профессионального стресса на психическое здоровье педагогов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Редакционная коллегия: ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. 2013. С. 448-452.
4. Дубровина И.В. Справочник практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Академия, 1995. 168 с.
5. Дунаева Н.А., Матвеева О.В. Сохранение психологического здоровья дошкольников нетрадиционными средствами физической культуры // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого. 2019. С. 103-105.
6. Корчак Я. Правила жизни / Перевод с польского А.Шаровой. М.: Правда, 1989. 451 с.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Перевод с английского. Татлыбаева А.М. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 478 с. 8. Ниманихина О.И. Взаимодействие со взрослыми как пространство для развития психологического здоровья старших дошкольников // Российский психологический журнал. 2011. Том 8. № 3. С. 81-85.
9. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 800 с.
10.Самойлов Н.Г., Алешичева А.В. Современные представления о психологическом здоровье спортсменов // Спортивный психолог. 2016. № 4 (43). С. 4-11.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла / Перевод с английского и немецкого Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
12. Франкл В.Э. Врач и душа. Санкт-Петербург: Ювентус, 1997. 287 с.
13. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: АСТ, 2008. 608 с.
14. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г . Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс. М.: МГППУ, 2006. 112 с.
. 15. Хухлаева О. В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru . 2013. № 5. С. 81-90.
16. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2004. 208 с.
17. Пратусевич Ю.М. Умственное переутомление студента. (Симптомы, физиологическая природа и пути устранения). М.: Медицина, 1964.
18. Ржянкина, М. Ф. Охрана здоровья детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль: учебное пособие / М. Ф. Ржянкина, Е. Н. Андрюшкина. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 376 с.
19. Сикорский, И. А. Душа ребенка / И. А. Сикорский / Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. – М., 2009. – 160 с.
20. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд. М.: АРКТИ, 2008 – 320 с.
21. Соболева, А. Е. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку? / А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова. – Санкт–Петербург: Питер, 2009. – 128 с.
22. Тверская, Н. В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / Н. В. Тверская. – 2013. – Режим доступа: psyhoinfo.ru/nekotorye-podhody-kdiagnostike-zdorovya-shkolniko
23. Харитонова, Н. В. Проведение физического воспитания на уроке [Электронный ресурс] / Н. В. Харитонова. – Режим доступа: xaritonowa.21413s 06.edusite.ru/p 29aa 1.