Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1. История развития уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Первым источником, регламентирующим правила дорожного движения в постимператорской России, было Постановление Автомобильного совета Центральной автосекции ВСНХ от 10 июня 1918 г. «О пользовании автомобилями и мотоциклами и порядке дорожного движения по городу Москве и окрестностям». Этот документ имел комплексный характер, кроме ограничений и правил по движению данным актом регулировался также учет свидетельств на право вождения, регламентировалось членство работников автомобильного транспорта, предусматривалось административное наказание. Но этот акт обладал локальным характером и распространял свое действие на ограниченную территорию – только на Москву.
Последующее развитие происходит вследствие введения Постановления Московского Совета от 28 мая 1920 г. «Об урегулировании автомобильного движения по городу Москве». В этом акте уже более детально регламентировались правила движения.
Но низкий уровень автомобилизации государства – 6621 автомобилей и 1421 мотоциклов – соответственно, низкий уровень дорожно-транспортных происшествий не обуславливали необходимость охраны безопасности дорожного движения в уголовном праве.
Уголовная ответственность существовала только за нарушение правил движения на водном и железнодорожном транспорте, так как эти виды транспорта уже развиты в нашем государстве и активно были использованы.
Между тем, ни Уголовный кодекс 1922 года , ни Уголовный кодекс 1926 года не включал в себя положения, даже отдаленно напоминающей положение статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации .
Лишь в 1960 году по причине введения нового Уголовного кодекса, объективная потребность которого вызвана масштабными обновлениями в общественной жизни того времени в целом и законодательства, в частности, возник прообраз статьи 264 УК РФ; статьи 211-213 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года .
Статья 213 Уголовного кодекса РСФСР устанавливала ответственность за нарушение транспортных правил, но никоим образом не дифференцировалась с учетом разновидности транспорта. Из формулировки статьи нельзя прийти к выводу об использовании этой статьи лишь к автомобильному транспорту либо ко всем разновидностям транспорта в целом. Нельзя определить и круг предметов этого преступного деяния.
В последующем эти составы претерпели существенные изменения и к моменту последней действующей редакции УК РСФСР 1960 года были объединены в единый состав – статья 211 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами».
Сама статья устанавливала три самостоятельных состава. Критерием отграничения выступала степень общественно опасных последствий.
К примеру, первый состав квалифицировался при нанесении потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения, определявшееся как повреждение, не опасное для жизни и не нанесшее последствий в виде потери слуха, зрения либо определенного органа или утерю органом его функций, душевную болезнь либо другое расстройство здоровья, но приведшее к длительному расстройству здоровья либо существенной стойкой утере трудоспособности меньше чем на одну треть. Этот вред здоровью аналогичен вреду здоровья, предусмотренному статьей 112 УК РФ – вред здоровью средней степени тяжести.
Следовательно, законодательство советского периода нанесенный вред признавало более опасным для общества, нежели уголовное право современного периода, и устанавливало при наступлении последствий в виде «менее тяжкого повреждения» уголовную ответственность. В России ответственность за такие действия предусмотрена положениями административного права – статьей 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Второй состав устанавливал ответственность за наступление последствий в виде нанесения тяжкого вреда либо причинения смерти потерпевшему.
Законодатель не проводил дифференциацию ответственности с учетом нанесенного вреда: за нанесение тяжкого вреда и за нанесение смерти наказание было назначено в границах одной санкции, соответственно, трудно вести речь о соразмерности наказания за совершенные деяния.
Третий состав устанавливал ответственность в случае гибели нескольких лиц из-за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации средств транспорта. Этот состав похож на часть 5 статьи 264 УК РФ, но обладает немного иной формулировкой: «гибель нескольких лиц» вместо «смерть двух либо более лиц».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) //Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
3. Федеральный закон от 23.04.2019 N 65-ФЗ О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Российская газета, N 92, 25.04.2019
4. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390) // Российская газета, N 60, 23.03.2016
Научная и учебная литература:
5. Агафонов А.В. Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Студенческий». - 2022. - № 24-3 (194). - С. 55-58.
6. Агрицкая А.И. Уголовная ответственность по ст. 264, 264.1 УК РФ // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник научных статей. - 2021. - С. 129-133.
7. Башилов В.В., Марков А.В. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, и проблемы отграничения их от административных правонарушений // Журнал «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов». - 2020. - С. 24-26
8. Безрукова О. В., Матюшин Н. М. Развитие института уголовной ответственности за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств в России // Журнал «Наука. Общество. Государство». – 2019. – С. 18-20
9. Бобыкин А.С., Швецов А.В. Сложность интерпретации статьи 264 УК РФ // Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски. Сборник научных статей. - 2020. - С. 44-46.
10. Вахрушев А.Ю. Актуальные вопросы квалификации преступления предусмотренного ст. 264 УК РФ – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Юриспруденция в теории и на практике: вопросы совершенствования правовой грамотности». – 2019. – 9-13
11. Глазков Д.А., Малахов Г.В. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ // Журнал «Дневник науки». - 2022. - № 12 (72). – С. 34
12. Дуюнов В. К. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.К. Дуюнова. — 6-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 780 с.
13. Ищенко Е.П. Смертельно опасная триада, или Всё о дорожной безопасности / Е.П. Ищенко. — М. : Проспект, 2017. — 368 с.
14. Карцева К.П. Субъект преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ // Журнал «Современные проблемы юридической науки». - 2021. - С. 57-59.
15. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 4. Особенная часть. / В. М. Лебедев [и др.] ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 276 с.
16. Коренная А.А., Агапушкин А.В. Понятие и признаки транспортного преступления // Журнал «Молодой ученый». -2019. -№ 49 (287). - С. 334-336.
17. Крапива И.И. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ // Журнал «International Law Journal». - 2023. - Т. 6. - № 7. - С. 29-35.
18. Курдияшко С.Д. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика. Сборник научных статей. - 2023. - С. 258-265.
19. Лотоцкий В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий // Журнал «Постулат». - 2019. - № 3 (41). - С. 75.
20. Новикова Т.Ю., Горбунов И.А. Уголовно-правовая характеристика состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2021. - № 34. - С. 1859-1865.
21. Писаревская Е.А., Дворжицкая М.А. Вопросы применения ст. 264.1 УК РФ // Евразийский юридический журнал. - 2023. - № 5 (180). - С. 317-319.
22. Попович Д.Н. Предмет преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Academy». - 2019. - № 1 (40). - С. 71-74.
23. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. (вместе с Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.) // СУ РСФСР, 1922, N 15, ст. 153 (утратил силу)
24. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") // СУ РСФСР, 1926, N 80, ст. 600 (утратил силу)
25. Тагамлицкий А.С. Уголовная ответственность за преступления, нарушающие правила дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств // Журнал «Вестник науки и образования». - 2019. - № 2-2 (56). - С. 65-69
26. Уголовное право России: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / О. С. Капинус [и др.]; под редакцией О. С. Капинус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 704 с.
27. Уголовное право: учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.]; под общей редакцией В. В. Векленко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 512 с.
28. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960)(ред. от 30.07.1996) // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497 (утратил силу)
29. Штаб О. Н., Кравчук Т. Е. Становление уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, по уголовному законодательству СССР и Российской Федерации // Журнал «Алтайский вестник государственной и муниципальной службы». – 2020. – С. 71-73
Материалы правоприменительной практики:
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 N 17-П По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда // Российская газета, N 100, 11.05.2018
31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения // Российская газета, N 265, 26.12.2008
32. Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2020 года по делу № 44у-57/2020 // Документ официально опубликован не был, официальный сайт Челябинского областного суда - http://www.chel-oblsud.ru