Фрагмент для ознакомления
2
Практика рейтингования городов в последние годы находится в процессе активного развития, однако пока построение рейтингов затрудняется качеством статистических данных по показателям или их отсутствием. Рейтинговая оценка на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных инструментов первичного анализа территориальной структуры социально-экономического положения [23, 24].
Рейтингирование позволяет выделить сильные и слабые стороны в устойчивом развитии территории с целью определения потенциального роста и формирования стратегии дальнейшего развития.
Рейтинги характеризуются двойственной сущностью, то есть являются субъективно-объективными. Их объективность заключена в области расчетов в рамках статистики и математики, а выбор показателей и их весовых значений носит сугубо субъективный характер, поскольку зависит от принимающего решение человека.
В настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной науке не существует единой методики разработки рейтингов социально-экономического развития муниципальных образований, что вызвано различными причинами, включая особенности сбора первичных статистических данных и специфику развития статистических систем в целом.
В законодательном пространстве РФ существует ряд нормативных документов, направленных, прежде всего, на оценку эффективности деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, практически в каждом субъекте РФ имеется своя, закрепленная в местном законодательстве, методика оценки уровня социально-экономического развития [12].
Среди преобладающих на данный момент методик рейтинговой оценки социально-экономического развития по определенным направлениям можно выделить рейтинг устойчивого развития городов РФ («Эксперт РА» ESG-оценка российских городов) [28], (Агентство «Эс Джи Эм») [29], рейтинг ВЭБ.РФ «Индекс качества жизни в городах России» [30], hейтинг городов по уровню развития ГЧП Росинфра [31], методики проводимые Агентством политических и экономических коммуникаций и лаборатории региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [32] и др.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
«Эксперт РА» предлагает методику ESG-оценки российских городов [28]. Три буквы ESG отражают то, как город продвигается к достижению целей в области устойчивого развития. Одна из ЦУР, «Устойчивые города и населенные пункты», напрямую связана с развитием городов и направлена на обеспечение инклюзивности, безопасности, устойчивости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов. В рамках анализа используется термин ESG, где E — экологический фактор (Environmental), S — социальный (Social), G — фактор качества корпоративного и государственного управления (Governance). Рейтинг строится на системе показателей, входящих в три обозначенных блока.
Соответственно, итоговая ESG-оценка является совокупностью оценок по трем блокам: «Экология», «Социальная ответственность» и «Управление».
В рамках каждого из блоков оценка проводится в три этапа [28].
1 этап. Оценка деятельности оцениваемого лица.
2 этап. Оценка действий по минимизации рисков и способности им противостоять.
3 этап. Оценка страновых, региональных и макрорегиональных рисков.
Подробно методика «Эксперт РА» ESG-оценка российских городов приведена на сайте [28].
Агентство «Эс Джи Эм» имеет схожий подход с выше рассмотренным, однако ESG-Повестка дня в контексте изменившихся макроэкономических и геополитических условий в 2022 году была переконфигурирована [29]. Несколько экологических инициатив из-за внешнего санкционного давления были отложены. Ориентируясь на текущую повестку дня, города должны были изменить меры и направления развития ESG.
Рейтинг строится на основе 43 статистических показателей3, характеризующих развитие города по пяти основным блокам: экономическое развитие, городская инфраструктура, демография, социальная инфраструктура, экология. Перечень показателей Рейтинга устойчивого развития городов РФ можно в полном объеме посмотреть на сайте [29].
Для построения Рейтинга составлен интегральный показатель-индекс устойчивого городского развития (UR). Этот индекс рассчитывался на основе 43 показателей устойчивого развития региона по пяти основным блокам: экономическое развитие, городская инфраструктура, демография, социальная инфраструктура и экология.
Для построения показателей внутри блоков выполняется операция линейного масштабирования (нормирования), то есть определения положения конкретного города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1, где 1 характеризует город как абсолютного лидера по показателю, а 0-как абсолютного аутсайдера.
Методология Рейтинга основана на опыте ведущих международных исследовательских групп и организаций и отражает особенности развития российских городов. Например, в российской действительности особое значение для устойчивости городского развития в среднесрочной перспективе имеют демографические факторы, поэтому в рамках Рейтинга демографические показатели выделены в отдельный блок в рамках оценки социальной сферы города. Также следует отметить, что при оценке устойчивости городского развития, в отличие от Рейтинги ESG (который сейчас активно используется в некоторых региональных рейтингах), большое внимание уделяется экономическому развитию и городской инфраструктуре.
Росинфра [31] формирует рейтинг городов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства, такой рейтинг проводится в целях стимулирования более активного привлечения частных инвестиций в городскую инфраструктуру и улучшения инвестиционного климата посредством применения механизмов ГЧП.
Рейтинг рассчитывается Национальным Центром ГЧП на основании данных, предоставленных муниципальными образованиями в рамках Платформы «РОСИНФРА», открытых источников, а также направленных в официальном порядке в адрес Национального Центра ГЧП. Текущее положение городов на данный момент времени (в ежеквартальном срезе) отображается на Платформе «РОСИНФРА» [31].
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать конкурентные преимущества городов с точки зрения их привлекательности для лидеров науки, хайтека и креативных индустрий и представляет второе издание Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов HSE Global Cities Innovation Index 2023 (HSE GCII 2023) [32]. Рейтинг опирается на 74 показателя, сгруппированных в 22 раздела и распределенных по трем блокам – «Технологическое развитие», «Креативные индустрии» и «Городская среда». По каждому блоку рассчитаны соответствующие субиндексы, формирующие интегральный индекс HSE GCII, по которому проведено итоговое ранжирование 200 городов.
В качестве вывода следует отметить, что описанные методики можно считать эффективным управленческим инструментом, имеющим практическую значимость для представителей органов управления разных уровней, а также для экспертов, бизнеса, общественности и всех заинтересованных сторон, так как позволяют на их результатах принимать действенные управленческие решения.
2 Характеристика рейтинга городов
2.1 Рейтинг российских городов с использованием различных критериев оценки
Рассмотрим рейтинговую оценку социально-экономического развития городов, конечным продуктом которой выступает рейтинг на основе интегрального показателя государственно-частного партнерства, предлагаемой Росинфра [31]. Для анализа отобраны 204 крупнейших городов областного, краевого и республиканского значения с разными уровнями социально-экономического развития, возможностями бюджетов и опытом в сфере ГЧП. Значение интегрального показателя, на основании которого формируется ГЧП-рейтинг, определяется в соответствии с методикой на основе оценки значений составляющих его факторов. Позиции и динамика городов-лидеров рейтинга приведены на рисунке 2.1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Бычкова С.Г. Развитие «умных городов» в эпоху цифровизации: концепция и возможности оценки / С.Г. Бычкова, Л.С. Паршинцева // Актуальные вопросы экономики и финансов: Сборник статей международной научно-практической конференции, Ижевск, 14 октября 2021 года. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2021. – С. 46-49.
5 Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2022. – 441 с.
6 Власова Е.Е. Оценка качества государственного и муниципального управления субъекта Российской Федерации // Научный потенциал. – 2020. – № 2(29). – С. 45-48.
7 Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 395 с.
8 Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2020. – 484 с.
9 Головенчик Г.Г. Цифровые технологии – ключевой драйвер развития умных городов: анализ мировых рейтингов / Г.Г. Головенчик // Цифровая трансформация. – 2022. – Т. 28, № 1. – С. 5-19.
10 Изутова О.В. ГЧП и городская экономика / О. В. Изутова // Журнал Бюджет. – 2021. – № 5(221). – С. 66-67.
11 Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2022. – 500 с.
12 Молчанова Н.П. Программно-целевой подход в управлении развитием федеральных округов и субъектов российской федерации: монография. – М.: Макс-Пресс, 2011. – 340 с.
13 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 301 с.
14 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 594 с.
15 Неробова В.А., Тюлю Г.М., Хавроничев В.И. Оценка социально-экономического развития городов методом динамического норматива // Научная мысль. – 2019. Т. 8. – № 2 (32) . – С. 61–65.
16 Принцип города: организационное представление / В. А. Никитин, Е. Н. Никитина. – Тольятти : Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 2000. – 46 c.
17 Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
18 Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Под ред. Ю.Н. Шедько. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 205 с.
19 Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум / Под ред. Ю.Н. Шедько. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 302 с.
20 Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум / Под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. – М.: Юрайт, 2020. – 351 с.
21 Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум / Под ред. Л.Л. Игониной. – М.: Юрайт, 2022. – 480 с.
22 Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов: 2023 / В.О. Боос, Л.М. Гохберг, Е. А. Иванова [и др.]. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. – 316 с.
23 Тисленко М.И. Рейтинги как способ оценки эффективности политики развития городов / М. И. Тисленко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2022. – Т. 30, № 2. – С. 242-252.
24 Тюлю Г.М. Разработка рейтинга социально-экономического развития города / Г.М. Тюлю, В.И. Хавроничев // Устойчивое развитие города и региона: социальные и социологические проблемы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Череповец, 01–03 ноября 2022 года. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2023. – С. 70-81.
25 Шолохов А.Ю. Рейтинг комфортности городов мира и актуальные урбанистические тенденции 21 века / А.Ю. Шолохов // Научный журнал. – 2021. – № 1(56). – С. 39-45.
26 Чистопольская Е.В., Щербань Е.Г. Формирование методики рейтинговой оценки комплексного социально-экономического развития муниципальных образований региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 18, вып. 3. – С. 305-313.
27 Mumford L. The culture of cities. N.Y., 1938, p.294.
28 Официальный сайт «Эксперт РА» // Электронный ресурс / https://raexpert.ru/ (дата обращения 05.12.2023).
29 Официальный сайт ООО «АГЕНТСТВО ЭС ДЖИ ЭМ» // Электронный ресурс / https://www.agencysgm.com (дата обращения 28.11.2023).
30 Официальный сайт ВЭБ.РФ «Индекс качества жизни в городах России» // Электронный ресурс / https://citylifeindex.ru/ (дата обращения 05.12.2023).
31 Официальный сайт Росинфра // Рейтинг городов по уровню развития ГЧП // Электронный ресурс / https://adm.rosinfra.ru/digest/rating-of-cities/2023?ysclid=lpqq1doho469188292 (дата обращения 05.12.2023).
32 Официальный сайт НИУ ВШЭ // Электронный ресурс / https://irsup.hse.ru/ (дата обращения 10.11.2023).