Фрагмент для ознакомления
2
Среди последних событий в этой сфере – безвозмездное оказание военно-технической помощи ЦАР. Крупнейшими партнерами Российской Федерации являются Ангола, Судан, Уганда и Эфиопия. Участие России в проектах помощи развитию Африки также имеет политический эффект. С учетом значительных целевых средств, переданных Россией ВОЗ, объем российской помощи Африке в 2017 году превысил $1 млрд. Российская сторона намерена расширить содействие развитию энергетики в странах Африки, а также поддержать проекты по локализации производства.
Перспективы усиления политической и военно-политической составляющей российско-африканского сотрудничества четко обозначились в 2018 году в ходе визита Министра иностранных дел Сергея Лаврова в шесть африканских государств и участия Владимира Путина в саммите БРИКС в ЮАР. Эти события подтвердили, что интерес России к делам Африки носит стратегический характер и что российская сторона в целом удовлетворена уровнем политического диалога. Многие африканские государства разделяют позицию России по ключевым вопросам современной международной повестки дня. Однако в номенклатуре пересекающихся позиций пока не включен ряд важных для России вопросов, в частности признание результатов референдума в Крыму.
Экономическое присутствие России в Африке существенно уступает позициям ведущих стран Запада, а также партнеров по БРИКС, прежде всего Китая, и ряда других государств. Тем не менее Африка является перспективным рынком для российских товаров и важным поставщиком дефицитного сырья.
Торгово-экономическое сотрудничество между российскими и африканскими партнерами заметно растет, в том числе благодаря перспективам реализации Соглашения о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли (АКЗСТ), подписанного африканскими государствами в 2018 году. Обсуждается ряд актуальных вопросов. Также выявлены, к числу которых эксперты относят институционализацию экономических связей. Россия имеет регулярные внешнеторговые связи с 19 странами Африки. Но достигнутые показатели сотрудничества остаются достаточно скромными – внешнеторговый оборот едва достигает 2,5% от общего внешнеторгового оборота России с зарубежными странами [4].
С другой стороны, общий объем несырьевого экспорта России в Африку составляет 6,3% несырьевого экспорта России, или около 70% российского экспорта в регион. По итогам 2017 года товарооборот России со странами Африки увеличился более чем на 25% по сравнению с периодом 2015-2016 годов, но он все еще недостаточно диверсифицирован. Традиционно позиции России на африканском рынке вооружений сильны. Эта тенденция усиливается в последние годы, несмотря на острую конкуренцию. В 2017–2018 годах Россия занимала первое место по поставкам вооружений в страны Африки к югу от Сахары[12].
Сельское хозяйство занимает важное место в торговом обороте. Африка становится перспективным рынком для российского зерна и сельхозтехники. На фоне российских контрсанкций страны Африки наращивают прямые поставки растительной продукции на российский рынок.
В топливно-энергетическом секторе у России и стран Африки развиваются неоднозначные, но достаточно системные по своему характеру отношения, в которых периоды сотрудничества сменяются периодами разногласий. Похоже, что в освоении «энергетической ниши» взаимодействия российскими структурами остаются неиспользованные резервы, которые имеются в других сферах. Российский бизнес в Африке представлен как государственными, так и частными корпорациями. Однако на долю Африки приходится лишь 1,5% всех российских иностранных инвестиций.
Тем не менее круг стран, с которыми осуществляется инвестиционное сотрудничество, расширяется – Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Гана, Либерия, Сьерра-Леоне. ЮАР заинтересована не только в импорте высокотехнологичных российских товаров, но и в их совместном производстве [13]. Наибольший интерес крупного российского бизнеса вызывает энергетика и горнодобывающая промышленность, а также сельское хозяйство, промышленное производство, транспорт и инфраструктура [1]. Возможность развития атомной энергетики в той или иной форме в различных странах активно обсуждается [13].
Судан, Конго и Сенегал проявляют интерес к реализации совместных с Россией проектов в нефтегазовых месторождениях. В 2016 году было подписано соглашение с Зимбабве о сотрудничестве в разработке второго в мире месторождения платины. Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий.
Все больше российских предприятий выходят или стремятся выйти на африканские рынки. Российский бизнес использует разнообразные формы работы в регионе, в частности, создание совместных предприятий различного профиля. Возможности российско-африканского экономического сотрудничества далеко не исчерпаны. Оно испытывает негативное воздействие различных факторов, которое до сих пор не удалось снизить, несмотря на создание в 2016 году консультативного совета «Африканская бизнес-инициатива» при участии МИД РФ, Института Африки Российская академия наук и ряд бизнес-структур.
2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ РОССИИ
Желание России играть заметную роль в Африке подкрепляется достижениями Москвы на Ближнем Востоке. Успех в Сирии, качественное укрепление партнерства с Египтом и активизация участия в делах Ливии открыли двери в Африку. Россия увидела игрока, который не бросает союзников и друзей, может способствовать укреплению суверенитета, диверсифицировать внешнюю политику, не попадает в зависимость от других внешних игроков (или ослабляет их), не стремится и не имеет ресурсов для установления собственной гегемонии. на Ближнем Востоке и в Африке. И здесь, и там Россия действует автономно, не ориентируясь на каких-либо нерегиональных игроков.
Речь не идет о возвращении России к роли Советского Союза на африканском континенте. Тогда Москва, руководствуясь логикой «холодной войны» и коммунистической идеологией, направила огромные средства на поддержку стран социалистической ориентации и расширение их числа. Сегодня Россия старается не рассматривать Африку как арену соперничества с США или другими недружественными центрами силы, а политика в этом регионе не рассматривается как элемент глобальной игры с нулевой суммой. Оно определяется прежде всего соображениями построения отношений России с самими африканскими странами, имеющими самостоятельное значение, а также экономическими и политическими выгодами, которые можно извлечь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова И. О., Фитуни Л. Л. Потенциал Африканского континента в стратегии развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 9. – С. 24–35.
2. Абрамова И. О. Россия и Африка: вызовы и возможности в новых глобальных реалиях // Азия и Африка сегодня. – 2017. – № 12. – С. 2–7
3. Архангельская А. Жизнь после Зумы: что ждать России от нового президента ЮАР // РБК, 19.02.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/19/02/2018/5a8ac6bb9a79473048 947ac6 (дата обращения: 07.12.2023).
4. Борзова А.Ю. Бразилия – Африка: пример высокоэффективного и перспективного сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2013. № 9 (674). С. 30-36.
5. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова журналу «Hommes d’Afrique», Москва, 5 марта 2018 года. МИД РФ, 05.03.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3106421 (дата обращения: 03.10.2023).
6. Исмагилова Р.Н. Эфиопия: история Сомали // Вопросы истории. 2017. № 9. С.120-133
7. Искендеров П.А. Европа: кризис идентичности или «раздвоение личности»? // Международная жизнь. 2012. № 1. С. 76-82.
8. Пономаренко Л.В., Гранова М.Ю. Король Марокко Хасан II: приоритеты внутренней и внешней политики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2002. № 1. С. 138-154.
9. Россия - Африка: Клондайк взаимодействия. Интервью с Л.Л. Фитуни (Институт Африки РАН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. № 2. С. 334-349
10. Сидорова Г.М. Демократическая Республика Конго: становление демократических институтов власти // Африка: основания для нового старта: Ежегодник – 2011. М.: РУДН, 2011
11. Следзевский И.В. Новое геоэкономическое положение стран Африки южнее Сахары и проблема эндогенного развития региона // Африка как ресурс глобальных влияний: Ежегодник - 2015. М.: РУДН, 2015
12. Трофимова О., Щедрин А. Экономические приоритеты отношений России и Африки южнее Сахары // Международные процессы. – 2015. – № 4. – С. 122–134.
13. Шубин В. Г., Архангельская А. А. ЮАР: трудное время для стратегического партнера России // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 2. – С. 77–88