Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5
1.1. Дополнительное образование как средство развития творческих способностей обучающихся образовательных организаций 5
1.2. Комплекс мероприятий в системе дополнительного образования для художественной направленности 10
1.3. Организационно-педагогические условия организации дополнительного образования художественной направленности 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 19
2.1. Роль дополнительного образования художественной направленности 19
2.2. Особенности реализации дополнительного образования и внеурочной деятельности художественной направленности в образовательных организациях 22
2.3. Методические рекомендации по организации дополнительного образования художественной направленности 24
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня необходимо выполнять социальный заказ на творчески развитую личность, способную проявлять и реализовывать себя в нестандартных условиях. Задачей дополнительного образования в этом случае является необходимость реализации потенциальных возможностей детей на основе их индивидуальности. На первое место выступают принципы личностно-ориентированного обучения, сформулированные российским педагогом И.С. Якиманской. Если это перевести на одарённых детей, в особенностях образования можно отметить следующее:
-создание системы развивающего образования, обеспечивающего раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей;
-изучение факторов психолого-педагогического воздействия на процессы формирования личности;
- эффективная реализация познавательных способностей детей;
-управление процессом развития интеллектуальных способностей детей.
Для гармоничного развития ребенка и пробуждения в нем творчества необходима очень развитая фантазия и богатое воображение. Педагоги, которые работают с детьми, с подобными задачами достаточно хорошо справляются. В системе дополнительного образования дети всегда имеют возможность заниматься искусствами, музыкой, танцами, вокалом, рисованием и многим другим. Все дети имеют практическую возможность заниматься тем, что им нравится. Тем не менее, важно понимать, что высокий уровень интеллектуального развития не является основным признаком одаренности. Даже при среднем уровне интеллекта выдающиеся достижения детей представляются вполне возможными. Можно отдельно в этом случае говорить о важной роли эмоционально-мотивационных факторов, креативных способностей, особенностей личности, социальных условий и др.
Сегодня педагоги часто используют различные методики диагностики способностей детей. Это не только традиционные психологические тесты и чисто количественные оценки уровня развития способностей детей. Сегодня в этих вопросах всё чаще предлагают глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности и ее отличительных особенностей. Здесь наиболее всего важен индивидуальный путь развития одарённого ребёнка. Диагностика одаренности детей сегодня проводится в пространстве различных видов учебной и воспитательной деятельности.
В таких условиях детские способности раскрываются шире и иногда с самых неожиданных сторон. После выявления одарённости ребёнка необходимо эту одарённость поддержать. Психологическая и педагогическая диагностика ребенка не ограничивается констатацией наличия факта его одарённости. Необходима большая работа с педагогами, родителями и иными заинтересованными лицами. Подобного рода работа должна подразумевать создание и проектирование специальных методов диагностики развития детской одаренности. Сегодня специалисты в этой области пытаются выделить критерии и показатели для различных видов детской одарённости [20]. Ими уже определён ряд одаренностей по виду деятельности, но прежде всего, отмечены обеспечивающие их сферы психики:
1. Интеллектуальная.
2. Эмоциональная.
3. Мотивационно - волевая.
Каждая из этих сфер характеризуется различными уровнями психической организации. В эмоциональной сфере различают уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. Психологи также выделяют различные по содержанию виды одаренности. К примеру, в художественно-эстетической деятельности сегодня отдельно различают:
1. Изобразительная одарённость.
2. Музыкальная одарённость.
3. Литературно-поэтическая одарённость.
4. Хореографическая одарённость.
5. Актёрская одарённость.
Актуальная одаренность подразумевает, что уровень психического развития ребёнка в настоящий момент позволяет ему добиваться высоких результатов в определенных видах деятельности. Потенциальная одаренность – это билет в будущее. Это определенная совокупность психических возможностей ребенка, которую заметит каждый опытный педагог и это позволит ему спрогнозировать будущие высокие достижения ребёнка в каком-либо виде деятельности. Способности детей с потенциальной одаренностью, как правило, не сформированы в должной мере.
Необходимы особые благоприятные условия, чтобы появилась возможность развить такой потенциал. Всегда есть риск того, что одаренность ребенка так и останется нераскрытой. Необходимо отметить, что практически все психологи, кто занимался и занимается проблемами одарённости, говорили про одарённость потенциальную. Процесс раскрытия потенциала ребёнка может занять достаточно длительный период. Такую одарённость часто называют латентной. Латентную одаренность чрезвычайно сложно распознать.
Выявление потенциальной одаренности является достаточно сложной задачей, поскольку речь идёт о том, чего ещё нет. Речь идёт о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы воспитания и развития одаренных детей [13]. Такие дети проявляют высокую мотивацию к обучению и всегда достигают высоких результатов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2016. – 205 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173с.
4. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
5. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 05.12.2023).
6. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 05.12.2023).
7. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 05.12.2023).
8. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
9. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/(дата обращения: 05.12.2023).
13. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 05.12.2023).
14. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
15. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 05.12.2023).
16. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 05.12.2023).
17. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с. 8-15.
18. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 05.12.2023).
19. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с.219-226.
20. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 05.12.2023).
21. Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/13431/1/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%D0%92._%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7-1506%D0%94.pdf (дата обращения: 05.12.2023).
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
24. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности младшего школьника в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/
(дата обращения: 05.12.2023).
25. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.