Фрагмент для ознакомления
2
Уже в воспитательный процесс детей дошкольного возраста входит формирование культурно-гигиенических навыков. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы личной гигиены, культуры поведения за столом, поддержание порядка одежды и обуви, культура взаимоотношений с окружающими людьми и т.д.
По мнению Н.А. Андреевой, «культурно-гигиенические навыки включают доведенное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах»[ Андреева, Н. А. Теоретические аспекты проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста / Н. А. Андреева, А. Андрюкова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: Материалы X Международной научно-практической конференции, Шадринск, 05 декабря 2019 года / Отв. редактор Л.И. Пономарева. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2020. – С. 75-79].
В исследованиях Н.И. Авсюкевич «культурно-гигиенические навыки рассматриваются как умения соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания, которые, по мнению автора, следует вырабатывать у детей с раннего возраста, поскольку именно культурно-гигиенические навыки и привычки необходимы любому человеку для жизни, труда и сохранения здоровья»[ Авсюкевич Н.И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности / Н.И. Авсюкевич И.А. Башкатова // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 901-903].
Исследуя проблему навыков самообслуживания Н.А. Труфинова, рассматривала культурно-гигиенические навыки как «умение соблюдать и поддерживать правила личной гигиены, входящие в культуру поведения ребенка, где основа гигиенического воспитания выступает главной частью общего воспитания детей»[ Труфанова Н.А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н.А. Труфанова, Т.М. Ширина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 78-80].
В своих исследованиях Е. Ю. Конина отмечает, что «культурно-гигиенические навыки являются неотъемлемой частью культурного поведения, к которым можно отнести навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми»[ Конина, Е. Ю. Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. возраста / Е. Ю. Конина – М.: Айрис-пресс, 2013. – 12 с.].
Одним из важных научных положений в контексте формирования культурно-гигиенических навыков выступают представления о ведущей деятельность. Под понятием «ведущая деятельность» А. Леонтьев и другие исследователи понимают такую деятельность, развитие которой обусловливает основные изменения в психических процессах и личности ребенка на определенной стадии развития (в возрасте младенца – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте – предметно-практическая деятельность; в дошкольном возрасте - игровая деятельность)[ Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // СДО. 2019. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-i-razvitie-doshkolnika-kak-subektadeyatelnosti-i-povedeniya-v-detskom-sadu].
В рамках ведущей деятельности развиваются психические процессы, которые обеспечивают подготовку ребенка к переходу на новую, высшую ступень его развития.
Готовность ребенка к определенным видам игровой, учебной, трудовой деятельности формируется одновременно, а зависит от уровня созревания соответствующих функциональных систем. Выразительной особенностью дошкольного возраста выступает интенсивное развитие двигательных анализаторов и связанной с ними большой потребности в двигательной активности. Дети готовы к исполнению не только простых движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), а также и сложных: самостоятельно одеваться, раздеваться, застегиваться и тому подобное. Качество выполнения этих действий опосредуется уровнем моторной зрелости ребенка.
Вопросы формирования культурно-гигиенических навыков, как основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста, изучались в аспекте трудового воспитания В.А. Доскин[ Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М.: Логос, 2012. - 97 с.], Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Л.Ю. Павловой[ Закеева, Е. И. Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте / Е. И. Закеева, Н. И. Береза // Слагаемые педагогической практики : Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертнометодический центр", 2018. – С. 74-79], Б.Ю. Шапировой[ Шапиро, Б.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников / Б.Ю. Шапиро / под ред. В.А. Галичина. – М.: Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2015. – 240 с.] и другими. Они рассматривали период младшего дошкольного возраста как сенситивный по формированию способов действий по самообслуживанию, поскольку на 2-3 году жизни в онтогенезе пробуждается высокая природное любопытство ребенка к труду взрослых и настойчивое стремление самой включаться в совместные со взрослыми действия. Кроме того, потребностями предметно-практической, а впоследствии игровой деятельности младших дошкольников мотивируется их познавательная деятельность в целом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Авсюкевич Н.И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности / Н.И. Авсюкевич И.А. Башкатова // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 901-903
2.Андреева Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 12-16.
3.Андреева, Н. А. Теоретические аспекты проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста / Н. А. Андреева, А. Андрюкова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: Материалы X Международной научно-практической конференции, Шадринск, 05 декабря 2019 года / Отв. редактор Л.И. Пономарева. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2020. – С. 75-79
4.Арушанова, А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников /А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова //Детский сад от А до Я. - 2014. - №3. – С.22 - 38.
5.Белоус, А. П. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / А. П. Белоус // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2020. – № 2(13). – С. 21-25.
6.Варенцова Н.А. Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы / Н. А. Варенцова // Молодой ученый. – 2019. – № 4 (242). – С. 381-384
7.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М.: Логос, 2012. - 97 с.
8.Гирусов, Э. В. Воспитание основ культурно-гигиенических навыков в детском саду: методическое пособие / Э.В. Гирусов, Е.В. Гончарова. – М.: Творческий центр, 2016. – 513 с
9.Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // СДО. 2019. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-i-razvitie-doshkolnika-kak-subektadeyatelnosti-i-povedeniya-v-detskom-sadu
10.Закеева, Е. И. Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте / Е. И. Закеева, Н. И. Береза // Слагаемые педагогической практики : Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2018. – С. 74-79
11.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003
12.Конина, Е. Ю. Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. возраста / Е. Ю. Конина – М.: Айрис-пресс, 2013. – 12 с.
13.Кудрявцева, Е.А., Пермякова М.А. Методические рекомендации по использованию наглядно-дидактического комплекта «Гигиенические основы воспитания детей раннего возраста: алгоритм в картинках» для организации освоения дошкольниками культурно-гигиенических и трудовых навыков / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова – Вогоград: Учитель, 2017. – 23с.
14.Сак Г.Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. 2013. № 3. С. 56–62
15.Труфанова Н.А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н.А. Труфанова, Т.М. Ширина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 78-80
16.Шапиро, Б.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников / Б.Ю. Шапиро / под ред. В.А. Галичина. – М.: Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2015. – 240 с.
17.Шахманова, A. Ш. Проблема формирования у младших дошкольников положительного отношения к выполнению культурногигиенических навыков в практике работы дошкольных организаций / A. Ш. Шахманова, А. С. Гаспарян // Молодой ученый. – 2019. – № 3(241). – С. 384-386.
18.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005.