Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Историческое повествование о Киевской Руси, поворотной главе в летописи восточноевропейской истории, значительно обогащено фигурой князя Святослава Ярославича. Исследование его жизни и правления охватывает не только важнейший период в эволюции русинского государства, но и служит призмой, через которую можно рассмотреть более широкие историографические течения региона. Данное исследование посвящено многогранной историографии, окружающей Святослава Ярославича, и стремится распутать сложный сюжет, состоящий из исторических, политических и культурных нитей, определяющих его наследие.
В основе этого исследования лежит проблематика историографической интерпретации и конструирования культурной памяти. Историографический дискурс о Святославе Ярославиче представляет собой палимпсест, покрытый различными интерпретациями и нарративами, которые развивались на протяжении веков. Исследование направлено на то, чтобы вскрыть эти слои, изучив первоисточники, такие как «Повесть временных лет», и сопоставив их с более широким фоном историографии Киевской Руси. Необходимо тщательно проанализировать эпистемологические рамки, сформировавшие наше понимание эпохи Святослава, вскрыть палимпсестную природу исторических повествований и анахронические навязывания, часто встречающиеся в историографическом анализе.
Объектом данного научного исследования является историографическая репрезентация князя Святослава Ярославича, фигуры монументального значения в летописи Киевской Руси. В исследовании рассматривается многообразие аспектов его изображения в исторических нарративах, культурной памяти и научном дискурсе. Предмет исследования включает изучение первичных и вторичных источников, составляющих историографический корпус о Святославе Ярославиче, в том числе древних летописей, современных историографических трактатов и культурных артефактов, освещающих его личность и эпоху.
Целью данного исследования является прояснить историографические и культурные образы Святослава Ярославича, тем самым раскрывая сложности и нюансы, присущие историческому пониманию и культурной репрезентации его фигуры.
Для достижения этой цели исследование строится вокруг нескольких взаимосвязанных задач. Во-первых, это герменевтический анализ первичных летописей, в частности «Повести временных лет», с целью выявления первоначального изображения и контекста правления Святослава. Эта задача предполагает филологические раскопки древних текстов с целью извлечения фактических данных и интерпретационных нюансов. Во-вторых, в исследовании проводится сравнительный историографический анализ, сопоставляющий изображение Святослава в различных исторических источниках в разные периоды времени, что позволяет выявить диахроническую эволюцию его повествования. Такой сравнительный подход играет ключевую роль в выявлении историографических преемственностей и разрывов. В-третьих, исследование включает в себя изучение репрезентации Святослава в культурных и художественных выражениях, оценивая его роль в гобелене национальной памяти и идентичности. Изучение этого аспекта направлено на преодоление разрыва между исторической фактичностью и культурной репрезентацией, предлагая понимание процесса мифотворчества и конструирования памяти. Наконец, исследование стремится синтезировать эти разнообразные аспекты в целостное понимание историографического и культурного наследия Святослава Ярославича, предлагая новые теоретические рамки и методологии для будущих исследований в этой области.
Данное исследование стремится внести вклад в историографический дискурс о Киевской Руси, предоставляя нюансированный и многогранный анализ князя Святослава Ярославича, тем самым углубляя понимание средневековой истории Восточной Европы и ее непреходящего влияния на современные культурные и национальные идентичности.
Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, объединяющий историографический анализ, филологическую экспертизу и культурологию. Опираясь на обширный корпус источников, исследование использует герменевтические методы для интерпретации и синтеза различных исторических перспектив. Первоисточники, включая хроники и анналы, подвергаются критическому анализу с точки зрения фактического содержания и построения повествования. Анализ дополняется диахроническим исследованием вторичных источников, начиная с ранних историографических работ и заканчивая современными научными интерпретациями, чтобы проследить эволюцию образа Святослава Ярославича.
Ключевым моментом методологии является использование «Истории Российской» В.Н. Татищева и «Истории государственного управления Российского» Н.М. Карамзина, которые представляют собой основополагающие историографические перспективы. Всеобъемлющий исторический синтез, предложенный С.М. Соловьевым в «Истории России с древнейших времен», сопоставляется с церковно-политическим нарративом, очерченным М.Д. Приселковым в его очерках по истории Киевской Руси. Объемный труд М.С. Грушевского по украино-русской истории предлагает своеобразную точку зрения, обогащая исследование более широким географическим и культурным контекстом.
В дальнейшем анализ объединяет представления А.Е. Преснякова о княжеской власти в Древней Руси, дополняя их фундаментальным трудом Б.Д. Грекова о Киевской Руси. Г.В. Вернадского «Золотой век Киевской Руси» дает критическую переоценку эпохи, предлагая нюансы понимания ее культурной и политической динамики. Социально-политическая история Древней Руси, изложенная П.П. Толочко и А.П. Толочко, представляет собой подробное исследование княжеской власти и идеологии. Исследование Н.Ф. Котляром раздробленности Руси углубляет понимание политической обстановки в период правления Святослава.
Работа С.Е. Цветкова, посвященная эпохе междоусобиц, служит важным фоном для понимания политических и социальных потрясений этого периода. Генеалогические и матримониальные союзы династии Рюриковичей, подробно описанные Н. Баумгартеном, дают важнейшее представление о династической политике того времени. Рассмотрение древнерусских надписей С.А. Высоцким и изучение актовых печатей Древней Руси В.Л. Яниным способствуют пониманию материальной культуры и административных практик.
В исследование также включен анализ Лаврентьевской летописи (Повести временных лет) на предмет наличия первичных исторических сведений. Агиографическое повествование о святом Андрее Первозванном в переводе И. Джавахова создает религиозный и культурный контекст этого периода. Исследование В.Г. Васильевского о русско-византийских отношениях проясняет внешнюю политическую динамику, влиявшую на Киевскую Русь.
Демографические исследования А.С. Усачева дают уникальный взгляд на общественные условия и представления в поздние века, предлагая сравнительные рамки для понимания социально-политического ландшафта времени Святослава Ярославича.
Данная методологическая основа, с ее эклектичным и всеобъемлющим массивом источников, позволяет тщательно и тонко исследовать историографическую репрезентацию князя Святослава Ярославича, обеспечивая многогранное понимание его роли в истории Киевской Руси.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в его вкладе в историографический и культурный дискурс, связанный с князем Святославом Ярославичем и Киевской Русью. В теоретическом плане исследование расширяет рамки историографии, используя синкретический подход, объединяющий традиционный историографический анализ с современными интерпретационными рамками. Предпринимается попытка переосмыслить историографическое повествование о Киевской Руси, предлагая новый взгляд на слияние истории, культуры и формирования национальной идентичности. Используя герменевтические методологии и диахронический анализ, исследование проясняет сложное взаимодействие между исторической фактичностью и построением нарратива, тем самым расширяя эпистемологическое понимание средневековой истории Восточной Европы.
Практическая значимость данного исследования многогранна. В нем дается всесторонний и критический анализ первичных и вторичных источников, что делает его бесценным пособием для ученых и студентов, изучающих средневековую историю, славистику и историографию. Анализ изображения князя Святослава в культурных и художественных произведениях позволяет понять динамику культурной памяти и формирования идентичности, что актуально для историков культуры и социологов. Кроме того, изучение политических, социальных и религиозных аспектов Киевской Руси в период правления Святослава дает практические рекомендации политологам и антропологам, изучающим генезис и эволюцию ранних государственных структур и общественных норм в Восточной Европе.
Данное исследование не только расширяет академическое понимание князя Святослава Ярославича и его эпохи, но и вносит вклад в более широкий дискурс о методологии и философии истории, служа проводником для будущих научных изысканий в области восточноевропейской медиевистики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. Т. 1. М.: Синодальная типография, 1871. 401 с.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1988. 797 с.
3. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. М.: Юрайт, 2019. 287 с.
4. Грушевский М.С. Iсторiя Украши-Руст В 11 т., 12 кн. Т. 2. Киев: Наук. думка, 1992. 640 с.
5. Пресняков А.Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М.: Наука, 1993. 635 с.
6. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.
7. Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. М.: Эксмо-Алгоритм, 2012. 400 с.
8. Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. Киев: Наук. думка, 1987. 249 с.
9. Толочко А.П. Князь в Древней Руси. Власть, собственность, идеология / отв. ред. Н.Ф. Котляр. Киев: Наук. думка, 1992. 224 с.
10. Котляр Н.Ф. Удельная раздробленность Руси. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2013. 270 с.
11. Цветков С.Э. Древняя Русь. Эпоха междуусобиц XI-XIII вв. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо. М.: Центрполиграф, 2016. 528 с.
12. Войтович Л.В. Княжа доба: портрети елгги. Бша церква: Видавець Олександр Пшонювський, 2006. 784 с.
13. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М.: АСТ: Астрель, Харвест, 2009. 560 с.
14. Baumgarten N. Genealoges et mariages occidentaux des Rurikides Russes du X-e au XIII-e siecle. Orientalia Christiana. № 27. Roma, 1927. 96 p.
15. Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. XI-XIV вв. Вып. 1. Киев: Наук. думка, 1966. 237 с.
16. Янин В.Л., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997-2000 гг.). Т. XI. М.: Русские словари, 2004. 288 с.
17. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1970. 327 с.
18. ПСРЛ. Лаврентьевская летопись. Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2001. 496 с.
19. Житие святого Апостола Андрея Первозванного (перевод с грузинской рукописи Давидгареджийскаго монастыря) / пер. И. Джавахова // Христианское чтение. 1869. № 8. С. 151-180.
20. Чичуров И.С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологичес-кой традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России: сб. ст. / отв. ред. А.И. Клибанов. М.: Наука, 1990. С. 7-23.
21. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. : Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006. 908 с.
22. Повесть временных лет / пер. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. СПб.: Вита Нова, 2012. 507 с.
23. Рыдзевская Е.А. Ярослав Мудрый в древнесевер-ной литературе // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М.; Л., 1940. Вып. 7. С. 66-72._
24. Васильевский В.Г. Труды. Т. 2, вып. 1. Русско-византийские отрывки. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1909. 295 с.
25. Бибиков М.В. Byzantinorossica III. Свод византийских актовых свидетельств о Руси (византийские акты X-XIII вв.). 2-е изд. М.: Языки славянской культуры, 2018. 304 с.
26. Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1-47. Л.: Наука, 1982. 136 с.
27. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: междисциплинарные очерки культурных и политических связей IX-XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001. 784 с.
28. ПСРЛ. Ипатьевская летопись. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2001. 648 с.
29. Дмитриев Л.А., Лихачев Д.С. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI -начало XII века. М.: Художественная литература, 1978. 465 с.
30. ПСРЛ. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Т. 9. М.: Языки русской культуры, 2000. 288 с.
31. Усачев А.С. «Старость глубокая» в XIV-XVI в.: демографические реалии и их восприятие современниками (на материале письменных источников) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 1 (55). С. 58-68.
32. Татищев В.Н. История Российская. В 8 т. Т. 2-3. М.: НИЦ «Ладомир, 1995. 688 с.
33. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 2-3. М.: Наука, 1991. 832 с.