Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя с подростками в школе 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 3
1.2. Воспитательная работа в школе: понятие, цель, задачи, направления 12
1.3. Направления, методы, формы воспитательной работы классного руководителя с подростками в школе 17
Глава 2. Опыт воспитательной работы классного руководителя с подростками на примере МБОУ СОШ № 13 им. В.А. Джанибекова 24
2.1. Анализ деятельности школы по воспитательной работе классного руководителя с подростками 24
2.2. Первичная диагностика воспитательной работы классного руководителя с подростками 30
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе классного руководителя с подростками в школе 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложения 43
Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст - это период в развитии ребенка, характеризующийся мощным подъемом жизненной активности и глубокой перестройкой организма. Это возрастной период перехода от детства к взрослой жизни, длящийся с 11 до 16 лет.
По мнению Никитина В.А., подростковый возраст - один из самых сложных, длительных переходных периодов развития человека, который характеризуется рядом физических изменений. Этот момент времени во многом определяет дальнейший путь ребенка. Подростковый кризис определяется фундаментальным изменением системы мотивов - их смещением на новые цели, изменением их иерархии, появлением новых задач.
В этот период времени происходит формирование характера и других основ личности. Такие обстоятельства, как: переход к самостоятельности, замена школьного обучения другими видами социальной деятельности, а также гормональная перестройка организма - делают подростка наиболее уязвимым и податливым к негативным воздействиям окружающей среды.
Подростки стремятся отстоять свою независимость и освободиться от опеки и контроля взрослых. Часто такое стремление приводит к неприятию духовных ценностей и стандартов жизни старшего поколения.
Грановская Р.М. считает, что главной характерной чертой подросткового возраста является физическое развитие ребенка. Этот период характеризуется такими противоречиями, как: нарушение координации движений, непропорциональность, интенсивный рост органов и другие явления, вызывающие ощущение скованности, особенно у девочек. Подростковый возраст - это когда по внешним признакам и по своим притязаниям он взрослый, а по внутренним характеристикам и возможностям он во многом все еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся потребность подростка в привязанности, внимании, интересе к играм, веселью и возне друг с другом. Наряду с ощущением взрослости у подростка развивается самосознание, повышенное чувство собственной значимости, понимание гендера и повышенная критичность.
В подростковом возрасте изменения, связанные с ростом организма, осуществляются с чрезмерной скоростью. Многие подростки, попадая в зависимость от своего физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. На этом фоне всевозможные внешние неприятности воспринимаются особенно остро.
В психическом развитии подростка особое значение имеет сложившаяся система взаимоотношений с окружающими. Характерной особенностью социальной ситуации, свойственной этому периоду, является то, что подросток включается в новую концепцию взаимоотношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая определенное место среди них, выполняя новые функции [1].
Основным изменением социальной ситуации развития в подростковом возрасте является то, что учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует расширению сферы социального общения подростка. Это дает возможность усваивать социальные ценности и формировать нравственные качества личности.
Общение со сверстниками называют важнейшей деятельностью переходного возраста. Общепризнанные нормы социального поведения и нормы морали усваиваются непосредственно во взаимодействии, и здесь формируются отношения равенства и уважения друг к другу. Если ребенок не может найти подходящую для него систему взаимоотношений в школе, то он стремится найти это общение вне школы [2, с. 8].
По мнению Реана А.А., в общении со сверстниками преобладают две противоречивые потребности: потребность принадлежать к группе и потребность в уединении. Периодически ребенок испытывает потребность побыть наедине с самим собой. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится не выделяться среди своих сверстников.
Также одним из наиболее отличительных признаков подросткового возраста являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания через рефлексию о себе и других. Чем лучшее образование и воспитание подросток получил на предыдущих этапах, тем богаче его рефлексия.
Подростки чрезвычайно озабочены собственной духовной, интеллектуальной и волевой сферой. Для них характерно зацикливаться на реальных или воображаемых недостатках. "Некрасивый", "глупый", "безвольный" и другие оценки, выражающие отсутствие достоинств и положительных качеств, выходят на первый план самооценки подростка.
Особенность самосознания и самоуважения в подростковом возрасте отражается на поведении.
На этом этапе ребенок переживает подростковый кризис. Это пик переходного периода от детства к взрослой жизни. Он отличается от предыдущих кризисов большей продолжительностью. Это связано, по мнению Л.И. Божович, с быстрыми темпами физического и психического развития подростков, что приводит к формированию таких потребностей, которые ребенок не может удовлетворить из-за недостаточной социальной зрелости. В то же время возникшие потребности очень сильны эмоционально.
На формирование подросткового кризиса влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы - это постоянный надзор со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток пытается освободиться абсолютно всеми способами. Внутренние факторы отражают индивидуальное развитие ребенка. Меняются привычки и черты характера, которые мешают подростку осуществлять свои планы [3].
На фоне становления взрослым и переживаний ребенок отчаянно пытается "пройти через все". В то же время они начинают пробовать самые запретные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агаджанян А.Г. Исторический опыт становления и развития классного руководства для понимания особенностей воспитательной работы // Развитие образования в контексте цифровой трансформации образования. 2022. с. 134-137.
2. Акиньшина И.Б., Михайлова Д.И. К вопросу о деятельности классного руководителя в школах России и Германии (сравнительный анализ) // Образование школьников. 2021. № 2. с. 26-32.
3. Андриенко Е.В., Попова О.С., Ромм Т.А. Классный руководитель как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа образовательных исследований // Наука для образования сегодня. 2022. Том 12. № 4. с. 73-91. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.04.
4. Бывшая М.В., Демышева А.С., Коротун А.В. Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководителя в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2(56). стр. 95-117. DOI: 10.32744/
5. Воробьева Ж.В. Организация деятельности классного руководителя как условие развития современной системы образования // Большой конференц-зал: дополнительное образование - векторы развития. 2018. № 1. с. 8-11.
6. Гарнышева Т.В., Хафизова Г.М. Взаимодействие классного руководителя и родительского комитета // В мире научных открытий. 2015.No. 11(71). С. 76-80.
7. Журба Н.Н., Семиздралова О.А., Щербаков А.В. Готовность классных руководителей к внедрению событийного подхода в образовательную деятельность // Научное обеспечение системы подготовки кадров. 2021. № 1 (46). С. 96-107.
8. Каспорская О. А. Опыт педагогического руководства и поддержки образовательной деятельности студентов за рубежом [Электрон. ресурс] // Интеллектуальный потенциал XXI века: этапы познания. 2016. № 35. с. 11
9. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26637723&ysclid=l6agbcmox968844356
10. Нечаев М. П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика [Электрон. ресурс] // Воспитание школьников. 2020. № 10. Режим доступа: http://gorono-ozersk.ru/node/262
11. Степанов П. В. Стоя на плечах гигантов: от ценностных основ воспитания к деятельностной модели воспитательных целей [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 1. С. 32-40. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/stoya-na-plechah-gigantov-ot-tsennostnyh-osnov-vospitaniya-k-deyatelnostnoy-modeli-vospitatelnyh-tseley?ysclid=lcysxyv23v145284988
12. Селиванова Н. Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 18-19. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631291&ysclid=l6aoklyazh452085566
13. Ичетовкина Н.М. Трансформация системы воспитательной деятельности классного руководителя: историко-педагогический аспект // Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики. 2020. С. 166-175.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября Труды института бизнес-коммуникаций. Том 10. 2022 127 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 12.09.2022).
15. Примерное положение о классном руководстве. От 02 сентября 2019 № 1/80-1. URL: https://sch1324.mskobr. ru/attach_files/upload_users_files/5db2fcc308412.pdf (дата обращения: 15.11.2022).
16. Тимошкина Н.А. Классное руководство в России: история и современность // Редакционная коллегия. 2022. С. 123-127.
17. Углицкая М.А. Модернизация воспитательной деятельности: классный руководитель в современной школе // Источник. 2020. № 3. С. 36-38.
18. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся". URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/74351950/ (дата обращения: 21.09.2022).
19. Чебунькина Т.А., Мигунова Е.И. Институт классного руководства и кураторства-значимая практика социального взаимодействия с семьей // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. 2017. С. 273-276.
20. Чистякова В.В., Селиванова Л.Н. Трансформация функций и обязанностей классного руководителя в России // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. №. 5. С. 176-180.
21. Шевченко П.В. Классный руководитель в современной московской школе // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 133-139. D0l:10.31857/S013216250005489-0.
22. Novgorodtseva A. N. The impact of economic processes on social mood in the media space // Economic consultant, 2022, vol. 40 (4), pp. 58-71. doi: 10.46224/ecoc.2022.4.6
23. Denessen E., Keller A., van den Bergh L., van den Broek P. Do Teachers Treat Their Students Differently? An Observational Study on Teacher-Student Interactions as a Function of Teacher Expectations and Student Achievement // Education Research International. Vol. 2020. DOI: 10.1155/2020%2F2471956
24. Scherzinger M., Wettstein A. Classroom disruptions, the teacher-student relationship and classroom management from the perspective of teachers, students and external observers: a multimethod approach // Learning Environments Research, 2019, vol. 22, pp. 101-116. DOI: 10.1007/s10984-018-9269-x
25. Koltz R. L., Nelson M. D., Tarabochia D. S.; Elliott A. A Model of Family Well-Being for School Counselors // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, № 55. P. 1-32. Available from: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n55.pdf
26. Blake M. K. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor // Sociology of Education. 2020. Vol. 93, № 4. P. 315-330. Available from: https:// www.researchgate.net/publication/342102304_0ther_Duties_as_Assigned_The_Ambiguous_ Role_of_the_High_School_Counselor
27. Podgornik V., Vogrinc J. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work // SAGE Open. 2017. Vol. 7, № 2. Available from: https://ideas.repec.org/aZsae/sagope/v7y2017i2p2158244017713239. html
28. Cleveland R. E., Hartline J. School Counselor Evaluation Instrument Pilot Project: A School Counselor Association, Department of Education, and University Collaboration // Journal of School Counseling. 2017. Vol. 15, № 12. Available from: https://digitalcommons. georgiasouthern.edu/leadership-facpubs/101