Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты вторичной занятости студентов
1.1. Концептуализация вторичной занятости: исторический и социокультурный контекст
Концептуализация вторичной занятости среди студентов как явления все более сложного и актуального глубоко укоренена в исторических и социокультурных контекстах. В российской и международной практике это понятие включает в себя огромное количество форм и последствий занятости студентов наряду с получением образования. Как отмечают Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко и Е.Д. Вознесенская, мотивы такой занятости разнообразны – от экономической необходимости до стремления получить профессиональный опыт [Константиновский и др, 2009, с.72].
Историческая траектория этого явления показывает динамичное взаимодействие социально-экономических требований и образовательных парадигм. Как отмечает И.Г. Гурова, трансформация российского общества существенно повлияла на характер и масштабы вторичной занятости студентов, что требует более глубокого понимания ее социокультурных основ [Гурова, 2011, с.174-181]. Данный подход дополняется исследованием М.Ю. Дикусаровой, посвященным изучению вторичной занятости студентов. Дикусарова исследует вторичную занятость как стратегию адаптации на рынке труда, подчеркивая прагматические аспекты этой деятельности [Дикусарова, 2013, с.177-182].
В международном контексте, как показали М.Н. Антропова и А.А. Егорова, феномен вторичной занятости студентов принимает различные формы, на которые влияют местные социально-экономические и образовательные структуры [Антропова, 2010, с.145; Егорова и др.] В.И. Герчиков, исследуя нюансы трудовой занятости студентов в системе высшего образования, подчеркивает разнообразие опыта в различных культурных и институциональных ландшафтах [Герчиков, 1999, с.87].
Социокультурная значимость вторичной занятости студентов не ограничивается только экономическими аспектами, но и распространяется на ее влияние на личностное и профессиональное развитие студентов. Как отмечают В.Н. Лаврикова и С.А. Михайловская, опыт совмещения работы и учебы может существенно формировать ценности, компетенции и карьерные траектории студентов [Лаврикова и Михайловская, 2017, с.122].
Концептуализация вторичной занятости среди студентов глубоко укоренилась в богатом историческом и социокультурном контексте. Рассмотрение этого феномена через призму экономической необходимости, социокультурной адаптации и личностного развития позволяет получить полное представление о многогранном опыте работающих студентов как в российском, так и в международном контекстах.
Историческая эволюция и социальная значимость студенческой занятости претерпели значительные изменения, отражая более широкие социально-экономические тенденции и образовательные парадигмы. Как отмечает И.А. Перова, характер и масштабы вторичной занятости формировались под влиянием социально-экономических изменений, особенно в постсоветский период, знаменуя собой изменение динамики рынка труда и роли образования в России [Перова, 1999, с.45]. Эта историческая прогрессия – не просто линейный переход, а сложное взаимодействие социально-экономических сил и образовательной политики.
В основополагающей работе Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко и Е.Д. Вознесенской дан глубокий анализ этой эволюции и показано, как изменение экономического ландшафта потребовало реконфигурации ролей студентов: от преимущественно обучающихся к совмещению ролей обучающихся и зарабатывающих [Константиновский и др, 2002, с.128]. Этот сдвиг – не просто адаптация к экономическим условиям, но и отражение меняющихся социальных ценностей в отношении образования и занятости.
Социальная значимость студенческой занятости многогранна. Как подчеркивает В.И. Герчиков, феномен работающих студентов является не просто ответом на экономические вызовы, но и проявлением эволюционирующего характера высшего образования и его роли в общественном и профессиональном развитии [Герчиков, 1999, с.87]. С этим согласны А.А. Егорова и Н.С. Антонова, которые отмечают, что вторичная занятость студентов стала важнейшим фактором формирования их профессиональных компетенций и будущих карьерных траекторий [Егорова, Антонова, 2019, с.125].
Исследование Т.М. Зайцевой о вторичной занятости в контексте работников образования в таких крупных городах, как Барнаул, предлагает микрокосмический взгляд на это явление, раскрывая различные мотивы и последствия такой занятости [Зайцева, 2010, с.334-336]. Подобный урбаноцентричный взгляд дает уникальную возможность понять взаимосвязь между урбанизацией, образованием и занятостью.
Более того, работа М.В. Мазуниной подчеркивает социокультурные аспекты студенческой занятости, особенно в контексте гуманитарных факультетов, предлагая тонкое понимание того, как различные академические дисциплины пересекаются с рынком труда [Mazunina, 2014, p.251].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. – М.: ФИРО, 2009. – 72 с.
2. Зайцева Т.М. Вторичная занятость работников образования крупного города (на материалах Барнаула) // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 1-2. – С. 334-336.
3. Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. -№ 3(21). – С. 177-182.
4. Перова И.А. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: экономические и соц. перемены. -1999. – № 4. – 45 с.
5. Мазунина М.В. Вторичная занятости студентов гуманитарного факультета ПНИПУ // Вестник ПНИПУ Журнал Магистров. – 2014. – № 2. -С. 251-257.
6. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 4. -Режим доступа: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/4/tsylev.pdf (дата обращения: 17.10.2016).
7. Афоничева Ж.А. Вторичная занятость населения: социолого-управ-ленческий аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Новосибирск, 2009. -23 с.
8. Кулакова А.В., Рощина Я.М. Типология и факторы «портфелей работ» российских ученых [Электронный документ] // Журнал «Форсайт». 2010. – Т. 4, № 4. – С. 42-55. – Режим доступа: https://foresight-journal.hse. гиМаЫ2011/11/28/1271013902A42-55.pdf (дата обращения: 17.10.2016).
9. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. – № 3. – С. 101-121.
10. Коломенская А.С. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – Режим доступа: http://www.science-educatюn.ш/ш/artide/view?id=18431 (дата обращения: 17.10.2016).
11. Антропова М.Н. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3 (43). С. 145-150.
12. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3-1. С. 174-181.
13. Дикусарова М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 177-182.
14. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002. 128 с.
15. Лаврикова В.Н., Михайловская С.А. Вторичная занятость студенческой молодежи Забайкальского края // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12, № 3. С. 122-128.
16. Сафиуллина Ф.Р. Трудовая занятость студенческой молодежи как социальный фактор формирования профессиональных компетенций : дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2014. 163 с.
17. Егорова А.А., Антонова Н.С. Особенности вторичной занятости студентов // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.С. Антонова. Улан-Удэ, 2019. С. 123-126.
18. Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 41-51.
19. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995. 137 с.
20. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.
21. Бадонов А.М., Бадараев Д.Д. Социальное самочувствие студенческой молодежи в период экономического кризиса // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 128-132.
22. Симагин Ю.А. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 99-104.