Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Курсовая работа посвящена анализу отдельных вопросов, связанных с правовым регулированием договоров морской перевозки грузов, в том числе исследование ответственности отправителя и фрахтователя по договору морской перевозки.
Сегодня Российская Федерация в лице ее предпринимателей и коммерческих структур играет особую роль в международных торговых операциях, в том числе в оказании услуг морского экспедирования, обеспечивающих практическую реализацию внешнеэкономических связей.
Договор морской перевозки грузов является универсальным инструментом для установления всех важных условий, связанных с погрузкой, доставкой и отправкой груза, о которых стороны договорились в ходе его заключения.
Решение выявленных проблем должно стать одной из приоритетных задач, стоящих перед национальным законодателем в процессе совершенствования института ответственности отправителя и фрахтователя по договору морской перевозки.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные с исследованием проблем ответственности отправителя и фрахтователя по договору морской перевозки.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы морского права, регулирующие вопросы распределения ответственности отправителя и фрахтователя по договору морской перевозки.
Целью исследования является анализ проблем ответственности отправителя и фрахтователя по договору морской перевозки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть источники правового регулирования договора морской перевозки груза;
2.исследовать общие обязательства из договора морской перевозки груза;
3.выявить особенности ответственности фрахтователя и отправителя по договорам морской перевозки;
4.рассмотреть проблемы правового регулирования ответственности по договорам морской перевозки грузов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: нормы международного морского права, Конституция РФ; федеральное законодательство в сфере; и иные материалы судебной практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Правовое регулирование договора морской перевозки груза
1.1.Источники правового регулирования договора морской перевозки груза
Основным законодательным актом, регулирующим международные морские перевозки грузов на уровне российского внутреннего законодательства, является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – КТМ РФ). Глава VIII "Договор морской перевозки грузов" занимает центральное место в данной кодификации. Национальное регулирование договоров морской перевозки грузов основывается главным образом на Гаагско-Висбийских правилах.
Российское законодательство включает в себя важные элементы режима регулирования ответственности морских грузоперевозчиков из Гаагско-Висбийских правил. Однако некоторые заимствования из Гамбургских правил позволяют признать нормы главы VIII КТМ РФ примером "гибридного" права (сочетающего в себе черты Гаагско-Висбийских правил и Гамбургских правил) .
Согласно ст. 118 Кодекса торгового мореплавания, по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку определенную плату (фрахт). Предметом договора морской перевозки груза является доставка груза морским путем в порт назначения. Под грузом понимается любая вещь, передаваемая по морю для перевозки и доставки в порт назначения.
Договор заключается между двумя сторонами. Одной из сторон является перевозчик, который обязан перевезти груз. Согласно ст. 4 КТМ РФ, перевозчиком может быть судоходная компания, морской порт, а также иностранная судоходная компания в смысле ст. 118 Кодекса. Однако, как показывает практика, в настоящее время наблюдается тенденция к расширению круга юридических лиц, которые могут выступать в качестве перевозчиков.
Второй стороной договора является грузоотправитель (или фрахтователь), то есть агент лица, которому груз передается для перевозки и который указан в качестве грузоотправителя в перевозочных документах. Присутствие грузоотправителя является существенным условием договора перевозки. Получатель" - это лицо, которому груз передается в порту назначения по указанию грузоотправителя. В некоторых случаях грузоотправитель является грузополучателем, но в большинстве случаев это другое лицо, не являющееся стороной договора перевозки, но приобретающее определенные права и принимающее на себя определенные обязательства по договору.
Ставки за морскую перевозку грузов определяются либо на основе тарифа, либо по соглашению сторон. Сумма, подлежащая уплате, определяется Федеральным департаментом морского флота Министерства транспорта РФ только в случае каботажной перевозки. В остальных случаях стороны исходят из конъюнктуры мирового рынка в целом и преобладающих ставок в соответствующих регионах .
Если рассматривать договор морской перевозки груза как договор перевозки, то можно заметить, что он обладает всеми признаками, характерными для всех договоров той же группы, включая договоры перевозки и договоры экспедирования.
Ссылаясь на статью 420 ГК РФ, можно дать определение понятию договорной сделки, которая признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 785 ГК РФ), "договором перевозки груза признается договор, по которому перевозчик обязуется доставить отправленный отправителем груз в пункт назначения и к управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить обусловленную за перевозку груза плату".
По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз отправителю или передать его в порт назначения и выдать лицу, уполномоченному на его получение (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить плату (фрахт), установленную за перевозку груза.
Проанализировав эти определения, можно сделать вывод, что предметом данного договора является деятельность, связанная с перемещением грузов морским транспортом из одного места в другое. Однако следует отметить, что грузоотправителя или фрахтователя интересует не только результат такой деятельности, то есть факт прибытия груза в пункт назначения, но и процесс осуществления этой деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция ООН о морской перевозке грузов [Текст] (Гамбург, 31 марта 1978 г.) // Закон. - 2000 г. - №6.
2. Конвенция ООН по морскому праву [Текст] (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №48 от 1 декабря.
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, № 11, ст. 1001,
5. Алешина, С. В. Договор международной морской перевозки груза: понятие и виды / С. В. Алешина // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2015. – № 1(26). – С. 46-50.
6. Гайда, В. А. К вопросу о правовом регулировании договора международной морской перевозки груза / В. А. Гайда, Л. Д. Левада // №ovaUm.Ru. – 2018. – № 16. – С. 417-419.
7. Мусаева, Х. М. Обзор правовых регуляторов международных морских перевозок грузов / Х. М. Мусаева // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 11(174). – С. 31-33.
8. Пурге А.Р. Некоторые проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов // Административное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 1 - 6.
9. Скаридов, А. С. Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право : учебник для вузов / А. С. Скаридов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 536 с.
10. Холопов, К. В. Коносаменты в мировой торговле и международном коммерческом обороте / К. В. Холопов // Вестник транспорта. – 2014. – № 9. – С. 21-28.
11. Шершеневич, Г. Ф. Курс торгового права в 4 т. Том 3. Вексельное право. Морское право / Г. Ф. Шершеневич. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 346 с.