Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Безопасность - это государственная защита прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя государства, суверенитета и жизненно важных интересов территориальной целостности.
Развитие информационных технологий в экономической сфере стало неотъемлемой частью жизни современного общества, а поскольку информация является одним из наиболее ценных и важных ресурсов в любом бизнес-процессе, то информационная безопасность стала важнейшим аспектом грамотного ведения бизнеса. Информационная безопасность включает в себя комплекс мер, направленных на предотвращение или исключение несанкционированного доступа к данным, их обработки, искажения, форматирования, анализа, последовательного обновления, модификации или уничтожения. Проще говоря, это комплекс мер, стандартов и технологий, необходимых для защиты конфиденциальных данных.
Проблема защиты информации от несанкционированного доступа и нежелательных воздействий существует давно и становится все более актуальной с развитием человеческого общества, появлением частной собственности, государственных режимов и дальнейшим расширением сферы деятельности человека. Информация приобрела ценность, и обладание ею приносит определенные выгоды ее нынешним и потенциальным владельцам.
Переход к информационным системам затрагивает и органы государственной власти. Одним из важнейших достижений в области информационной безопасности является электронное правительство. Электронное правительство не является дополнением к традиционному государственному управлению, а лишь определяет новый способ взаимодействия, основанный на активном использовании информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности предоставления государственных услуг. Это определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании правового регулирования обеспечения информационной безопасности РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования обеспечения информационной безопасности РФ.
Целью исследования является анализ особенностей правового регулирования обеспечения информационной безопасности РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие информационной безопасности, определить ее роль, основные компоненты;
2.рассмотреть специфику организации информационной безопасности в органах государственного управления;
3.исследовать роль и значение единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
4.проанализировать особенности обеспечения информационной безопасности СМЭВ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бачило И.Л., Волков Ю.В., Магадиев М.Ф., Маскайкин Н.А., Романенко Г.С., Хиабахян А.Р. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования обеспечения информационной безопасности РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на исследование правового регулирования обеспечения информационной безопасности РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы формирования и обеспечения правового регулирования обеспечения информационной безопасности РФ
1.1.Понятие информационной безопасности, ее роль, основные компоненты
Ни одна система не может существовать без информационных потоков, а нарушение или отсутствие информационных потоков может привести к краху, потере эффективности и прибыльности, снижению стимула к развитию. Информация является важнейшим элементом любой экономической системы [5, c.102].
Информационная сфера является системообразующим фактором общественной жизни и оказывает позитивное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность России во многом зависит от информационной безопасности, и эта зависимость будет возрастать по мере технического прогресса.
В доктрине информационной безопасности под информационной сферой понимается "информация, информационные объекты, информационные системы, сайты информационно-коммуникационной сети "Интернет", сети связи, информационные технологии, формирование и обработка информации, разработка и использование этих технологий, субъекты, осуществляющие деятельность по обеспечению информационной безопасности, и связанные с ними".
Информация должна быть надежно защищена, так как наличие различных угроз может привести к потере целостности, доступности и конфиденциальности информации. Каждый человек ежедневно сталкивается с событиями, которые могут представлять угрозу для информационной сферы, такими как:
-неправомерное присвоение чужой собственности;
-хищение имущества (информационного оборудования, компонентов);
-подделка или несанкционированное изменение данных;
-нарушение прав частной собственности и конфиденциальности информации;
-несанкционированный или несанкционированный доступ к частной информации владельца;
-компьютерное вымогательство или шантаж;
-искажение или уничтожение данных;
-нарушение авторских прав или прав интеллектуальной собственности.
Понятие информационной безопасности в доктрине информационной безопасности Российской Федерации в широком смысле определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних, запланированных и незапланированных информационных угроз, в качестве которых выступают конституционные права человека и гражданина, безопасность государства, независимость, суверенитет, территориальная целостность, высокий уровень жизни населения, Российская Федерация [13, c.114].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448
3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об электронной подписи"// Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2036
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"// Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
5. Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 419 с.
6. Волков, Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория : учебное пособие для вузов / Ю. В. Волков. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 109 с.
7. Гамзабеков, Р. Р. Перспективы развития системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) / Р. Р. Гамзабеков, В. Г. Почуев // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-3(89). – С. 935-938.
8. Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 497 с.
9. Магадиев, М. Ф. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в структуре электронного правительства Российской Федерации / М. Ф. Магадиев // Вопросы политологии. – 2022. – Т. 12, № 11(87). – С. 3699-3712.
10. Маскайкин, Н. А. Использование автоматизированных информационных ситем в органах местного самоуправления / Н. А. Маскайкин // Инновационная наука. – 2023. – № 6-1. – С. 159-161.
11. Пономарева, М. В. Основные особенности организации взаимодействия между поставщиками и потребителями информации в системе электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) / М. В. Пономарева // Science Time. – 2017. – № 3(39). – С. 355-360.
12. Романенко, Г. С. Проблемы организации межведомственного информационного взаимодействия федеральных И региональных органов исполнительной власти / Г. С. Романенко, И. Г. Савченко, Ю. Ф. Юшутин // Информатизация и связь. – 2017. – № 1. – С. 96-101.
13. Хиабахян, А. Р. Применение СМЭВ для повышения эффективности размещения заказов для государственных нужд / А. Р. Хиабахян // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2016. – № 26. – С. 207-211.