Фрагмент для ознакомления
2
Государственная политика Российской Федерации в области образования определяет значимым приоритетом организацию доступного, качественного и соответствующего современным потребностям социума образования. Данные ориентиры государственной образовательной политики Российской Федерации способствуют продвижению нашей страны в рейтинге лучших стран мира, предоставляющих качественное образование на всех его уровнях – от дошкольного до высшего. Преемственность всех сфер системы образования предъявляет новый вызов к комплексу качеств подрастающей личности, сформулированных отечественными учеными как «умение учиться всю жизнь» [1; 2]. Данные социокультурные тенденции развития общества свидетельствуют о значимости понимания и изучения психологических, в том числе возрастных и гендерных, особенностей субъектов образовательного процесса, в особенности обучающихся современного поколения, для которых одной из ключевых позиций успешности в жизни и в ходе обучения становится феномен мотивации к деятельности, в том числе и к учебной. Актуальность нашего исследования обусловлена несколькими позициями. Во-первых, факторы, которые влияют на мотивацию, становятся предметом исследования различных ученых, вместе с тем, о единстве позиций и согласованности мнений пока говорить рано [3–10]. Второй из аспектов актуальности связан с выбором определенного возрастного периода, а именно подросткового, как нуждающегося в особой поддержке со стороны педагогов и специалистов психолого-педагогического профиля (педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог) для сохранения имеющейся мотивации и ее возможного изменения.
Третий аспект связан с особым вниманием, которое на федеральном и региональном уровне стало уделяться образовательным организациям, функционирующим в сложных социальных контекстах, реализующим про- граммы основного общего образования и демонстрирующим невысокие образовательные результаты.
Таким образом, наблюдается противоречие: с одной стороны, существует запрос к системе образования, связанный с повышением качества и доступности образования, с другой стороны, в качестве препятствующих факторов выступают, как особенности профессионального мышления педагогов, так и сами контексты школ, в том числе сложные социальные условия (наличие мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, детей сирот), а также закономерное снижение мотивации к подростковому возрасту, связанное со сменой ведущей деятельности обучения на общение, что в целом мешает достижению высоких показателей по образовательным результатам: предметным, метапредметным, личностным, измеряемым по таким критериям, как результаты государственных аттестационных процедур, национальных исследований качества образования, участия обучающихся в предметных олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследования К.К. Платонова показали, что мотивация включает в себя не только эмоционально-волевой контекст, но и процесс «анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений» [11, с. 165], т.е. является некоторым когнитивно-эмоциональным феноменом. Л.И. Божович дополнила исследование мотивации выделением двух других составляющих по содержанию: учебных и социальных мотивов [12], первую группу из которых в дальнейшем психологи предложили рассматривать как состоящую тоже из двух видов: мотивы, связанные с содержанием обучения, и мотивы, связанные с деятельностью обучения. Н.Ф. Талызина предлагает говорить о контексте учебной мотивации, как частном виде мотивации, сопровождающей учебную деятельность [13].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология ВШЭ. 2005. № 4. С. 3-21.
АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 8-18.
Асмолов А.Г., Битюцкая Е.В., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А., Ушаков Д.В. Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46. № 2. С. 5-22
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М. : ООО Эксмо, 2014. - 576 с.
Берн, Э. Лидер и группа (Структура и динамика организаций и групп) [Текст] / Э. Берн. - Екатеринбург, 2000. - 239 с.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. 1991. Т. 13. № 6. С. 3-11.
Валуева Е. А. Интеллект, креативность и процессы активации семантической сети: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007.
Вейль, Г Симметрия [Текст] / Г. Вейль. - М. : Наука, 1968. - 132 с.
Ганзен, В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В. А. Ганзен. - Л. : ЛГУ, 1984. - 176 с.
Геворкян Е. Н. Социология в образовании: [монография]. — Москва: Перо, 2015. — 497 с.
Евстафьева О.А., Козьяков Р.В., Коро Н.Р., Павлов С.В., Шиманская В.А. Психофизиология профессиональной деятельности. М: КноРус, 2023. 420 с.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О., Профориентология. - Москва: «Деловая книга», 2004. - 54-55 с.
Зеленова Ю. И., Коробцева Н. А. Барышева В. Е. Кружевное полотно: методика модульного проектирования костюма // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С.269- 281.
Зеленова Ю. И., Краснова М. Влияние индивидуальных черт личности на результат творческой работы. // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №2. С. 342-348
Зинченко Ю.П. Новые направления исследований в психологическом институте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 28-43
Иванов А.В. Когнитивистская ориентация в исследовании проблемы воспитания в детском коллективе // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ». — 2017. — № 2 (11) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ma123.ru /
Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопределения инфантильности подростков и молодежи // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ». — 2019. — № 1(18). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ma123.ru /
Иванова Е.Г., Микадзе Ю.В., Гордеев М.Н., Иванова Г.Е., Барабанщикова В.В., Зинченко Ю.П. Опыт организации психологической помощи в ФГБУ "ФЦМН" ФМБА России в условиях перепрофилирования // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 50-62.
Карл Густав Юнг. Психологические типы. Минск: Харвест, 2020. 528 сПармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. М.: Триада Плюс, 2002. 312 с.
Карпова Э.Б., Исурина Г.Л., Журавлев А.Л. Прошлое и настоящее творческих достижений В.Н. Мясищева (к 130- летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 113-123.
Кеплер, И. О шестиугольных снежинках [Текст] / И. Кеплер. - М. : Наука, 1983. - 123 с.
Козьяков Р.В. Изучение профессионального креативного мышления личности посредством самооценки и взаимооценки группой // Человеческий капитал. 2023. № 5 (173). С. 119-134.
Козьяков Р.В. Профессиональное креативное мышление как фактор повышения стрессоустойчивости личности // Человеческий капитал. 2022. № 11 (167). С. 119-127.
Козьяков Р.В. Профессиональное креативное мышление личности на современном этапе развития общества // Человеческий капитал. 2022. № 12-1 (168). С. 144-155.
Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода [Текст] / В. П. Кузьмин // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 3. - С. 3-14; Т. 3, № 4. - С. 3-13.
Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б. В. Кулагин. - Л. : Медицина, 1984. - 149 с.
Лекторский В.А., Васильев С.Н., Макаров В.Л., Хабриева Т.Я., Кокошин А.А., Ушаков Д.В., Валуева Е.А., Дубровский Д.И., Черниговская Т.В., Семенов А.Л., Зискин К.Е., Любимов А.П., Целищев В.В., Алексеев А.Ю. Человек и системы искусственного интеллекта. СПб: Юридический центр, 2022. 328 с.
Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.
Львова С.В. Индивидуально-психологические факторы девиантного поведения подростков // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2018. — № 2-3. — С. 83-95.
Львова С.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков «группы риска» // Научное обозрение. Cерия 2. Гуманитарные науки. — 2017. — № 6. — С. 91 -97.
Львова С.В., Шилова Т.А. Мотивация и направленность личности как основные составляющие при выборе профессии старшеклассниками // Научное обозрение. Cерия 2. Гуманитарные науки. — 2019. — № 3-4. — С. 36-45. DOI: 10.26653/2076-4685-2019-3-4-04.
Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность [Текст] / В. А. Мазилов. - Ярославль : ЯГПУ, 2017. - 419 с.
Малышев, К. Б. Использование психогеометрии для определения профиля эго-состояний [Текст] / К. Б. Малышев // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения : материалы Меж- дунар. науч.-метод. конф., 26-29 июня 1996 г. / ЦИПК РР и СПО. - СПб., 1996. - Ч. 3. - С. 14-17.
Малышев, К. Б. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - Т. 1. - С. 189-192.
О. В. Солонкина, Д. М. Рамендик. - М. : ACADEMA, 2004. - 224 c.
Овчаренко Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социальной интеграции обучающихся // СОТИС — социальные технологии, исследования. — 2017. — № 3(83). — С. 85-92.
Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва. - 2006. - С. 83
Панферов В.Н. Психология человека. СПб.: Изд-во В.А. Михайловой, 2002. 252 с.
Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — № 15. — С. 619-623.
Почебут Л.Г., Чикер В.А., Журавлев А.Л. Развитие организационной социальной психологии в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 2. С. 5-14.
Принцип системности в психологических исследованиях [Текст] / под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. - М. : Наука, 1990. - 178 с.
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии (программа предпрофильной подготовки) // Генезис. Москва. - 2014. - № 8. - С. 69-73
Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. — 2015. — № 1(13). — С. 5-13.
Романова Е.С. Решение проблем психолого-педагогического сопровождения интегративных процессов в образовательном пространстве // СОТИС — социальные технологии, исследования. — 2017. — № 3(83), — С. 17-23.
Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании интегративной модели психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. — 2013. — № 2(8). — С. 9-16.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 287 с.
Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. — 2012. — № 5(1). — С. 5-25.
Сергеенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2.С. 5-16.
Соболь Н. В., Плотникова Е. Г. Индивидуальность-основа успешности профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2. С. 301-301.
Солонкина, О. В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] /
Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации // Феникс. Ростов-на-дону.- 2005. С. 158
Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии // Системная психология и социология. — 2011. — № 3. — С. 18-38.
Челышева Ю.В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков с асоциальным поведением // Системная психология и социология. — 2015. — № 4(16). — С. 23-29.
Шафрановский, И. И. Симметрия в природе [Текст] / И. И. Шафрановский. - Л. : Недра, 1968. - 154 с.
Шилова Т.А. Возможности развития направленности личности учащихся высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII Международной научнопрактической конференции: в 2-х ч. / Российский университет дружбы народов; Науч. ред. В. И. Казаренков. — М., 2015. — С. 542-546.
Шилова Т.А. Волевая активность как фактор усиленной самореализации // Самореализация личности в межкультурном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 24-25 мая 2012 г. / Науч. ред. С.И. Кудинов. — М.: РУДН,2012. — С. 113-119.
Штайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна (Script people live: transactional anaiysis of life scripts) [Текст] / К. Штайнер. - СПб. : Питер, 2003.- 210 с.
Якунин А.П. Принцип субъекта и социальная психология: к построению программ исследований // Социальная и экономическая психология. Ч. 1: Состояние и перспективы исследований. М.: Институт психологии РАН. 2018. С. 111-118.
Якунин А.П. Проблема субъекта как отражающей системы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 9 (66). С.44-60.