Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество сталкивается с вызовами в области образования, требуя интегративного и осознанного подхода к различным аспектам формирования личности. Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста, для которых процессы мышления и обучения могут представлять сложности, связанные с задержкой психического развития.
Актуальность исследования обусловлена не только социальными и педагогическими аспектами, но и потребностью в понимании индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития для эффективной работы специалистов в области образования и психологии.
Объект исследования: Познавательные процессы детей младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует связь между задержкой психического развития у детей младшего школьного возраста и особенностями их мыслительных процессов. Предполагается, что коррекционные методы и педагогические подходы могут способствовать успешному развитию мышления у данной категории детей.
Цель исследования: изучение мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) подобрать диагностические методики;
3) провести эмпирическое исследование;
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных;
5) разобрать примерную программу развития и коррекции мышления младших школьников с ЗПР.
Методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, нейропсихологической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала;
- наблюдение, сравнение, констатирующий эксперимент.
База исследования: исследование уровня сформированности мышления у детей проходило на базе ОГБОУ "Школа № 23. Контингент испытуемых представлен обучающимися младших классов в количестве 10 человек (5 человек в экспериментальной группе, 5 – в контрольной).
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Общая характеристика задержки психического развития
Подняв вопрос о "задержке психического развития" (ЗПР), мы обнаруживаем, что данный термин был предложен различными исследователями. К примеру, в трудах Г.Е. Сухаревой он охарактеризован как замедленное течение психического развития, проявляющееся личностной незрелостью, а также нарушениями в познавательной деятельности, отклоняющимися от установленных норм развития для соответствующего возраста нормального человека, с возможностью компенсации и обратного развития.
На основе этих предпосылок, Г.Е. Сухарева выделяет шесть типов состояний, которые следует отличать от понятия "олигофрения":
1. Интеллектуальные нарушения у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития из-за неблагоприятных условий среды и воспитания.
2. Интеллектуальные расстройства при продолжительных астенических состояниях, вызванных соматическими заболеваниями.
3. Нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма.
4. Вторичная интеллектуальная недостаточность из-за поражения слуха, зрения, дефектов речи, чтения и письма.
5. Интеллектуальные нарушения у детей на резидуальной стадии и в отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
6. Интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.
Каждый из перечисленных вариантов задержки психического развития в клинико-психологической структуре включает специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. В специализированных исследованиях применяется термин "психический инфантилизм", описывающий задержку развития с несвойственной возрасту незрелостью физического и психического состояния, не сопровождающуюся значительными интеллектуальными нарушениями.
Задержка психического развития начинается в раннем детском возрасте, особенно в младшем дошкольном периоде. Характеризуется стабильным течением без рецидивов, в отличие от психических расстройств, и имеет тенденцию к постепенному сглаживанию с возрастом ребенка. Эффективность преодоления этого отставания увеличивается при создании адекватных условий для обучения и развития детей данной категории как можно раньше.
Многолетние исследования в области психологии и педагогики, посвященные задержке психического развития, собрали обширный материал о особенностях детей с такими задержками. Подобные исследования свидетельствуют о заметных отличиях в поведении и уровне развития детей с задержкой психического развития, с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, по сравнению с их сверстниками с нормальным психическим развитием в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рассматривая актуальность изучения группы неуспевающих младших школьников с задержками в психическом развитии, следует выделить важность анализа этого явления. По данным Г.А. Победоносцева, примерно 80% детей с учебными трудностями проявляют общую соматическую ослабленность, что указывает на объективные проблемы, связанные с состоянием самих школьников.
В постановлении сессии Академии медицинских наук СССР (1971) отмечается, что 20-25% учащихся, повторяющих классы начальной школы, испытывают затруднения именно из-за проблем со здоровьем. Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973) утверждают, что в клинической практике под задержкой психического развития подразумевают интеллектуальные расстройства, вызванные недоразвитием эмоционально-волевой сферы (психическим инфантилизмом) или недоразвитием познавательной деятельности из-за ранних органических поражений головного мозга, чаще всего в форме церебрастенических состояний, или генетическим дефектом. Т.А. Власова, М.С. Певзнер (1967, 1973), К.С. Лебединская (1975), В.В. Ковалев (1975) рассматривают интеллектуальные расстройства при задержке психического развития как следствие дизонтогенеза.
В контексте дизонтогенетических форм граничных состояний интеллектуальной дефицитности В. В. Ковалев распознает общую замедленность эволюции, чаще всего проявляющуюся в виде психического инфантилизма, а также частичное отставание в умственном развитии, охватывающее речь, психомоторику и школьные навыки, такие как чтение, письмо и счет. По мнению автора, причины задержки психического развития можно разделить на две крупные категории:
Причины биологического характера, включающие в себя различные формы патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т. д.), недоношенность, родовые травмы, различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни органов, туберкулез и т. д.), а также незначительные мозговые повреждения.
Причины социально-психологического характера, такие как раннее отделение ребенка от матери и его воспитание в изоляции при социальной депривации; дефицит полноценной деятельности, соответствующей возрасту, включая игровую, предметную и взаимодействие с взрослыми; искаженные условия воспитания в семье, такие как гиперопека или гипоопека, а также авторитарный стиль воспитания.
Ковалев В.В. выделяет две основные формы задержки психического развития, согласно систематике Власова Т.А. и Певзнер М.С.:
Инфантилизм, который представляет собой нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармоничным (связанным с функциональной незрелостью лобных структур) или дисгармоничным (обусловленным органическими явлениями в головном мозге).
Астения, проявляющаяся в резкой ослабленности соматического и неврологического характера из-за функциональных и динамических нарушений центральной нервной системы. Астения может быть соматической или церебрально-астенической, характеризующейся повышенной истощаемостью нервной системы.
В работах Богдановой Т.Г. и Корниловой Т.В. по диагностике познавательной деятельности ребенка выделены четыре основных критерия задержки психического развития согласно К.С. Лебединской: церебрально-органический, конституциональный, соматогенный и психогенный.
Эти данные Лебединской К.С. остаются актуальными и в настоящее время, используемыми специалистами для предоставления коррекционной помощи детям с умственной задержкой в специализированных учреждениях. Во всех случаях задержки психического развития наблюдается особенность структуры и характера соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структуры инфантилизма и характера нейродинамических расстройств.
1.2. Общая характеристика мышления
В первую очередь обратимся к самому понятию «мышление», чтобы более глубоко понять суть изучаемой проблемы. Способность мыслить может называться пиком в эволюции и историческом развитии познавательных процессов человека. П.Я. Гальперин считал, что психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление».
Стоит напомнить, что наше познание окружающей действительности начинается с восприятия и ощущений, но познание на этом не заканчивается. Восприятия и ощущения провоцируют разум на мыслительную деятельность. Мышление сопоставляет полученные данные, сравнивает, обобщает, углубляется в раскрытие новых абстрактных свойств, опираясь на чувственно полученные данные свойства предмета или явления.
В работе Рубенштейна описывается, что мышление, выявляя взаимосвязь и изучая действительность, основываясь на этих взаимосвязях, тем самым, более углубленно познает сущность действительности [42].
В учебнике по психологии авторами А.А. Реан, Н.В. Бордовской, С.И. Розум дается определение: «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности» [41].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Иванова А.А. Особенности мышления младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 2019. - No3. - С. 12-19.
2. Петрова С.М. Формирование логического мышления у детей с ЗПР // Начальная школа. - 2018. - No11. - С. 33-39.
3. Сидорова М.Ю. Методы диагностики мышления детей с ЗПР // Специальная психология. - 2020. - Т.2. - No4. - С. 28-36.
4. Леонова Е.В. Особенности словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2018. - No55. - С. 284-290.
5. Ковалёва Е.А. Изучение уровня сформированности логических операций у детей младшего школьного возраста с ЗПР // Психология обучения. - 2019. - No12. - С. 66-78.
6. Маслова О.И. Особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник психологии. - 2022. - Т. 20. No 3. - С. 43–55.
7. Прохорова С.Ю. Динамика развития мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. - 2021. - No 2 (62). - С. 51-61.
8. Суворинова Н.Ю. Особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 2. No 3. - С. 76-81.
9. Ковязина М.А. Изучение вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Логопедия сегодня. - 2021. - No 1 (18). - С. 42-52.
10. Зиновьева Е.В. Динамика наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. - 2022. - No 3 (67). - С. 40-50.
11. Левченко И.Ю., Жигорева М.В. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Современная зарубежная психология. - 2018. - Т. 7. No 2. - С. 21–30.
12. Игнатьева Е.Ю., Блинков Ю.А. Уровень развития словесно-логического мышления детей с задержкой психического развития // Известия ВГПУ. - 2020. - No2 (147). - С. 51-55.
13. Кондратьева С.Ю. Особенности логического мышления младших школьников с задержкой психического развития // Психология обучения. - 2021. - No5. - С. 37-49.
14. Макарова И.А. Исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - No 3. - С. 14-21
15. Лаврикова М.Ю. Особенности понятийного мышления младших школьников с ЗПР // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. No 5. - С. 5-18.
16. Бабкина Н.В. Исследование мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вестник психологии. - 2020. - Т. 17. No 4. - С. 22–32.
17. Семенович А.В. Нейропсихология детей с задержкой психического развития. - М.: Генезис, 2018. - 464 с.
18. Матросова Т.А. Формирование логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2019. - 223 с.
19. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с задержкой психического развития. - М.: Айрис Пресс, 2022. - 379 с.
20. Киселева Е.А. Диагностика и коррекция нарушений развития у детей. - СПб.: КАРО, 2022. - 176 с.
21. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями развития. - М.: Академия, 2020. - 192 с.
22. Егорова О.Л. Особенности познавательной деятельности при задержке психического развития. - СПб.: Речь, 2019. - 132 с.
23. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2018. - 160 с.
24. Микляева Н.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 128 с.
25. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород: НГПУ, 2020. - 225 с.