Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена динамичным характером преобразований во всех экономических, социальных, политических и культурных сферах общественной жизни.
Современное общество диктует новые формы и смыслы праздника, происходит трансформация структуры праздничной культуры, ее функций и особенностей воплощения. Перестройка всей жизни, происходящая в последние два десятилетия, затрагивает и праздничную культуру. Кардинальные изменения привели к формированию нового праздничного календаря, отражающего драматические социальные потрясения современности. Социальные, экономические и политические трансформации приводят к изменению характера функционирования различных элементов культуры, переосмыслению ее символов, переопределению способов культурного наследия и коммуникации, властных отношений внутри культурных институтов. Разнообразие праздничных форм и неустойчивость самой праздничной культуры свидетельствуют о наступлении нового эволюционного витка в формировании массовых праздников и зрелищ.
Данная ситуация актуализирует социальный заказ на систематизацию данных, проведение историко-культурных исследований феноменологии массовых праздников и зрелищ и развитие этих концепций в аспектах современных культурных практик.
Актуальность объясняется, прежде всего, самим феноменом праздника, как особого, многогранного социокультурного и социального явления, отражающего жизнь каждого человека и общества в целом, а также осознанием массовых гуляний и зрелищ. как мощный инструмент воздействия на формирование идеологии масс и средство манипулирования общественным мнением и сознанием.
Массовые гуляния и зрелища имеют богатую историю, уходящую корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действия. История массовых празднований насчитывает около тридцати веков. Массовые торжества зародились в Древней Греции.
Вероятно, вместе с ними появилось греческое слово «эортология», то есть наука о торжествах. Многодневные праздничные мероприятия, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерии Западной Европы, превратившие площади и улицы в огромный многотысячный театр, традиционная весенняя игра «Майского короля», популярного в феодальной Англии. А буйство красочных карнавалов итальянского Возрождения, традиционные театральные шествия по улицам средневековых городов представителей цехов и мастерских, празднества Французской революции, старославянские «игры», русские народные гуляния «под горами»,» «под качелями», наконец, революционные народные гулянья в Красном Петрограде и других городах Советской России, а также современные массовые выступления — все это тот или иной вид массовых праздничных действий и зрелищ.
Они сопровождали все значимые события в жизни народа на протяжении веков, выявляя и закрепляя в народном творчестве общественно-политические идеалы, господствовавшие в эту эпоху.
Феномен спектакля как театрального представления в культуре представляет собой малоизученную проблему, хотя в философии культуры имеется ряд работ, так или иначе касающихся основных составляющих этого явления.
Сегодня важной тенденцией современной развлекательной культуры как в России, так и в мировом пространстве является тенденция глобализации создаваемых социокультурных зрелищ. Если в обозримом культурном прошлом люди основывались непосредственно на «живом» общении социальных индивидов, человеке, слушающем говорящего человека, микрогруппах, с групповой темой социальной деятельности в группе, то в современных условиях ситуация качественно изменилась.
На содержание и структуру качественных аспектов взаимоотношений людей, в том числе в рамках визуальных форм развлекательной культуры, в последние десятилетия существенное влияние оказывает меняющийся характер отношений, настроенный на их информационную краткость, низкую смысловую наполненность и способность к завершению. такие коммуникационные сообщения являются продолжением общения как социального взаимодействия. Актуальность исследования проблем в социокультурной реальности сегодня создает ситуации, когда деструктивные формы короткого общения все больше заменяют непосредственное живое общение: сообщения в телефонных СМС или мессенджерах социальных сетей, проектирование визуальных программ в скоординированной системе общения, посредством радио, телевидения и Интернета в одном проекте.
В последние годы виртуальность общения приобретает все большее значение, влияя на структуру и последовательность построения человеческих отношений [6].
В курсовой работе рассматриваются массовые зрелища, прежде всего праздничные.
Цель исследования - рассмотреть основные особенности современных массовых зрелищ, выявить тенденции развития, роль и значение в развитии культуры.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать существующую литературу по данной теме;
- рассмотреть понятие «массовое зрелище», массовое гуляние и их разновидности для определения основных характеристик этого явления;
- воссоздать хронологию развития массовых зрелищ, кратко рассмотреть каждый из этапов;
- выявить основные элементы массовых зрелищ;
- проанализировать современное состояние и тенденции развития современных массовых зрелищ.
Объект исследования – современные зрелищно-массовые формы.
Предмет исследования - массовые зрелища и торжества в их историческом развитии до настоящего времени.
Степень научной разработанности проблемы. Сложный, междисциплинарный характер темы диссертации, включающей философские, культурологические, социологические и искусствоведческие вопросы, предопределил разработку широкого круга источников, концепций и методологий. Проблема массовых гуляний и зрелищ как культурного феномена не является принципиально новой. Праздник неоднократно становился объектом исследования таких наук, как философия, социология, антропология, этнография, фольклористика, культурология, искусствоведение. Многоаспектность явления определяет неоднозначность и разную степень разработанности отдельных аспектов.
Комплексный подход к обсуждению праздника представлен в исследованиях А.В. Бенифанд, К. Жигульский, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, А.И. Мазаев, Н.О. Мизов, Я.В. Ратнер, А.А. Руднев, Е.В. Соколов. Различные аспекты архаической праздничной культуры рассматриваются в произведениях В.Г. Ардзинба, А.Г. Еремеев, В.Б. Иорданский, Б.Н. Путилов. Массовые гуляния и зрелища древности достаточно хорошо изучены В. Брабичем, Г. Плетневой, Д.П. Каллистов. Углубленные разработки, связанные с ролью праздника в народной культуре, провели этнографы, искусствоведы, фольклористы и культурологи: В.П. Алексеев, Б.В. Афанасьев, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштейн, М.М. Громыко, И.А. Панкеев, В.Я. Пропп, А.А. Потебней, Б.А. Рыбаков, И.М. Снегирев, В.Н. Топоров, В.И. Чичеров, И.И. Шангина, П.В.Шейнов.
Методы исследования.
Общетеоретические:
- изучение и анализ специальной научной литературы по теме массовых празднований и зрелищ;
- использование методов анализа и синтеза.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате этнографических наблюдений, разработки авторских сценариев массовых праздников и зрелищ с последующей постановкой и анализом проведения.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Понимание феномена массовых гуляний и зрелищ имеет как практическое, так и теоретическое значение. Результаты, полученные в ходе исследования, важны для развития перспективных направлений философии, культурологии, социологии и социальной педагогики.
Значимость проблемы позволяет использовать данные диссертационного исследования в курсах философии, культурологии, истории и теории культуры, организации культурно-досуговых программ, режиссуре массовых торжеств, в воспитательной работе с молодежью.
Отдельные материалы и выводы работы могут иметь методическое значение при разработке сценариев, режиссерских экспликаций, подготовке и проведении массовых праздников и зрелищ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной работы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бенифанд А. В. Праздники: сущность, история, современность / А.В. Бенифанд. - Красноярск, 1986-87с.
2. Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Наука и образование, 2015. № 6–1. — С. 46–48.
3. Виппер Р. Психология театра / Р. Виппер // Мир божий. - 1902. - № 2. - С. 11-18.
4. Гавдис С.И. Праздник как форма передачи историко-культурных традиций / С.И. Гавдис // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры: материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 231-236.
5. Галеев Б. Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым небом» / Б. Галеев. - Казань.: 2004. - 227 с.
6. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Учебное пособие для институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.
7. Гершуни Е.П. Массовые праздники и народные представления / Е.П. Гершуни. - Л., 1962-132 с.
8. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: Лекции и сценарии / И.Э. Горюнова. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2014. – 208 с.
9. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.- попул. – М.: Высш. шк., 1990. – 208 с.
10. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона / А.И. Липков. – Москва.: Наука, 1990. – 240 с.
11. Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке / А.В. Луначарский. - М.: Искусство, 1981. - 424 с.
12. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. - 392 с.
13. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века / А.Ф. Некрылова. - М.: Искусство. - 1984. - 191 с.
14. Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. - Л., 1987.
15. Плотникова Г.Г. Компетентностный подход и его реализация в работе над литературным материалом (из опыта работы над коллективным рассказом) / Г.Г. Плотникова, В.В. Синькова, В.С. Вертинская // Никоновские чтения: Электронный сборник научных статей: в 2-х томах. Под редакцией М.С. Уколовой, А.В. Никитиной, А.Ю. Николаевой. – 2016. – С. 147-152.
16. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. - М., 1979. - 135 с.
17. Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения. Конспект лекций. – Изд. третье. Перераб. и доп. – М.: АПРИКТ, 2005. – 67 с.
18. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. - М., 1987. - 117 с.
19. Синицына В. Г Массовые праздники и зрелища / В.Г. Синицына. - М.: Политиздат, 1977. - 168 с.
20. Смирнягина Т.Ю. Поэтика праздничного зрелища: традиции и новации в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи (2014) / Т.Ю. Смирнягина // Художественное образование и наука. – 2018. – № 3. – С. 117-122.
21. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн. 1: О профессии режиссера. Сост. Ю.С. Рыбаков; предисловие К. Рудницкого. – Л.: Искусство, 1980. – 303 с.
22. Черняк Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ: Учеб.пособие / Ю. М. Черняк. — Мн.: Тетра Ситемс, 2004. — 224 с.
23. Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. - М.: МГИК, 1976. - 117 с.
24. Особенности массового праздника, классификация. // URL // https://poisk-ru.ru/s9042t11.html
25. Проблемы режиссуры: организация и постановка массовых зрелищ// URL // https://www.kazedu.kz/referat/161540/4