Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русский язык считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его гибкость, красота и многогранность долгое время были поистине восхваляемыми среди писателей и лингвистов. Через слова и фразы, через грамматические конструкции и звуковые сочетания русского языка, передается богатство культуры нашего народа.
Правильная постановка ударения в словах является одним из показателей речевой культуры человека. Оно влияет не только на правильность произношения слов, но и на их смысл и роль в высказывании. Ответы на вопросы о постановке ударения, его особенностях и функционировании можно найти в специализированных разделах языкознания, таких как акцентология и орфоэпия.
Однако, ударение как фонетическое явление на протяжении многих лет изучалось с аспекта логической акцентуации. В настоящее время все больше внимания уделяется также словесному, фразовому и тактовому ударению, их роли в естественном и в социальном языке.
Актуальность данного исследования заключается в попытке расширить и углубить наши знания о разных типах ударения, а также выяснить их взаимосвязь и влияние на процессы коммуникации, в том числе в различных социокультурных контекстах.
Объектом исследования являются разнообразные типы ударения в русском языке, включая словесное, фразовое, тактовое и логическое ударение.
Предмет исследования – изучение функций и особенностей каждого типа ударения, их роль в процессе выделения значимых элементов речи, особенности использования в различных контекстах речи и их влияние на восприятие и понимание сообщений в социальных ситуациях.
Целью данной курсовой работы является разработка обобщенного представления о типах ударения и их роли в речевых процессах.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием ударения и рассмотреть его суть.
2. Изучить классификацию ударений.
3. Понять особенности каждого типа ударений.
4. Сравнить и проанализировать различные типы ударений.
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы, позволяют разработать рекомендации, которые могут помочь обществу следить за грамотностью своей речи
Таким образом, данная работа поможет расширить представление о типах ударения и их функциональной значимости, обеспечивая основу для дальнейших исследований в этой области.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретический аспект ударений
1.1 Понятие ударения и его суть
Значительную роль в правильном произношении играет ударение. Ударение представляет собой способ выделения в речи определенной единицы, такой как слог, слово или словосочетание, с использованием фонетических средств. В русском языке ударение осуществляется с помощью силы выдоха, известное как силовое ударение, и может сопровождаться продлением ударного слога. Мы можем также назвать ударением, или акцентом, выделение конкретного звука, слога или слова путем мускульного напряжения и напора воздушной струи, или изменения высоты голоса (голосового тона). Правильное использование ударения является одним из ключевых аспектов правильного произношения и понимания слов в русском языке.
Обычно ударение на письме не обозначается. Однако, когда при чтении возникает затруднение, над соответствующей гласной ставят значок «́ «.
Рассмотрим основные варианты определений понятия «ударение».
Большой современный толковый словарь русского языка предлагает следующее определение: Ударение – это выделение слога в слове силой голоса или повышением тона [12, с. 364].
В словаре лингвистических терминов под ударением понимают выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта – синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) [13, с. 421].
Русский язык отличается особенной интонацией и акцентом, которые придают ударному слогу большую силу и длительность. Гласные звуки выделяются своей громкостью, преодолевая порог громкости, они становятся ударными. Ударные гласные также обладают особым тембром. Ударность или безударность характерны не только для гласных, но и для всего слога. Ударные слоги характеризуются четким произношением каждого звука. В безударных слогах влияние гласных и согласных проявляется более сильно. В русском языке ударение может падать на любой слог или морфему: приставку, корень, суффикс или окончание. Это свободное ударение. Ударение различает следующие варианты слов: общеупотребительные и профессиональные, литературные и диалектные, литературные и просторечные, нейтральные и разговорные. Однако такие варианты встречаются редко, русский язык имеет устойчивое ударение. Знак ударения может применяться как последовательно, так и выборочно. Однако, подобные варианты в русском языке встречаются нечасто: русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. Знак ударения может употребляться последовательно и выборочно [4, с. 36].
Произношение ударного слога отличается от других по силе и длительности. Гласный звук, на который падает ударение, находится в сильной позиции, то есть произносится чётко. Остальные слоги называются безударными, гласные в них стоят в слабой позиции, что может вызывать затруднение при написании слов и требует проверки [6, с. 55].
Иногда слова имеют не одно, а два и даже больше ударений. Такое явление наблюдается в сложных словах, например: ки́нокарти́на, мо́тове́лого́нка.
Суть ударения заключается в том, что оно помогает выделить главный слог в слове и определить его произношение. Ударение может меняться в зависимости от грамматической формы или контекста слова. Неправильное ударение может привести к неправильному пониманию или неправильному произношению слова.
К основным функциям ударения относят:
1) Фонетическое объединение слова. Это обеспечение цельности и отдельности слова путём выделения его интонационного центра. То есть ударение объединяет произнесённые звуки в единое целое.
2) Смыслоразличительная и форморазличительная функция – различение слов или форм слов (за́мок – замо́к, кру́жки – кружки́).
3) Разграничительная функция. То есть различение границ слов – ударный слог является сигналом начало или конца слова.
5) Место редукции («а-о» четко слышатся под ударением, но в безударном положении мы получаем нейтральный звук) [8, с. 34].
Таким образом, понятие ударения является важным элементом правильного произношения и написания русского языка. Оно определяет выделение основного слога в слове и влияет на его значение, произношение и правописание. Научиться правильно устанавливать ударение - значит получить уверенность в своем владении русским языком и улучшить свою коммуникативную компетенцию.
1.2 Классификация ударений
Русский язык справедливо считается одним из самых сложных для изучения, согласно лингвистам. Фонетика играет ключевую роль в языке, изучая звуковое строение речи, а орфоэпия, которая изучает правильное произношение слов, необходима здесь.
Ударение – это неотъемлемая часть, которая имеет огромное значение, ведь правильное употребление слова может повлиять не только на мнение слушателя о грамотности говорящего, но и на общее понимание оппонента. Для подтверждения этого факта, давайте рассмотрим особенности русского ударения, его главные черты и правила расстановки.
В речевом потоке различают ударения: словесное, фразовое, тактовое, логическое.
Словесное ударение – это выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение считается одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов Р. И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974. – 203 с.
2. Аванесов Р. И. Ударение в современном русском литературном языке. М., 1958. – 196 с.
3. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Р. И. Аванесов. – Москва : Просвещение, 1984. – 383 с.
4. Аксенова С. А. О фонетической сущности истины во фразеологических единицах // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. – № 3. – С. 37-52.
5. Андрейченко Л.H. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - M. – 2003 г. – 321 с.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1966. – 571 с.
7. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч.1, М., 1973. – 212 с.
8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. Отношения, 1993. – 164 с.
9. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка : пособие для учителей / К. С. Горбачеви. – 3-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1989. – 208 с.
10. Дунаев А. И., Дымарский М. Я. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. Изд.2, испр. и доп. – М.: Высшая школа издательство, Высшая школа, 2006. - 496с.
11. Зимняя И. А. Теория и практика орфоэпии в современном фонетическом образовании // Вопросы языкознания. 2012. – № 1. – С. 50-58.
12. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. М., 2008. – 129 с.
13. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991. – 109 с.
14. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. - М.: «Экономическая литература», 2002. С. 114
15. Львов, В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5 – 9 классы / В. В. Львов. – Москва : Экзамен, 2011. – 191 с.
16. Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990. – 198 с.
17. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка: около 10 000 слов, все трудные случаи, все типы ударений, способы запоминания / И. Л. Резниченко. – М.: АСТ-ПРЕСС. – 2008. – 943 c.
18. Розенталь, Д. Э. Справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1972.
19. Рябчикова, Е. А. Фоностера как лингвистическая категория // Вестник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Серия 9: Филология. 2014. – № 3. – С. 19-28.
20. Скворцов Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. – 93 с.
21. Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М.А. Штудипера. - М.: Рольф, 2000г. – 816с.
22. Соловьѐва, Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. / Н. Н. Соловьѐва. – Москва : ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2008, – 96 с.
23. Суздальцева В.Н. Рахманова Л.И Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология. Учебник для ВУЗов. – АСПЕКТ ПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006. – 463с.
24. Федоров, А. В. Актуальные проблемы фоностилистики русского языка в современной лингвистической науке // Русский язык в научном освещении. 2017. – № 2(50). – С. 11-18.
25. Фомина М. И., Розенталь Д. Э., Валгина Н. С. Современный русский язык: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос, 2002. – 528 с.
26. Черкасов М. Н. Изучение иностранных языков как фактор, влияющий на звуковую культуру русской речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. – № 8(50). – С. 57-59.
27. Щерба, Л. В. О нормах образцового русского произношения. – В кн.: Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 59 с.
28. Эрделевский, С. Н. Лингвистическая характеристика современных произносительных дефектов в русском литературном языке // Филологический класс. 2018. – Т. 23. – № 3. – С. 70-77.