Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современное состояние музыкальной культуры в стране вызывает определенные вопросы и у зрителей и у профессионального сообщества. На протяжении всех этапов своего существования, музыкальная культура в России всегда была частью общей культуры и косвенно выступала в качестве показателя уровня жизни и духовного богатства народа. К сожалению, с точки зрения обывателя, современное состояние отечественной музыкальной культуры у многих вызывает, в лучшем случае, непонимание, а в худшем — слышатся голоса, что отечественная современная музыкальная культура деградирует. Причин этому может быть много, в том числе такие, как отсутствие четких критериев, позволяющих судить о качестве музыкального произведения. В первую очередь, это относится к популярной музыке песенного жанра, когда профессиональные критерии заменяются фразой — «Я так вижу (слышу, чувствую)», которая изначально исключает любую дальнейшую работу над совершенствованием музыкальной формы и текста произведения. Это создает условия для появления большого количества произведений низкого профессионального качества. Другая сторона проблемы связана с современным композиторским искусством, объективно переживающим не лучшие времена. Случается, что композитор сегодня выступает в роли фокусника, пытающегося удивить зрителей (слушателей) различными музыкальными ухищрениями и трюками. По мнению некоторых критиков, сегодня классическое музыкальное искусство отошло на второй план в обществе. Определенную роль в этом сыграли и непрофессиональные публикации в печати, посвященные музыкальному и исполнительскому искусству, написанные журналистами широкого профиля, позволяющих себе высказывания о музыке, не имея необходимых на то знаний.
Именно этот аспект проблемы — профессионализм и качество публикаций о музыке в неспециализированных изданиях массового характера, к которым сегодня можно отнести и интернет, лежит в корне многих проблем, относящихся к состоянию современной музыкальной культуры и, как следствие, публикаций о ней. Именно поэтому, центральное место данной работы занимают вопросы профессиональной музыкальной журналистики, отражающей процессы трансформации отечественной музыкальной культуры на страницах печатных изданий и в интернете, происходящие в России сейчас, в начале XXI века.
Объектом исследования данной работы является современная музыкальная журналистика в России.
Предмет исследования — критерии, позволяющие отнести результат журналистского творчества к категории музыкальной журналистики
Метод исследования — теоретический: изучение, анализ, сопоставление, дедукция и индукция, связанный с изучением теоретической базы вопроса, а также изучение и анализ конкретного контента интернет-порталов «MySlo» и «Молодой коммунар»
Цель исследования — выявить критерии, позволяющие продукт журналистского творчества идентифицировать как образец музыкальной журналистики
Задачи исследования — изучить имеющиеся по данной теме научные материалы, а также контент таких интернет-порталов, как «MySlo» и «Молодой коммунар» на предмет их соответствия критериям музыкальной журналистики
Структура работы представляет собой вступление, две главы, раскрывающие теоретические основы проблемы и анализирующие конкретные образцы музыкальной журналистики, дополненные списком литературы и интернет-источников с ссылками на использованный контент анализируемых интернет-порталов.
Результаты исследования позволят использовать конкретные критерии для вычленения именно музыкальной журналистики из общего поля журналистских текстов, что априори должно будет способствовать росту профессионального мастерства журналистов, специализирующихся на музыкальной тематике и, опосредованно, способствовать повышению общего уровня музыкальной культуры в стране.
Актуальность поставленной научной проблемы обусловлена еще и тем, что подходы к её изучению еще находятся в процессе окончательного формирования. Если вопросы непосредственно музыкальной критики не единожды рассматривалась в трудах таких профессионалов, как Б. Асафьев, Н. Слонимский, Г. Гинзбург, в журналах «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Музыка и время», то проблемы музыкальной журналистики в общественном дискурсе занимают скромное место. В то же время, мысли, высказанные в этих публикациях, вызывают интерес тем, что на их примере можно наглядно проследить, как идет процесс осмысления этой специфической области журналистской деятельности. К настоящему моменту основные положения, определяющие особенности музыкальной журналистики уже практически сформулированы. Сегодня темой для обсуждения как представителей научного сообщества, так и среди журналистов-практиков являются вопросы, связанные с синхронизацией теоретических положений, относимых к музыкальной журналистике с реалиями современного мира, такими, как свобода в распространении и получении информации, активное внедрение интернета во все сферы общественной и частной жизни, наконец, новые технические возможности, позволяющие делать конкретное музыкальное событие достоянием всего мирового сообщества. Очевидно, мы стоим на пороге новых масштабных открытий и, возможно, эта работа прояснит некоторые вопросы и проблемы прошлого, чтобы яснее представлять себе те направления, в которых будет развиваться музыкальная журналистика в будущем.
ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА — КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. История развития российской музыкальной журналистики
Первые из дошедших до нас сведений о публикациях, освещавших события в музыкальном пространстве Российской империи, относятся к периоду рубежа XVIII — XIX веков. В какой-то мере они связаны с новой для того времени формой общения — концертами, пришедшими на смену домашнему музицированию в кругу друзей и знакомых. Естественно, что публикации о музыке того периода носили стихийный и нерегулярный характер. «Точкой отсчета» в формировании именно музыкальной журналистики как особого вида журналистской деятельности можно считать достаточно длительный, двадцатилетний период 70-90-х годов XIX столетия. Это было следствием тех значительных перемен, которые происходили в музыкальной культуре России в названный период. Невероятного расцвета достигла общественная и философская мысль, что не могло не повлиять на развитие науки, искусства и, в том числе, музыкальной деятельности во всех её проявлениях — композиторском, научном, критическом, исполнительском. Этот процесс захватил коллективное сознание широких общественных масс. Если попытаться охарактеризовать этот период отечественной истории и культуры, то самым общим и в то же самое время самым точным будет определение — «рост национального самосознания», это был период, когда окончательно сложилась «картина мира» народов, населявших территорию Российской империи. Все это происходило вопреки тому фону исторических событий, которые в этот период определяли внешнюю и внутреннюю политику страны. К ним, безусловно, относятся такие заметные для России исторические явления, как «расцвет и последовавший за ним кризис идеологии и практики народничества, пик событий — революционная ситуация на рубеже десятилетий; её резкий слом после убийства царя Александра II, наступление длительной реакции, в недрах которой вызревали новые революционные силы»[10]. Идеи национального самоосознания, высказанные еще в сочинениях Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, способствовали зарождению общественной мысли относительно особого исторического пути развития России. В дальнейшем они были подхвачены широкими кругами русского общества, в том числе, и музыкального. У композиторов также, как и у остальных служителей искусства, стали возникать идеи использования основ национальной культуры в своем творчестве. Для сочинителей и музыкантов этот путь виделся через постижения основ национальной музыкальной и песенной культуры, иными словами — национального фольклора. С этой целью снаряжаются многочисленные экспедиции по деревням и отдаленным поселениям с заданием собрать как можно больше аутентичных образцов нематериальной культуры — народного песенного и музыкального творчества. Свидетельством этому служат многочисленные сообщения в газетах и журналах того времени, (эти публикации имели место не только в столичных, но и местных, провинциальных изданиях); кроме того, отчеты о находках — обрядах и песнях, записанные в процессе этих экспедиций, печатались в специализированных научных трудах, которые печатались под наблюдением Академии наук и её специализированных подразделений, а также университетами. Известный исторический пример, подтверждающий подобную практику — участие в такой экспедиции величайшего русского драматурга , основоположника русской драматургии — А. Н. Островского, который должен был вести дневниковые записи этнографической экспедиции по городам и селам, расположенных вниз по течению Волги летом 1856 года. Создавать подобные отчеты, в которых были отражены все находки, сделанные в процессе экспедиции, входило в обязанность членов той или иной экспедиции: материал «Песни Архангельской губернии» печатались в течение двух месяцев — апреля и мая в «Архангельских губернских ведомостях». В это время возросло не только количество самих экспедиций, но и возросло число их участников. Само собой разумеется, что результатом такого массированного «погружения» в национальную культуру стал выпуск многочисленных сборников по материалам экспедиций: «Русские народные песни» (собранные П. В. Шейном), « Онежские былины» (записанные А. Ф. Гильфердингом), «Причитания Северного края» (опубликованы Е. В. Барсовым), сборник донских песен и многие другие.
Творчество композиторов-классиков этого периода идет в ногу со временем и проникается духом русской культуры; свои произведения композиторы создают не только используя мотивы народных мелодий, но и включают их в первозданном виде в свои сочинения. Имена таких композиторов, как М. И. Глинка, члены Балакиревского кружка, А. К. Лядов или С. С. Рахманинов — яркое подтверждение идеи воплощения национальной концепции в классическом искусстве. Эти тенденции русской классической музыки были созвучны опыту национальных европейских школ того времени. Что подтверждает мысль о едином европейском музыкальном пространстве того времени, что можно отнести к еще одной характерной черте эпохи. Так, П. И. Чайковский, внимание которого в описываемый период привлекало композиторское мастерство Р. Вагнера, периодически печатал материал на эту тему в газете «Русские ведомости», несмотря на то, что сам в это время работал над произведениями на русскую тему.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев .—М., СПб: Музыка. 1965.—149 с.
2. Асафьев Б. В. Познавательные процессы и пути их изучения // Б. В. Асафьев. —2-е изд. —Л.:Музыка, 1971. — 376 с.
3. Асафьев Б.В. Задачи м методы современной музыкальной критики // Критика и музыкознание. — М.: Музыка, 1975 — с. 219-232
4. Богданов -Березовский В. М.: Страницы музыкальной публицистики — Л.: Музгиз, 1963 — 288 с.
5. Вакурова Н. Г. Музыкальная критика 1920-х годов о методологии музыкально-критического анализа // Критика и музыкознание. — М.: Музыка, 1975, с. 195-219
6. Вакурова Н. Г. Становление современной музыкальной критики (вопросы теории, методологии):Автореферат Дис. ……кандидат искусствоведения. — Л., 1986. — 54 с.
7. Валькова В. Б. Между элитой и массами: В. В. Стасов и три модели музыкальной критики в России // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2004 .— с. 140-149
8. Грубер Р. И. О музыкальной критике как предмете теоретического и исторического изучения // Музыка и критика.— Л.: Музыка, 1987. — с. 189-213
9. Игдалова Г.,Музыка сталинской эпохи и доктрина соцреализма ( по материалам журнала «Советская музыка») // Gradus ad parnassum.— Н. Новгород, 1998, —с. 106-121
10. История русской музыки:в 10 т., — М.: Музыка, 1994, — т. 7: 70-80-е годы XIX века ( ч.1) — 497 с.
11. Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: уч. пособие для студентов ВУЗов // Т. А. Курышева.— М.: Владос-Пресс, 2007. — 296 с.
12. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов ВУЗов // Г. В. Лазутина. — 2-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 240 с.
13. Михеев А. Новые задачи современной музыкальной журналистики / А. Михеев // Медиаскоп. — № 4. —2015
14. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века: в 6 вып. —М.: Советский композитор, 1960-1979
15. Орлов А. С., Георгиев В. А.,Георгиева Н. Г. ,Сивохина Т. А. История России. — М.: Велби; Проспект, 2008, — 528с.
16. Птушко Л. А. Музыкальная журналистика: от теории к практике / Л. А. Птушко // Проблемы филологии, культурологии, искусствознания. — №1, —2010
17. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник // Е. П. Прохоров. — 8-е изд. М.: Аспект Пресс, 2011 — 351 с.
18. Семёнова А.Э. Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства / А. Э. Семёнова// Ученые записки Казанского университета. — Том 154, кн. 6, —2012
19. Фомичёва И.Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов ВУЗов// И.Д. Фомичёва. — М.: Аспект Пресс, 2007, — 335 с.
20. cyclowiki.org//[электронный ресурс]// (дата обращения: )