Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Исходные понятия: метод, методический прием, методика 6
2.Возрастная периодизация школьников 7
3. Социально-педагогическое значение функций физической культуры детей младшего школьного возраста 7
4. Типичные возрастные анатомо-физиологические, психологические особенности младших школьников 8
5. Отличительные особенности методики обучения двигательным действиям школьников младшего возраста 14
5.1.Задачи обучения двигательным действиям 14
5.2. Особенности средств обучения в физическом воспитании младших школьников 16
5.1.1.Естественные виды движений 16
5.1.2. Спортивные упражнения. 18
5.3. Особенности методов и методических приемов обучения двигательных действий в младшем школьном возрасте 20
Выводы...…………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей школьного возраста [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны основные моменты, регламентирующие деятельность в области образования. Существует ФГОС, которым руководствуются при составлении программ для школьного учреждения, в том числе по физическому воспитанию. В результате анализа ФГОС установили, что в школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения.
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую очередь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [2].
Проблематика исследования. В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос – методические особенности освоения детьми младшего школьного возраста различных двигательных действий для дальнейшего развития важнейших физических качеств, поддержания здоровья ребенка.
Объект исследования – методика обучения двигательным действиям.
Предмет исследования – особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста.
Цель работы: разработать педагогическую систему освоения детьми младшего школьного возраста двигательных действий.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Систематизировать существующие способы, средства комплексного развития физических качеств и двигательных навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Осуществить подбор специальных средств и методов для освоения детьми младшего школьного возраста основных двигательных навыков.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в основе качественной подготовки детей в области физической культуры лежит правильно разработанная методика преподавания, направленная на специальную физическую подготовку обучающихся.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по физической культуре.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических занятий по физической культуре для младших школьников. Могут быть использованы преподавателями физической культуры для подготовки детей, а также для организации самостоятельной подготовки спортсменов. Результаты могут быть полезны родителям.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти пунктов, заключения, списка используемой литературы.
1. Исходные понятия: метод, методический прием, методика
Методика обучения детей двигательным навыкам, как и любая другая педагогическая методика, имеет свой установленный понятийный аппарат. Основными понятиями являются следующие: процесс, формы, способы, методы обучения, содержание, цели, задачи. Именно от этих понятий зависит эффективность организации занятий. Основное и центральное место в понятийном аппарате занимает понятие процесс обучения. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных понятий: преподавание и обучение. Преподавание определяет ход обучения. На процесс обучения и преподавания, а также на содержание и цели занятий существенное влияние оказывает цель, которой необходимо достичь в ходе занятий, личная заинтересованность ребенка в освоении упражнений, потребность в общении, получении новых знаний и умений.
Основным принципом обучения является принцип коммуникативности, основанный на необходимости систематически и регулярно применять полученные знания на практике. При помощи беседы можно выявить круг интересов детей младшего школьного возраста и в дальнейшем развивать занятия именно в русле поддержания интереса детей. Эффективным является программирование обучения, применение видеоматериалов, исторические аспекты исследования проблемы [3].
Обучение всегда направлено на достижение определенного результата, который во многом определяется социальными и личностными мотивами. На основании потребностей и мотивов учащегося формируются мотивы и стимулы к обучению, которые определяют ход дальнейшего взаимодействия преподавателя и ребенка. На основании целей формируется план занятия, содержание, определяются основные методы, формы и способы обучения.
В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль приобретенных навыков, тестировать степень развития двигательных качеств. В ходе такого контроля определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание для достижения целей, выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными для ребенка. Кроме того, преподаватель может применять не только открытые приемы обучения. Часто важное практическое значение имеют скрытые приемы обучения. Они основаны на том, что ребенок не понимает цели обучения [4].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальсевич, В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. – М.: Просвещение, 2010. – 210 с.
2. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование / В.И. Ковалько – 2-е изд., испр. – И., НАКО, 2004. – 272 с.
3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Программы общеобразовательных учреждений / авт. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2007-2012 г.г. издания. – 128 с.
4. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: учебно-метод. Пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 105 с.
5. Кузнецов, В.С. Прикладная физическая подготовка: 10-11 кл.: учеб-методич. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 184 с.
6. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Планирование и организация занятий, 5 кл.: метод. Пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
7. Литвинов, Е.Н. Программа физического воспитания учащяхся начальной школы (I-IV классы) / Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Г.И. Погодаев. – М.: Школьная пресса, 2004. – 16 с.
8. Литвинов, Е.Н. Физкультура! Физкультура! Физкультура!: учеб. для учащихся 5-7 классов / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погодаев. – М. Просвещение, 1999. – 141 с.
9. Ломейко, Е.Н. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / Е.Н. Ломейко. – Мн.: «Народная асвета», 1980. – 128 с.
10. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2014. - №1. - С. 11-17.
11. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха, 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
12. Лях, В.И. Двигательные способности: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.
13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: изд-во «АСТ», 1988. – 272 с.
14. Лях, В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. - №1. – С. 5-10.
15. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. заведений / А.П. Матвеев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 248 с.
16. Матвеев, А.П. Физическая культура 1 кл.: методич. рекомендации по основам преподавания / А.П. Матвеев, М.В. Малыхина. – 2-е из., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 204 с.
17. Нежкина, Н.И. Психофизическая тренировка // Здоровье детей, 2006 – №21. – С.21-28.
18. Нестеров, В.А. Двигательная активность и физическое состояние детей и подростков: учебн. Пособие. – Хабаровск: ДВГАФК, 2001. – 105 с.
19. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. Физ.культ / под ред. А.А. Гужиловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 152 с.
20. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебн. Пособие для студ. Высших учебных заведений. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2003. – 280 с.