Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Цифровая трансформация университета: модели и инструменты
Сегодня сфера образования является одним из наиболее перспективных направлений целевой подготовки инновационных человеческих ресурсов государства [1]. Важность цифровой трансформации университета обусловлена глобальными процессами перехода к цифровому обществу и экономике, поскольку перспективы этого перехода во многом зависят от образования.
Цифровизация образовательной среды ставит перед образовательной сферой новые вызовы, решение которых требует определенного уровня цифровой зрелости образовательных организаций, формируемого уровнем компетентности менеджеров и преподавателей, состоянием инструментов и инфраструктуры, эффективностью разработаны программы цифровой трансформации [2]. Эффективность проводимой трансформации зависит от качества и продуманности модели и инструментов, используемых университетами в условиях цифровизации.
Цель работы – изучить особенности цифровой трансформации университета, ее модели и инструменты. Для этого были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.
Согласно Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования Российской Федерации, цифровой университет – это проект, направленный на обучение и развитие цифровых сервисов в сфере высшего образования и науки, охватывающий все виды бизнес-процессов.
Внедрение модели цифрового университета направлено на повышение уровня цифровизации вузов и эффективности использования сквозных технологий в их деятельности, а в перспективе – на формирование единой экосистемы услуг, предоставляемых участникам вуза.
Модель цифрового университета базируется на структурных элементах исследовательской, преподавательской и управленческой деятельности университета и функциональных связях между ними [4].
Все элементы модели содержат набор инструментов, составляющих ядро цифровой трансформации, к которому присоединяются другие инструменты. Сформированные элементы модели используются для определения ее целей и ключевых показателей эффективности.
Модель цифрового университета имеет пять ключевых уровней [5]:
1. Основными заинтересованными сторонами университета являются научные и педагогические работники, студенты, соискатели, выпускники и работодатели - с их индивидуальными требованиями. Требования к кандидатам – получение качественного образования, позволяющего получить востребованную профессию. Требования работодателя включают необходимость создания соответствия между его потребностями в специалистах и образовательных программах.
2. Информационная база вуза - информационные сервисы, такие как внутренние информационные пространства, информационные пункты, библиотеки, рабочие места преподавателей и внутренняя информационная инфраструктура вуза.
3. Инновационная составляющая университета состоит из научно-исследовательских и учебных лабораторий. Это предполагает создание комфортных условий для проведения научных исследований, представления их результатов во внешней среде и оперативного внедрения их в образовательный процесс.[5]
4. Цифровой маркетинг образовательных программ. Необходим для максимально широкого распространения информации об университете, его доступных онлайн-образовательных программах и возможностях создания индивидуальной образовательной траектории. Уровень также включает в себя автоматизированную систему сдачи вступительных экзаменов и систему электронного взаимодействия абитуриентов и вуза.
5. Внедрение новейших технологических и технических разработок в образовательную практику.
В академическом сообществе существует два подхода к трактовке цифрового университета [6]:
1. Экономическая модель. В рамках этого процессы цифровизации рассматриваются с точки зрения повышения эффективности использования цифровых технологий, оценки целесообразности маркетинговых решений, удобства, снижения затрат и т.д.
2. Общественное благо и открытый исходный код. Ориентирован на цифровое взаимодействие и доступность. При таком подходе матрица цифрового университета может включать такие элементы, как информационная грамотность,
3. успешное решение современных образовательных проблем;
4. возможность устранения временных и географических барьеров.
Основными инструментами цифровизации образования, применяемыми на практике, являются [1]:
1. онлайн-обучение;
2. использование электронного образовательного контента;
3. тьюторская поддержка студентов;
4. цифровые технологии оценки знаний;
5. интерактивные методы развития навыков учащихся и тренировки их способностей;
6. сетевые горизонтальные коммуникации между организациями и субъектами образовательного пространства;
7. цифровые технологии управления и мониторинга образовательной организации;
8. социальные сети и виртуальная среда обучения;
9. роботизация и геймификация.
Несмотря на внедрение индивидуальных решений цифровой модернизации образовательной деятельности, значительная часть современных цифровых инструментов имеет такие существенные недостатки в дидактической составляющей, как акцент прежде всего на передаче знаний, отсутствие или ограниченность реализации положений. [2].
В то же время, согласно теории коннективизма, более актуальной в эпоху цифровых технологий, современный образовательный процесс должен включать генерацию новых знаний в процессе познания в обществе [3].
В настоящее время система высшего образования переходит к цифровому университету и соответственно претерпевает системные изменения в образовательной, управленческой, исследовательской и методической практике, квалификационных требованиях ко всем субъектам образовательного процесса и наборе методов, технологий, инструменты и подходы, предназначенные для обеспечения обучения цифровым навыкам, востребованным в цифровой экономике.
Основным направлением цифровизации образовательного пространства является одновременная трансформация элементов образовательного процесса и цифровых технологий и инструментов, используемых в образовательном процессе, что обеспечивает комплексную цифровую трансформацию вуза.
1.2. Риски и перспективы цифровой трансформации университета
Современный этап развития общества характеризуется комплексной цифровой трансформацией экономики и социальной сферы. Промышленность и транспорт, энергетика и медицина, образование и наука, финансовый сектор и государственное управление сегодня нуждаются в специалистах, мыслящих иначе.
Такие важные факторы, как глобализация, развитие информационных технологий и создание единой системы коммуникаций, создают совершенно иную среду для высшего образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Управление предприятием. Учебное пособие / Под ред. И.В. Ершовой. - М.: Юнити, 2019. - 159 c.
2.Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков . - М.: Инфра-М, 2021. - 506 c.
3.Гаврилов, Л.П. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 184 c.
4.Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Курс лекций для бакалавров: Учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2022. - 184 c.
5.Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Учебное пособие / А.В. Гукова. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 184 c.
6.Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. - М.: Инфра-М, 2020. - 455 c.
7.Каргина, Е.Н. Аспекты построения учетно-аналитической модели бизнес-структуры в erp-системе «1с: управление предприятием» согласно методологии рсбу и мсфо» / Е.Н. Каргина, С.А. Морозов, Е.Г. Сергиенко. - М.: Русайнс, 2021. - 160 c.
8.Коршунова, Е.Д. Экономика, организация и управление промышленным предприятием: Учебник / Е.Д. Коршунова, О.В. Попова, И.Н. Дорожкин. - М.: Курс, 2021. - 272 c.
9.Кудрявцев, Е.М. Организация, планирование и управление предприятием / Е.М. Кудрявцев. - М.: АСВ, 2021. - 416 c.
10.Кудрявцев, Е.М. Организация планирование и управление предприятием: Учебник / Е.М. Кудрявцев. - М.: АСВ, 2021. - 464 c.
11. Мазурин, Э.Б. Экономика, организация и управление предприятием: учебник / Э.Б. Мазурин. - М.: Academia, 2020. - 253 c.
12.Никитин, А.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Учебное пособие / А.В. Никитин, И.А. Рачковская, И.В. Савченко. - М.: Инфра-М, 2019. - 188 c.