Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Понятие и классификация государственных и муниципальных предприятий 5
1.2 Принципы управления государственными и муниципальными предприятиями 8
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 13
2.1 Унитарные предприятия как форма управления муниципальным имуществом 13
2.2 Проблемы эффективности управления государственными унитарными предприятиями 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в научном сообществе обсуждается вопрос классификации государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Регулирование особого статуса таких организаций осуществляется через ряд специальных норм гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации. Гражданский Кодекс и Бюджетный Кодекс РФ, а также отдельные федеральные законы определяют правовой статус государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно статье 50 Гражданского Кодекса РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) или не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Таким образом, цели деятельности определяют классификацию организаций, созданных органами государственной власти и местного самоуправления.
Организации делятся на коммерческие, преследующие извлечение прибыли, и некоммерческие, занимающиеся общественными, социальными или исполнением публичных обязательств государства, органов власти субъекта и муниципалитетов (например, бесплатная медицина, образование, транспорт и др.)[ История государственного управления в России: Учебник / Под общ.ред. Р.Г.Пихои; РАГС при Президенте РФ, Северо-Кавказкая акад. гос. службы - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 440с.].
Таким образом, основное различие между организациями заключается в целях их создания и деятельности: коммерческие организации преследуют извлечение прибыли, в то время как некоммерческие организации стремятся к достижению других целей, не связанных с получением прибыли.
Статья 65.1 Гражданского Кодекса РФ предусматривает разделение организаций на корпоративные и унитарные. Корпоративными считаются юридические лица, учредители которых обладают правом участия в них и формируют их высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества, общества, хозяйственные партнерства, кооперативы, общественные организации и другие. Унитарные юридические лица, в свою очередь, включают государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации и публично-правовые компании[ Маркова М.Ф. Организация государственных учреждений России [Электронный ресурс] : учеб.пособие. – Электрон.дан. – СПб. : ИЭО СПбУУиЭ (Институт электронного обучения Санкт-Петербургского университета управления и экономики), 2012. – 1480 с.].
Участники корпоративной организации приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации. Большинство государственных и муниципальных предприятий и учреждений являются унитарными организациями, за исключением некоторых государственных корпораций, статус которых определен отдельным законом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ)// Собрании законодательства РФ, 04.08.2020, N 31, ст. 4398.
2.Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Парламентская газета», № 230, 03.12.2002.
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 г. № 2645-р // «Собрание законодательства РФ», 26.10.2020, N 43, ст. 6814.
4.Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.11.2020 № 02-09-07/103225 // Система КонсультантПлюс.
Специальная литература
5.Азнабаева Г.Х. Финансы, анализ бюджетных учреждений: учеб.пособие / Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 124 c.
6.Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.- Н. Новгород, Издатель: Гладкова О.В., 2019.- 552 с.
7.Горбунов А.П. Основы социального менеджмента/ под ред. д.э.н., проф. Б.Я. Гершковича. Пятигорск. 2019.- 155 с.
8.Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону, 2010.- 236 с.
9.История государственного управления в России: Учебник / Под общ.ред. Р.Г.Пихои; РАГС при Президенте РФ, Северо-Кавказкая акад. гос. службы - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 440с.
10.Козельский А.В. Управление государственным и муниципальным имуществом : учеб.пособие / А.В. Козельский.– Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 136 с.
11.Маркова М.Ф. Организация государственных учреждений России [Электронный ресурс] : учеб.пособие. – Электрон.дан. – СПб. : ИЭО СПбУУиЭ (Институт электронного обучения Санкт-Петербургского университета управления и экономики), 2012. – 1480 с.
12.Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях : учеб.пособие / Т.Ф. Боряева, О.А. Тагирова, А.В. Носов [и др.]– Пенза: РИО ПГАУ, 2018. – 153 с.
13.Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1997.- 132 с.
14.Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций [Электронный ресурс]: учебник/ Г. Б. Поляк, Л. Д. Андросова, О. И. Базилевич–Электрон. текстовые данные.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463c.
15.Проблемы методологии и организации местного самоуправления. СПб. 2017.- 231 с.
16.Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 2017.- 252 с.
17.Смелик Р.Г. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебник/ Р. Г. Смелик, Л.А. Левицкая– Электрон.текстовые данные. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014.– 296 c.
18.Черкашина-Святынюк, Т.Г. Проблемы эффективности управления государственными унитарными предприятиями / Т. Г. Черкашина-Святынюк // Теория и практика мировой науки. – 2022. – № 2. – С. 14-17.
19.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2015. - 379 с.
20.Щербакова Н.В. Местное самоуправление в России: Теория и практика. Ярославль, 1996.- 122 с.
21.Юшина Е.А. Муниципальное управление / Е. А.. Юшина - М.: Юристъ, 2012. – 187 с.