Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации предусматривается образование федеральных территорий. Появление «федеральных территорий» породило ряд вопросов: целевое и функциональное назначение федеральных территорий, их место в элементном составе государственно-территориального устройства России, возможно ли создание федеральной территории в пределах одного субъекта Федерации, могут ли быть выведены федеральные территории за пространственные пределы субъекта Федерации [6, с. 44]. Эти и многие другие вопросы требует своего ответа. Однако, полагаем, что научные поиски и аналитика не смогут дать окончательного ответа в силу того, что пока не будет принят соответствующий федеральный закон о создании федеральной территории, вышеперечисленные вопросы будут носить сугубо прогностический и предположительный характер. Тем не менее, следует отметить, что опыт создания территорий с особым правовым статусом в современной российской истории имеется. Так, была образована федеральная территория «Сириус».
В любом случае, как нам кажется, появление федеральных территорий будет диктоваться общефедеральными (национальными) интересами и может иметь как военно-политическое, так и экономико-стратегическое назначение. В этой связи велика вероятность образования федеральной территории, которая может находиться в пространственных пределах как одного, так и нескольких субъектов Федерации. Ключевым здесь остается решение вопроса о выделении соответствующей территории из юрисдикции субъекта Федерации, которое должно осуществляться с учетом мнения населения, проживающего в данном субъекте (субъектах) Федерации. Возможно, что решение субъекта Федерации о создании федеральной территории и отчуждении территории самого субъекта Федерации будет принято органами государственной власти этого субъекта Федерации с учетом мнения населения, выраженного на региональном референдуме. Давая Заключение на соответствие предлагаемых Президентом поправок Конституции, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что создание федеральных территорий не предполагает наделение их статусом субъектов Российской Федерации. В любом случае федеральную территорию надлежит «рассматривать как территорию, не входящую в состав субъекта Федерации, а находящуюся в непосредственном управлении федеральных органов власти» [16, с. 50].
В зарубежных федерациях в ряде стран наряду с субъектами федерации образуются федеральные территории, которые имеют иное предназначение нежели аналогичные государственно-территориальные образования в Российской Федерации. Так, например, в современных федеративных государствах наряду с субъектами федерации могут быть территории с особым статусом. В частности, в США помимо штатов есть федеральный округ Колумбия, на территории которого располагаются федеральные органы власти США (Президент, Конгресс, Верховный Суд) и, свободно присоединившиеся государство Пуэрто-Рико. В бразильской федерации кроме штатов имеются федеральный округ и две особые территории, в индийском государственно-территориальном устройстве предусматривается 25 штатов и 7 союзных территорий [12, с. 167]. В Индии «союзные территории» представляют собой особые государственно-территориальные единицы, образованные в силу стратегических, политических и административных факторов. Подобные территории существуют в Малайзии, Португалии, Венесуэле. Несмотря на различный правовой статус и предназначение в государственно-территориальном устройстве, они схожи в том, что управление ими осуществляется центральными органами власти [11, с. 32].
Одним из элементов государственного управления стало появление такой политико-административной единицы как федеральный округ. Основной целью образования федеральных округов, как нам видится, является обеспечение конституционной законности в субъектах Российской Федерации и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6–ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7–ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2–ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1–ФКЗ) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2.Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми–Пермяцкого автономного округа : Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1–ФКЗ // Российская газета. – 26.03.2004. – № 62.
3.О статусе столицы Российской Федерации: закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4802–1 //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. –№ 19. – Ст. 683.
4.Постановление Конституционного Суда от 14.07.1997 № 12–П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 29. – Ст. 3581.
Литература
5.Байрамова, Н.Ю. Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов / Н.Ю. Байрамова // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 2. – С. 1617.
6.Бухвальд, Е.М. Федеральные территории как новация политики пространственного развития в Российской Федерации / Е.В. Бухвальд // Теория и практика общественного развития. – 2021. – № 3. – С. 44–46.
7.Глазырина, М.В. Проблемы совершенствования федеративного устройства России / М.В. Глазырина, Н.И. Петренко // Марийский юридический вестник. – 2020. – № 4. – С. 27–29.
8.Гончаров, И.В. Федерация и ее субъекты: характер взаимоотношений / И.В. Гончаров // Вестник Воронежского института МВД России. – 2018. – № 2. – С. 4–9.
9.Гоптарева, И.Б. Правовые принципы и механизмы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов / И.Б. Гоптарева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – С. 35–43.
10.Гуляков, А. Д. Становление и развитие федерализма: сравнительное и историко–правовое исследование основных федеративных моделей (конец XVIII — начало XXI в.): автореф. дисс. ... докт. юрид. наук / А. Д. Гуляков. – Саратов, 2022. – С.22.
11.Ирхин, И. В. Федеральные территории и федеральные округа: смешение конституционно–правовых моделей / И.В. Ирхин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – № 6. – С. 30–37.
12.Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. 4–е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА–М, 2018. – 467 с.
13.Лебедев, А.Н. Статус субъекта Российской Федерации / А.Н. Лебелев. – Москва, 1999. – 242 с.
14.Лебедев, В.А. Конституционно–правовой статус субъектов Российской Федерации / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. – № 1. – Право. – Выпуск 31. – С. 512.
15.Прудников, А.С. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно–правовой аспект / А.С. Прудников, В.П. Малахов // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 4. – С. 37–39.
16.Сибилева, А. Ю. К вопросу о правовом статусе федеральных территорий / А.Ю. Сибилева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2020. – Т. 6 (72). – № 3. – С. 49–56.
17.Федорец, М. Н. Федеральные округа: значимость и роль в государственно–территориальном устройстве Российской Федерации / М.Н. Федорец // Государство и право. – 2018. – № 10. – С. 136–140.
18.Хадиков, А.К Историко–правовой анализ государственного устройства Российской Федерации / А.К. Хадиков // Власть. – 2006. – №12. – С. 50–53.
19.Хадиков, А.К. Становление и развитие государственности Республики Северная Осетия–Алания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / / А.К. Хадиков. – Краснодар, 2008. – С.78.
20.Чертков, А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов РФ как пространственного предела их территорий (суши, вод, недр и воздушного пространства) // СПС КонсультантПлюс.
21.Шамаева, К.В. Некоторые методологические подходы к изучению конституционно–правового статуса субъекта в составе Российской Федерации / К.В. Шамаева // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 4. – С. 36 – 39.
22.Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4–е изд., изм. и доп. / С.М. Шахрай. – Москва : Статут, 2017. – 624 с.