Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности российского парламента
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в РФ
Законотворчество считается одной из форм нормотворческой государственной деятельности, которая подлежит осуществлению компетентными должностными лицами и специально уполномоченными на то органами.
Цели законодательного процесса весьма многообразны. В качестве данных целей могут выступать определенные социальные, экологические, экономические приоритеты, приоритеты определенных социальных категорий населения или классов. На предыдущей стадии развития российской теории нормотворчество сводилось к выражению и становлению интересов господствующих классов.
Значение законодательного процесса заключается в том, что он выступает как формально-юридическое воплощение законотворческой деятельности государства. Именно он отвечает за все стадии создания закона, и в результате реализации этих последовательных стадий начинает свою официальную деятельность закон.
В процессе законотворчества анализируются объективные закономерности, учитывается их действие в условиях четко определенных времени и места, определяется путь оптимального выражения в законодательном установлении потребностей общественного развития, избирается особый, наиболее рациональный метод правового воздействия на общественные отношения .
Отечественная практика законотворчества на современном этапе развития формируется таким образом, что главная составляющая законодательной работы в ее содержательной сущности исполняется Государственной Думой Российской Федерации, следовательно, ей и принадлежит главная роль в нормотворческой деятельности.
Все это можно объяснить тем, что Конституция Российской Федерации именно к полномочиям данной палаты относит первоначальное исследование проекта закона и принятия по нему соответствующего законодательного решения, обеспечивая одновременно участие в процессе законотворчества верхней палаты.
В России Конституция РФ определяет основы процесса законотворчества и устанавливает круг соответствующих субъектов процесса законотворчества.
К субъектам процесса законотворчества следует отнести его непосредственных участников, действия которых прямо направлены на образование закона. К их числу можно отнести органы государства, должностных лиц, граждан, разных общественных политических сил: общественные организации, политические партии и др.
Всех субъектов процесса законотворчества можно подразделить на следующие группы:
1) в обязательном порядке принимающие участие в процессе законотворчества;
2) принимающие участие в процессе законотворчества на основании специфики определенного акта законодательства.
Под участниками законодательного процесса мы можем подразумевать круг организаций и лиц, принимающих участие в осуществлении законодательной деятельности, вступающие в определенные правоотношения и обладающие по этой причине установленный законодательством комплекс прав и обязанностей. В нормативно-правовых актах – Конституции РФ, Регламентах Государственной Думы РФ и Совета Федерации, иных документах круг участников очерчен довольно четко.
К ним следует отнести:
1) субъекты права законодательной инициативы;
2) органы законотворчества, их комиссии и комитеты;
3) главы государства;
4) физические лица;
5) научные и иные организации;
6) координационные органы.
Субъекты права законодательной инициативы признаются главными участниками законотворческого процесса. Общеизвестно, что в соответствии со статьей 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации РФ и его члены, Государственная Дума РФ и его депутаты, Правительство РФ, а также органам законодательной власти субъектов РФ. По вопросам ведения право законодательной инициативы имеют Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
К первой группе следует отнести тех субъектов, чье непосредственное участие в процессе законотворчества обуславливается их полномочиями, роль, которую они играют в государственной жизни, - это депутаты Федерального Собрания РФ, комитеты, палаты, комиссии, глава государства, а также другие органы, которые непосредственным образом связаны с продвижением закона от практической реализации права законодательной инициативы до официального опубликования. Эти лица и органы всегда принимаю участие в процессе законотворчества, так как это связано с их обязанностями.
Исполнение возложенных на них обязанностей не исключает того, что в данном процессе они могут реализовать все предоставленные им права. К примеру, депутат Госдумы РФ после осуществления права законодательной инициативы участвует в деятельности комитета и голосовании.
Вторую группу формируют субъекты, чье непосредственное участие в образовании закона непосредственным образом связано со спецификой определенного процесса законотворчества. Последний может вызываться разновидностью нормативного акта, важностью отношений в обществе, которые подлежат регулированию, процессом принятия закона, характерными чертами области деятельности общества и государства.
Должностные лица и органы государства могут получить правовой статус субъектов процесса законотворчества на основании возложенных на них полномочий. Так, в соответствие со статьей 108 Конституции РФ Совет Федерации в порядке обязательности изучает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, установленным в статье 106 Конституции РФ.
Во время принятия иных федеральных законов, независимо от того, принял ли по факту Совет Федерации РФ закон к исследованию в течение четырнадцати дней или нет, данный орган признается участником законодательного процесса на основании части 2 статьи 105 Конституции РФ.
Принятие поправок к главам 3-8 Конституции РФ требует одобрения (следовательно, и участия) законодательных органов не менее 2/3 субъектов РФ. Разработка проекта новой Конституции РФ и его принятие возлагаются на Конституционное Собрание РФ.
Комиссии, комитеты парламентов участвуют в законодательном процессе в соответствии с конституциями либо регламентом. На них возлагается работа над проектами законов, регламентирующими отношения в конкретных областях жизни общества и государства, то есть они могут специализироваться на тех либо других правовых отраслях или через них проходят все проекты законов.
Определенные субъекты законодательного процесса должны отвечать требованиям, которые относятся к их численности: предложение о пересмотре норм глав 1, 2 и 9 Конституции РФ должно поддерживаться при голосовании группой общей численностью не меньше 3/5 от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ; граждане РФ могут получить статус субъектов законодательного процесса – инициаторов осуществления референдума, если сумеют объединиться в группу численностью не меньше 2 млн. человек .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 45, 26.02.2014
4. Федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 293, 28.12.2020
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 14.11.2023) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 28.07.2023) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Алабин П.А. Стадии законодательного процесса в России: вопросы классификации // Журнал «Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений». - 2021. - С. 33-34.
8. Бендюрина С. В. Конституционное право России: учебник для бакалавров / С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев ; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 448 с.
9. Бишенова М.М., Ширитов А.Б. Понятие законодательного процесса // Журнал «Вестник экспертного совета». - 2020. - № 4 (23). - С. 70-75.
10. Гацолаева А.Х., Прокопенко Р.Е. Конституционно-правовые основы участия Президента РФ в законодательном процессе // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 7 (170). - С. 108-111.
11. Горбатовский С.К. Принципы законодательного процесса // Журнал «Наука в современном мире». -2021. – С.424-427
12. Золотухина Т.А. О роли Президента РФ в законотворческом процессе // Евразийский юридический журнал. -2022. - № 2 (165). - С. 65-68.
13. Зуев О.Е., Бахлов И.В. Российские парламентаризм после конституционной реформы 2020 года // Журнал «Социально-политические науки». - 2023. - Т. 13. - № 4. - С. 74-79.
14. Иналкаева К.С. Заключительная стадия законодательного процесса // Наука России: цели и задачи. Сборник научных статей. - 2019. - С. 22-23.
15. Кашапов В.Р., Кузнецов И.А. Законодательный процесс: понятие, участники // Журнал «Столица науки». - 2020. - № 6 (23). - С. 173-177.
16. Лошкарев И.О., Лаврентьева М.С. Сущность и принципы законодательного процесса в РФ // Частное и публичное право. Инновационные подходы в современной юридической науке. Сборник научных статей. – 2019. – С. 132-135
17. Меньшов В. Л. Конституционное право России: учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 206 с.
18. Нестеров М.Д. Понятие и стадии законотворчества: законодательный процесс // Актуальные вопросы государственного управления в цифровой трансформации. Сборник научных статей. - 2022. - С. 84-85
19. Норвин В.Н. Понятие и основные стадии законодательного процесса // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2023.- № 99-3. - С. 112-115.
20. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с.
21. Панков В.А. Понятие законодательного процесса в отечественной юридической мысли // Журнал «Скиф. Вопросы студенческой науки». - 2020. - № 9 (49). - С. 135-140.
22. Рамазанов Т.Р. К вопросу о принципах федерального законодательного процесса // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник научных статей. -2021. – С.22-24
23. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
24. Ханеев Д.Ф. О проблемах функционирования парламентаризма в РФ // Журнал «Матрица научного познания». - 2021. - № 12-2. - С. 275-280.
25. Чубакова Н.В., Соболь У.И. Особенности правового регулирования участия Президента РФ в законодательном процессе // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 10 (352). - С. 135-139.