Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие связной речи и её значение в психолого – педагогической литературе
Связная речь представляет собой способность организовывать и выражать свои мысли в форме последовательных и логически связанных высказываний. Этот вид речи характеризуется способностью строить цельные тексты или рассказы, где предложения и части высказывания связаны между собой смысловыми и логическими связями. Связная речь является важным этапом в развитии языковых навыков и является неотъемлемой частью коммуникативных способностей человека.
Основные характеристики связной речи включают в себя:
1. Логическая последовательность: Развертывание мыслей и идей в определенной логической последовательности, что делает речь понятной и структурированной.
2. Смысловые связи: Использование средств связи между предложениями и частями текста для передачи единого смысла. Это может включать в себя использование союзов, местоимений и других лингвистических средств.
3. Разнообразие лексики и грамматики: Богатство и разнообразие используемых слов и грамматических конструкций, что придает высказыванию выразительность и точность.
4. Адекватность выражения мыслей: Способность точно и четко выражать свои мысли, выбирая подходящие слова и выражения для передачи конкретного смысла.
5. Адаптация к контексту: Умение адаптировать свою речь к конкретной ситуации, аудитории и целям общения.
Для детей дошкольного возраста формирование связной речи является важным этапом в их языковом развитии. В процессе обучения детей созданию связных высказываний применяются различные методы и игры, направленные на развитие логического мышления, расширение словарного запаса и улучшение навыков в области грамматики [30].
Связная речь играет ключевую роль в психолого-педагогической литературе, так как она является важным показателем развития языковых и когнитивных навыков детей. Способность формировать связную речь часто рассматривается как показатель уровня развития у детей. Отслеживание этого процесса позволяет выявлять факторы, способствующие или затрудняющие языковое развитие, и предоставляет информацию для психологов и педагогов о текущем состоянии познавательных способностей ребенка.
Связная речь является предвестником успешного обучения грамоте. Способность конструировать логически структурированные высказывания содействует более легкому освоению чтения и письма в старших возрастных группах.
Дети, обладающие развитой связной речью, лучше адаптируются в социуме. Они могут более эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, что влияет на их социальное взаимодействие и формирование отношений. Когда ребенок может ясно и четко выражать свои мысли, это способствует успешному обучению в школе. Связная речь предоставляет основу для эффективного участия в уроках, понимания материала и выражения своих идей в учебных ситуациях.
Формирование связной речи также связано с развитием когнитивных функций, таких как логическое мышление, память и способность ориентироваться в информации. Развитие этих навыков важно для общего когнитивного развития ребенка.
Исследования в области психолого-педагогической литературы направлены на выявление методов и подходов, способствующих формированию связной речи у детей, и разработку эффективных стратегий поддержки этого процесса в дошкольных и начальных классах [22].
Множество учёных уделяют особое внимание вопросам развития речи, среди которых выделяется выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский. В соответствии с его утверждением, речь является неотъемлемым компонентом любой человеческой деятельности. Проанализировав процессы мышления и речи в течение длительного времени, Л. С. Выготский пришел к выводу, что «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли». Этот выдающийся психолог предпринял попытку разработать целостную психолингвистическую теорию, основанную на проведенных исследованиях, и является основоположником теории общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2.Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.
3.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
4.Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст] / Э. Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС» 2006. – С. 506.
5.Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. – Издание 2-е, исправ. и перераб. ‒ М.: В. Секачев, 2014. – 537 с.
6.Губанихина, Е. В. Игровые методы и приемы технологии "ТРИЗ" в развитии связной речи дошкольников / Е. В. Губанихина, О. А. Горячкина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 28 февраля – 01 марта 2019 года / Отв. редактор Е.А. Жесткова. – Арзамас: Арзамасский филиал Нижегородского гос. ун. им. Н.И. Лобачевского, 2019. – С. 79-84.
7.Дошкольная педагогика / Под ред. Авдеева М. Ю. – М.: Педагогика, 2004.
8.Душницкая, А. А. Развитие связной речи дошкольников посредством беседы / А. А. Душницкая // Новые технологии в образовании: Материалы XXII Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов, Таганрог, 29 марта 2016 года / Центр научной мысли. – Таганрог: Издательство "Перо", 2016. – С. 22-26.
9.Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
10.Жулина, Е. В., Медведская, И. В. К вопросу о диагностическом инструментарии оценки навыков связной речи у дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64 (4). – С. 53 – 57.
11.Иванова, И. Г. Диагностика развития связной речи дошкольников среднего возраста / И. Г. Иванова // Проблемы марийской и сравнительной филологии: Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 25 октября 2019 года / Ответственный редактор Р.А. Кудрявцева. Том Выпуск 6. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 423-425.
12.Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Т. И. Антонов, Е. П. Арнаутов и др., научные редакторы Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др., – М.: Карапуз, 1997.
13.Каменина, И. П., Ордынкина, И. С. Качественный анализ проверки знаний / И. П. Каменина // Начальная школа. – 2000. – № 10. – С. 95.
14.Караваннова, О. Н. Развитие связной речи дошкольников в процессе театрализованных игр / О. Н. Караваннова // Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Ульяновск, 06–07 октября 2015 года / Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. – Ульяновск: Ульяновский гос. пед. университет им. И.Н. Ульянова, 2015. – С. 72-77.
15.Кравченко, Л. В. Развитие связной речи младших дошкольников по программе "Детство" / Л. В. Кравченко // Сборник научных трудов SWorld. – 2011. – Т. 17, № 2. – С. 75-76.
16.Макарова, В. Н., Ставцева, Е. А., Едакова, М. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. – М.: Пед. общество России, 2014. – С. 80.
17.Максименко, О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение / О. П. Максименко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 731 – 736.
18.Овчинникова, Е. С. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников / Е. С. Овчинникова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях, Тамбов, 30 апреля 2014 года. Том Часть 7. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. – С. 122-124.
19.Плешанова, Н. Ю. Развитие связной речи у дошкольников на материале книжной иллюстрации / Н. Ю. Плешанова // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников: материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 02 июня 2015 года / Отв. редактор С.Б. Шухардина. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 102-107.
20.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
21.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
22.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. – С. 224.
23.Спиридонова, М. В. Развитие связной речи дошкольников / М. В. Спиридонова, С. А. Титова // Технологии образования. – 2021. – № 2(12). – С. 27-30.
24.Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
25.Сытина, О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников / О. И. Сытина // Молодой ученый. – 2017. – № 51(185). – С. 296-297.
26.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – С. 161.
27.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С. 287.
28.Федоренко, Л. П., Фомичева, Г. А., Лотарев, В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М.: Академия, 2013. – С. 90.
29.Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.
30.Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – С. 210-215.