Фрагмент для ознакомления
2
Моделирование является приемом, который применяется в различных областях науки и техники и характеризуется высоким уровнем актуальности и практической применимости на сегодняшний день. Многие сферы жизни активно развиваются именно благодаря применению моделирования и данный прием имеет большое будущее, особенно с вхождением в жизнь человека и общества искусственного интеллекта[ Елисеева, М.А., Канторович, М.И., Буянова, А.А. Современные методы реализации альтернативных форм обучения математике в начальной классах общеобразовательной школы / М.А. Елисеева, М.И. Канторович, А.А. Буянова // Сборник статей Тульского государственного педагогического университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета, 2023. – С. 60.].
Моделирование представляет собой один из важнейших инструментов решения научных задач: оно находит широкое применение в рамках различных дисциплин, позволяя получить достоверные знания о исследуемых объектах, особенностях их развития, возможных формах их изменения.
Несмотря на то, что в учебной и научной литературе можно встретить значительное количество определений данного термина (во многом это связано с ростом интереса исследователей к процессу разработки и использования моделей различных типов в рамках множества научных дисциплинах) существенных отличий в понимании того, чем по своей сути является модель, авторы в своих трактовках не демонстрируют, а специфические черты, присваиваемые ими моделям, во многом определяются закладываемыми предпосылками построения конкретных образов (областью их применения, целями использования, способом представления и т.п.)[ Куварзина, И.М., Тихонова, Р.В., Сабуревич, С.С. Методология обучения математике: основные методы и направления решения практических задач / И.М. Куварзина, Р.В. Тихонова, С.С. Сабуревич // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы технических и естественных наук». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2023. – С. 52.].
Определяющую роль всегда играет цель, в интересах достижения которой строится модель: именно она влияет на то, какие свойства моделируемых явлений и процессов оказываются существенными, а какие – нет.
В частности, модель может служить средством выявления закономерностей развития объекта исследования (в таком случае особого внимания заслуживает учет тех факторов, которые это развитие определяют), может играть роль эталона (определяя желаемые для субъекта моделирования свойства оригинала), или концентрироваться на представлении особенностей осуществления динамических процессов[ Полянская, И.М., Шугайлова, В.В., Максимова, О.Л. Математика как учебная дисциплина: теория, методология и практика обучения в начальной школе / И.М. Полянская, В.В. Шугайлова, О.Л. Максимова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2023. – С. 48.].
Кроме того, при разработке модели необходимо учитывать и множество иных аспектов и параметров (область ее применения, используемые средства выражения, длительность периода, на протяжении которого модель должна быть актуальной, и т.д.), что, в свою очередь, обуславливает возможность классификации моделей на основе учета присущих им особенностей[ Суворина, И.М. Проблемы реализации общеобразовательной программы по математике в младших классах / И.М. Суворина // Педагогический вестник. – 2020. – № 10. – С. 142.].
Различия между типами моделей имеет определенную степень условности: каждая конкретная модель, характеризующая реальный объект или направления его изменения, может быть комплексной и объединять в себе различные форматы представления тех взаимосвязей и тенденций, которые субъект моделирования считает необходимым отобразить с ее помощью[ Левиантова, И.М., Шаренко, В.В., Косолапов, В.М. Современные аспекты исследования принципов и функций обучения математике в системе начального образования: теория и практика / И.М. Левиантова, В.В. Шаренко, В.М. Косолапов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2022. – С. 120.].
Сложную систему зачастую невозможно описать с помощью моделей только одного типа, более того, может возникнуть потребность в формировании целого набора моделей (в том числе относящихся к различным группам, выделяемым в рамках предложенной типологии), каждая из которых описывает только один из элементов системы[ Аверьянова, С.А., Капустина, И.И., Михайлова, В.С. Современные теоретические и практические аспекты применения моделирования в различных областях образования: научно-практический обзор / С.А. Аверьянова, И.И. Капустина, В.С. Михайлова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 105.].
Для изучения математических дисциплин на всех этапах обучения моделирование также имеет очень важное значение, поскольку оно позволяет наглядно показать те аспекты различных задач, которые не видны в тексте. Моделирование в данном случае основывается на принципе применения наглядно-образного мышления[ Чеславская, А.И., Харитонова, Г.В., Смирнова, С.С. Организация обучения математике средствами моделирования: теория и методология исследования / А.И. Чеславская, Г.В. Харитонова, С.С. Смирнова // Известия Брянского государственного университета. – 2022. – № 5 (326). – С. 90.].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверьянова, С.А., Капустина, И.И., Михайлова, В.С. Современные теоретические и практические аспекты применения моделирования в различных областях образования: научно-практический обзор / С.А. Аверьянова, И.И. Капустина, В.С. Михайлова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 105–119.
2.Архангельская, А.С., Пономарева, Л.В., Капустина, О.С. Современные аспекты управления системой математического обучения младших школьников: проблемы теории и практики исследования / А.С. Архангельская, Л.В. Пономарева, О.С. Капустина // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Образование и культура. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2023. – С. 66–80.
3.Борисова, Г.В., Сахарова, А.А. Практическое обучение математике как компонент базовой практической подготовки младших школьников / Г.В. Борисова, А.А. Сахарова // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2023. – № 5. – С. 46–59.
4.Елисеева, М.А., Канторович, М.И., Буянова, А.А. Современные методы реализации альтернативных форм обучения математике в начальной классах общеобразовательной школы / М.А. Елисеева, М.И. Канторович, А.А. Буянова // Сборник статей Тульского государственного педагогического университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета, 2023. – С. 60–72.
5.Иванова, А.П. Математическая статистика / А.П. Иванова. – Тула: Спектр, 2019. – 490 с.
6.Иванченко, И.М., Шахматова, В.В., Колесникова, И.М. Современные подходы к обучению младших школьников различным учебным предметам на основе практических занятий в рамках организации проектной работы / И.М. Иванченко, В.В. Шахматова, И.М. Колесникова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции современного образования». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 58–72.
7.Коноваленко, А.М., Смаровоз, Е.Е., Харитонова, В.А. Сущность и функции обучения математике в начальной школе в современных социально-экономических условиях: теория, методология и практика исследования / А.М. Коноваленко, Е.Е. Смаровоз, В.А. Харитонова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Социология и педагогика. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 45–58.
8.Куварзина, И.М., Тихонова, Р.В., Сабуревич, С.С. Методология обучения математике: основные методы и направления решения практических задач / И.М. Куварзина, Р.В. Тихонова, С.С. Сабуревич // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы технических и естественных наук». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2023. – С. 52–64.
9.Левиантова, И.М., Шаренко, В.В., Косолапов, В.М. Современные аспекты исследования принципов и функций обучения математике в системе начального образования: теория и практика / И.М. Левиантова, В.В. Шаренко, В.М. Косолапов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2022. – С. 120–127.
10.Николаева, М.И., Суркова, Т.А., Щербаков, В.И. Принципы организации обучения математике в современной педагогической практике: проблемы и перспективы / М.И. Николаева, Т.А. Суркова, В.И. Щербаков // Сборник статей Казанского государственного университета. Вып. 4. Основы научной деятельности. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2023. – С. 99–113.
11.Полянская, И.М., Шугайлова, В.В., Максимова, О.Л. Математика как учебная дисциплина: теория, методология и практика обучения в начальной школе / И.М. Полянская, В.В. Шугайлова, О.Л. Максимова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2023. – С. 48–60.
12.Семенова, Г.В., Шацкая, А.Я., Петренко, И.М. Система обучения математике в начальной школе: основные требования к образовательным программам, направления и специальности / Г.В. Семенова, А.Я. Шацкая, И.М. Петренко // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты российского образования». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2023. – С. 15–29.
13.Суворина, И.М. Проблемы реализации общеобразовательной программы по математике в младших классах / И.М. Суворина // Педагогический вестник. – 2020. – № 10. – С. 142–156.
Чеславская, А.И., Харитонова, Г.В., Смирнова, С.С. Организация обучения математике средствами моделирования: теория и методология исследования / А.И. Чеславская, Г.В. Харитонова, С.С. Смирнова // Известия Брянского государственного университета. – 2022. – № 5 (326). – С. 90–103.