Фрагмент для ознакомления
2
За последние несколько лет деловой мир чрезвычайно усложнился, стал невероятно нестабильным, уровень конкуренции повысился, ситуация в целом стала непредсказуемой, быстро меняющейся. Чтобы выжить и развиваться в реальных условиях, предприятия должны адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого у каждого предпринимателя, каждой компании должна быть своя экономическая стратегия, найти главное звено для победы в острой конкуренции.
Одним из наиболее важных факторов повышения эффективности производства является улучшение качества предоставляемых товаров или услуг. Качество продукции - главное условие "выживания" и залог успеха на рынке в условиях жесткой конкуренции. Понятие качества постоянно меняется. Качество, которое удовлетворяло потребителя год назад, может больше не соответствовать его требованиям в этом году. Поэтому каждый руководитель должен следить за ситуацией в мире, быть в курсе всех событий, предвидеть вкусы, мнения и требования людей.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских компаний, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества.
Целью работы является исследование качества продукции предприятия и пути его повышения.
В связи с этим задачами курсового проекта являются:
-рассмотреть понятие качества продукции и управления им;
-описать систему показателей качества и оценку уровня качества;
-разобрать пути повышения качества в современной экономической ситуации.
1.Качество как экономическая категория и объект управления
1.1. Понятие качества продукции и управления им
Качество продукции - это совокупность характеристик и свойств, которые придают работам, услугам и продукции способность удовлетворять запланированные и предполагаемые потребности. С экономической точки зрения важны только те, кто способен обеспечить конкурентное преимущество. Рассмотрим, какие факторы влияют на показатели качества продукции, дадим их классификацию.
Качество продукции - это термин, который имеет ряд различных определений в разных стандартах и руководствах:
В ГОСТ 15467-79 под качеством понимается совокупность свойств продукта, которые определяют пригодность для удовлетворения различных потребностей в зависимости от назначения продукта [1].
В стандарте ISO 8402-86 под качеством понимается совокупность характеристик и свойств услуг, продуктов, которые придают ему способность удовлетворять условные или предполагаемые потребности потребителей [2].
В пособии В. Ю. Огвоздина качество представлено в виде совокупности присущих изделию характеристик, свойств, уровень которых формируется при его создании с целью удовлетворения существующих потребностей потребителей. Концепция качества продукции с точки зрения потребителей представляет собой набор характеристик, отвечающих их потребностям. Все объекты недвижимости должны полностью соответствовать не только назначению продукта, но и ожиданиям покупателей [14].
Качество продукта - это совокупность свойств продукта, которые определяют его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
В современных условиях качество продукции охватывает не только потребительские свойства, но и технологические свойства изделий, конструктивные и художественные особенности, надежность, долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов в конструкции и т. д.
Свойства, составляющие качество продукта, характеризуются непрерывными или дискретными величинами, называемыми показателями качества, которые должны иметь количественный счетчик. Они могут быть абсолютными, относительными или конкретными. Значения величин зависят от условий и методов определения.
Показатели качества продукции устанавливаются объективными методами, органолептическими (то есть с помощью органов чувств), экспертами и т. д. и рассматриваются в зависимости от условий создания и эксплуатации (потребления) продукции. Показатель качества продукта, характеризующий одно из его свойств, называется уникальным, два или более свойств-сложным [20].
Относительная характеристика качества продукта, основанная на его сравнении с соответствующим набором основных показателей, называется уровнем качества продукта. Для оценки уровня используются технические и экономические данные.
Ни для кого не секрет, что качество выпускаемой продукции зависит от качества процессов предприятия, как производства, так и поставок этой продукции. Прозрачность и управление этими процессами позволяют компании работать эффективно и, следовательно, строго следовать политике компании в области качества и наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов [8].
Управление качеством продукции - это действие, предпринимаемое при создании и эксплуатации или потреблении продукта и направленное на установление, гарантирование и поддержание его качества на требуемом уровне.
Под требованием понимается потребность или ожидание, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.
Таким образом, требования бывают трех типов: установленные (например, установленные документом), общепринятые или, другими словами, выражающие общепринятую практику организации, потребителей или других заинтересованных сторон, обязательные (например, требования безопасности) [22].
Основываясь на этом определении, можно отметить, что качество измеряется по отношению к требованиям в качестве отправной точки и выражается в терминах соответствия.
В рамках управления качеством объектом управления являются процессы, которые напрямую влияют на качество продукции. Они относятся как к предпроизводственной, так и к производственной фазе и даже к постпроизводственной фазе жизненного цикла продукции компании.
Стандарты ISO (в частности, серия 9000, обобщающая международный опыт управления качеством продукции компании) выделяют в жизненном цикле продукции («цикл качества») 11 этапов:
-маркетинг, отбор и анализ рынка;
-разработка и проектирование технических спецификаций, требований, самих продуктов;
-логистика;
-разработка и подготовка производственных процессов;
- производство [17].
Контур качества обеспечивает взаимодействие между производителем и потребителем продукции, пронизывает всю систему, в рамках которой обеспечивается решение задач управления качеством продукции.
Управленческие решения формируются на основе сравнения информации о фактическом состоянии управляемого процесса с информацией, определенной в программе управления характеристиками. В то же время важной частью программы управления качеством продукции является нормативная документация, которая регулирует значения параметров (показателей качества продукции): спецификации, по которым ведется разработка, технические условия, стандарты, условия поставки, чертежи, и т. д.
В зависимости от того, имеются ли недопустимые отклонения от требований или соблюдаются ли требования, контролирующие органы направляют либо коррекцию процесса, либо поддержание его стабильного состояния [11].
Управление качеством продукции должно осуществляться не случайным образом, а системным образом. Другими словами, предприятие должно организовать систему управления качеством продукции.
Система менеджмента качества продукции - это организационная структура, распределение обязанностей, процессы, процедуры и ресурсы, необходимые для реализации глобального менеджмента качества.
Перед руководителями предприятий стоит задача разработки, создания и внедрения системы менеджмента качества – важного средства реализации определенных политик, достижения поставленных целей [4].
В системах менеджмента качества используются разные методы:
- экономический-обеспечить создание экономических условий, которые мотивируют команду изучать запросы потребителей, создавать, производить и обслуживать продукты, отвечающие выявленным потребностям. К ним относятся условия кредитования, правила ценообразования, экономические санкции за нарушение технических условий и стандартов, правила возмещения убытков потребителя при реализации некачественной продукции и т. д.,
- методы материального стимулирования-сотрудники могут получать премию за стабильное производство или создание высококачественной продукции (положительное стимулирование)или штраф за низкое качество (отрицательное стимулирование),
- организационно-административные методы, заключающиеся в издании приказов, директив, инструкций. К этой же категории относятся требования нормативной документации, воспитательные методы, влияющие на настроение и сознательность работников, побуждающие работать с высокой отдачей, выполнять специальные функции по управлению качеством продукции. Например, к ним относятся воспитание гордости за заводской бренд, моральное поощрение [18].
Использование только одной группы методов не может дать существенного эффекта, все они должны использоваться во взаимосвязи.
1.2.Система показателей качества. Оценка уровня качества
Совокупность показателей качества про
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.ГОСТ 15467-79 Группа Т00 Межгосударственный стандарт Управление качеством продукции
2.Международный стандарт ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества.
3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: Инфра-М, 2019. - 212 с.
4.Белый Е.М., Управление качеством: конспект лекций – Ульяновск, УлГУ, 2020 – 86 с.
5.Задоенко А. Ю. Качество продукции предприятия и пути его повышения // Актуальные исследования. - 2023. - №23 (153). - С. 63-64.
6.Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе производства: учебное пособие. – М.: Риор, 2020 – 63 c.
7.Звонилкин, Д. А. Принципы всеобщего управления качеством // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (97). — С. 448-451.
8.Калыгина, Д. М. Управление качеством выпускаемой продукции // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (118). — С. 338-341.
9.Кертиев, К. А. Что такое качество // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 254-256.
10. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-М, 2019. – 268 с.
11. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник. - М.: Дашков и К, 2020. - 336 c.
12. Мазур И. И. Управление качеством. - М.: Высшая школа, 2020. - 98 с.
13.Медунецкий В.М. Основы обеспечения качества и сертификация промышленных изделий. Учебное пособие. – СПб НИУ ИТМО, 2019 - 61 с.
14.Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. — М: Дело и сервис, 2002. — 356 с.
15.Смирнов, В. Г. Стандартизация и качество продукции : учебное пособие. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2020. — 304 c.
16.Тарасова, Т. В. Повышение качества товаров и услуг // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 48-49.
17.Тарасова, Т. В. Управление качеством продукции // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 326-328.
18.Труш, Ю. Л. Стратегия управления качеством продукции // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (60). — С. 439-442.
19.Шамилева, Э.Э. Управление качеством продукции на предприятиях // Экономика и бизнес. – 2022 – № 11 – С. 12-14.
20. Шевелева Г. И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс. - Кемерово, 2020. - 715 с.
21. Шевчук, Д. А. Управление качеством: Учебник. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2021. - 102 с.
22.Шестопалова, И. В. Совершенствование управления качеством продукции на предприятии // Молодой ученый. - 2023. - № 1. - С. 147-148.