Фрагмент для ознакомления
2
Умственная отсталость (олигофрения) у детей - это недоразвитие процессов умственного развития. Основным его проявлением является низкий уровень интеллекта, при котором ребенок не имеет способности познавать окружающий мир и обучаться в соответствии со своим биологическим возрастом. Олигофрения может быть врожденной или приобретенной. Признаки патологии могут быть обнаружены в разных возрастных группах: в 3 года или в 6-7 лет [12].
Для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями характеризуется следующими особенностями:
1. Недоразвитие когнитивных процессов.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют меньшую потребность в познании, чем их нормально развивающиеся сверстники. Известный исследователь Сеген сказал: олигофрены ничего не знают, не могут и ничего не понимают. Их опыт крайне скуден. У них неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал записывается только после многочисленных повторов.
2. Восприятие часто страдает из-за нарушений слуха, зрения и речи. Но даже в случае безопасности анализаторов общность восприятия нарушается.
Восприятие характеризуется замедленным темпом - для восприятия изображения или текста требуется больше времени. Из-за своего умственного недоразвития им трудно выделить главное, они не понимают внутренних связей между частями и персонажами.
Восприятие недостаточно дифференцировано. В процессе обучения это проявляется в том, что учащиеся часто путают похожие буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию звуки, слова и т. д.
Характерной чертой является узость диапазона восприятия. Умственно отсталые дети улавливают отдельные детали в рассматриваемом предмете, в услышанном тексте, не видя и не слыша иногда важного для общего понимания материала.
Нарушается избирательность восприятия. Восприятие недостаточно активно; пассивное восприятие заключается в том, что дети не могут смотреть, не могут сами смотреть на картинку, им требуется постоянное принуждение. Следовательно, уменьшается возможность дальнейшего понимания материала. Необходимо контролировать восприятие умственно отсталым ребенком; в процессе учебной деятельности это приводит к тому, что дети не могут выполнить понятное задание без стимулирующих вопросов учителя.
Детям с умственными недостатками трудно воспринимать пространство и время, что затрудняет ориентацию в окружающей среде:
- часто они даже в возрасте 8-9 лет не различают правую и левую сторону, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе;
- допускают ошибки в определении времени на часах, дней недели и времен года.
- плохо понимают взаимосвязь между временем и пространством; им трудно понять термины «раньше», «позже», «справа», «слева».
- умственно отсталые дети начинают различать цвета намного позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; особенно трудно различать оттенки.
3. Образ мышления. Мыслительные процессы вялые.
Абстрактное мышление вообще не развивается, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще всего обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Очень трудно понять абстрактные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 340 с.
2.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. Ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 302 с.
3.Артемов В.А. Психология наглядности при обучении; М.: Просвещение, 1998.
4.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения; М., 1999г.
5.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь; М.: Астрель, 2004г.
6.Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках русского языка: наглядный материал, 2003г.
7.Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь; М.: Академия, 2000г.
8.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, М., 1982г.
9.Константинов Н.А., Медынский Е.Н., История педагогики; М.: Просвещение, 1982 г.
10.Назарова Н.М. Специальная педагогика; М.: Академия, 2008г.
11.Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития; М.: Академия, 2008г.
12.Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. - № 1
13.Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
14.Гаврилушкина, О.П., Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова – М. : 1991.
15.Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. – М. : 1993.
16.Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М. : 2003.
17.Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М. : 2001.
18.Малер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.Р. Малер, Г.В. Цикото – М. : 2003.
19.Олигофренопедагогика. - М.: Академия, 2014. - 336 c.
20.Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. - М.: Парадигма, 2013. - 842 c.
21.Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2015. - 944 c.
22.Рассел, Джесси История российской дефектологии: моногр. / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 969 c.
23.Степанов, С.С. Дефектология. Словарь-справочник / С.С. Степанов. - М.: Новая школа, 2015. - 849 c.
24.Титов, В.А. Дефектология. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Феникс, 2014. - 117 c.
25.Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 247 с.