Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Вокальное искусство – самая доступная исполнительская деятельность для детей. Правильное развитие голоса с учетом возрастных особенностей обучающегося и особенностей голосообразования способствует развитию здорового голосового аппарата [5, с. 25].
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей в сфере социально-культурной деятельности определяется поиском новейших технологий организации данного процесса с помощью вокального искусства. Особый интерес для обучающихся представляет как сам процесс обучения, так и демонстрация своих способностей посредством участия в конкурсах и концерта. Именно в вокальном искусстве обучающиеся развивают свои творческие способности, формируют индивидуальность, приобретают опыт творческой деятельности [13, с. 133].
Степень разработанности темы. Методологической базой исследования явились работы следующих авторов: Абдуллин Э.Б., Антонов А.В., Барышникова Е.Л., Богоявленская Д.Б., Таран Л.В., Тодорова В.В., Халаджан А.Р., Шестопалова О.В. Теоретические основы и методики социально-культурной деятельности содержат исследования Вайсеро К.И., Кемеровой Т.А., Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Новиковой Г.Н., Триодина В.Е., Челышевой И.В., Шамсутдиновой Д.В., Ярошенко Н.Н. Также тему развития творческих способностей детей посредством занятий вокальным творчеством в своих работах затронули такие ученые, как Беляева О.И., Бондарь М.А., Гемранова Т.А., Демина Н.Г., Лобода А.В.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – развитие творческих способностей детей посредством социально-культурной деятельности.
Цель исследования: изучить возможности развития творческих способностей детей в любительском художественном коллективе на примере Школы мюзикла Стаса Чунихина.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность социально-культурных технологий в системе развития творческих способностей детей.
2. Выявить возможности развития творческих способностей детей посредством занятий эстрадным вокалом.
3. Рассмотреть методы развития творческих способностей детей в любительском художественном коллективе на примере Школы мюзикла Стаса Чунихина.
4. Определить методические аспекты развития творческих способностей детей в классе эстрадного вокала Школы мюзикла Стаса Чунихина.
Методы исследования: в соответствии с логикой исследования для достижения и решения поставленных задач применялся комплекс методов, которые дополняли друг друга: теоретический анализ учебной, прикладной, социальной научной литературы; обобщение и структурирование результатов ранее выполненных научных работ и специальной литературы по исследуемой теме; наблюдение; использование Интернет-ресурсов; описание и совершенствование методических рекомендаций.
База исследования: исследование процесса развития творческих способностей детей в любительском художественном коллективе осуществляется на примере Школы мюзикла Стаса Чунихина.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. Введение включает в себя актуальность исследования, степень разработанности темы, предмет, объект, цели и задачи работы, а также методы и база исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы развития творческих способностей детей. Во второй главе проводится практический анализ развития творческих способностей детей в любительском художественном коллективе на примере Школы мюзикла Стаса Чунихина. В заключении делаются выводы по данной курсовой работе.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей
1.1. Социально-культурные технологии в системе развития творческих способностей детей
Социально-культурные технологии являются важнейшей категорией социально-культурной деятельности, так как способствует развитию социально-культурной сферы в условиях различных проблемных теорий. Термин «технология» связан, в первую очередь, с внедрением достижений научно-технического прогресса в разные области теоретической и практической работы. Термин «технология» произошел от греческого слова techne – «искусство, умение, мастерство» – и logos – «наука, закон». Буквально «технология» – наука о мастерстве» [9, с. 45].
Этимология понятия технологии в социально-культурной среде включает в себя совокупность методов и приемов, применяемых в социально-культурной деятельности. Креативные технологии имеют общее социальное значение и являются средствами обмена человеческими талантами и способностями [8, с. 18]. Они основаны на взаимодействии творческих (креативных), репродуктивных (повторяющих) и репродуктивно-творческих составляющих.
Соответственно, социально-культурные технологии, направленные на развитие творческих способностей – это форма развития творческой сферы личности, в которой избранные технологии иногда опережают классические социально-культурные технологии и определяются передовыми идеями и прогрессивными теориями, направленными на развитие различных творческих процессов [11, с. 38]. Социально-культурные технологии в системе развития творческих способностей детей находятся под пристальным вниманием науки, так как связаны с различными техниками и приемами, определяющими связи личности со средами в условиях масштабных креативных и социокультурных явлений.
Социально-культурная технология связана сегодня с теми возможностями, которые имеют новые свойства и развиваются в условиях преодоления противоречий, тормозящих развитие общества. Многие системы социокультурной деятельности используют те закономерности, которые формируются на основе событийности и ряда новых позиционных культурных императивов [26, с. 52]. Социально-культурные технологии в системе развития творческих способностей детей реализуют все системы, которые направлены на использование личностью инновационного креативного мышления с позиции тех знаний, которые закрепляются в условиях культурного роста различных новинок в сфере досуга и творчества людей [12, с. 143].
Социально-культурные технологии в системе развития творческих способностей детей – это форма нового знания, связанная с различными свойствами среды с позиции закономерностей, исчерпывающих технологии и приемы саморазвития личности в условиях перемен и новых достижений науки, искусства, промышленности, экономики [6, с. 43]. Вариации на тему различных технологических свойств различных продуктов сферы услуг сегодня как никогда актуальны, так как позволяют использовать новые знания относительно культурных достижений и применения социально-направленной сферы в отношении набора услуг по качественным и количественным свойствам.
Различные технологии, которые используются в масштабе протекаемых процессов, обусловлены новыми свойствами среды, которые направлены на использование материальных и нормативных ресурсов в условиях конкурентноспособности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Прометей, 2013. - 35 с.
2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества / А.В. Антонов. - М.: Академия, 2015. - 211 с.
3. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей / Е. Л. Барышникова. - М.: Просвещение, 2016. - 43 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Бондарь М.А. Творческая активность школьников в детской общественной организации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016.
6. Вайсеро К.И. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пос. / К.И. Вайсеро, В.И. Хоменко; Моск. гор. ун-т упр. Правительства Москвы. - Москва: МГУУ Правительства Москвы, 2016. - 116 с.
7. Демина Н.Г. Развитие творческих способностей детей в любительском художественном коллективе // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2022.
8. Кемерова Т. А. Теория социально-культурной деятельности: учеб. пос. / Т.А. Кемерова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 103 с.
9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
10. Лобода А.В. Развитие музыкального вкуса в детском эстрадно-вокальном коллективе посредством подбора репертуара // Педагогика и искусство: сборник научных трудов региональной научно-практической конференции, Воронеж, 21 апреля 2022 года.
11. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учеб. пос. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010. - 158 с.
12. Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дискурсе: Колл. моногр. / Авторск. коллектив: Н.Н. Ярошенко, К.И. Вайсеро, Л.Е. Востряков и др.; Сост .и науч. ред. Н.Н. Ярошенко; Московский государственный институт культуры. - Москва: МГИК, 2021. - 280 с.
13. Таран Л.В. Вокальное искусство как средство развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27-28 октября 2022 года.
14. Тодорова В.В. Особенности деятельности руководителя любительского художественного коллектива по развитию творческих способностей детей // Научная палитра. 2023.
15. Триодин В.Е. История социально-культурной деятельности / В.Е. Триодин; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2012. - 460 с.
16. Халаджан А.Р. Развитие творческой активности обучающихся в детской вокально-эстрадной студии «Радуга» // AB OVO. Новый взгляд: Научный журнал СНО АГУ. 2023.
17. Челышева И.В., Мышева Т.П., Черевик К.С. Организация социально-культурной деятельности с школьниками и молодежью / под ред. И.В. Челышевой. - М: МОО «Информация для всех», 2016. - 189 с.
18. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во КГУ, 2011. - 216 с.
19. Шестопалова О.В. Особенности развития творческих способностей младших школьников в вокально-хоровой деятельности // Студенческое сообщество и современная наука: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Елец, 07 апреля 2022 года.
20. Электронный ресурс «Беляева О.И. Вокальное искусство как средство развития творческих способностей детей» - Режим доступа: http://ddt.org.ru/wp-content/uploads/2020/10/belyaeva_o_i_vokalnoe_iskusstvo_kak_sredstvo_razvitia_tvorcheskikh_sposobnostey_detey-1.pdf, свободный.
21. Электронный ресурс «Гемранова Т.А Развитие творческих способностей средствами вокально-хоровой деятельности» - Режим доступа: https://mdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217305983/Statya_Razvitie_sposobnostej_sredstvami_vokalno-Khorovoj_deyatelnosti_1.pdf, свободный.
22. Электронный ресурс «Методические рекомендации по работе с вокальным ансамблем» - Режим доступа: https://cevd.centerstart.ru/sites/cevd.centerstart.ru/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%9F%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8B%20%D0%95.%D0%92.%20%D0%90.%D0%93.pdf, свободный.
23. Электронный ресурс «Уроки вокала в Химках» - Режим доступа: https://musical-school.ru/vocal.html, свободный.
24. Электронный ресурс «Школа мюзикла Стаса Чунихина» - Режим доступа: https://musical-school.ru/#aboutSchool, свободный.
25. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - Москва: Культура России, 2007. - 359 с.
26. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н.Н. Ярошенко. - Москва: Изд-во МГУКИ, 2000. - 204 с.