Фрагмент для ознакомления
2
Проблема исследования. В современных условиях интерес к феномену межличностных отношений в трудовом коллективе продолжает расти. Прежде всего, этот вопрос определяется растущими требованиями к уровню психологической толерантности индивидов в трудовой деятельности, сложностью психологической жизни людей и непрерывным ростом их личных притязаний.
Обоснование выбора темы. Межличностные отношения в трудовом коллективе - это сложное эмоциональное и психологическое состояние профессиональной команды, которое отражает удовлетворенность сотрудников различными факторами жизни и выражает общие эмоции и удовлетворенность сотрудников своей личной организацией труда.
Рациональное отношение к другим сотрудникам обусловлено факторами внутри организации и внутри системы и относительно нейтрально по отношению к внешним воздействиям системы (формы досуга, семья и родственные факторы и т.д.), что особенно важно в современных условиях.
Актуальность исследования. Структура межличностных отношений в трудовом коллективе определяется системой взаимоотношений, сложившейся в коллективе между его членами, и может характеризоваться элементами, представляющими интеграцию общества и межличностные отношения. Через социальные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений между людьми в коллективе. Это производственные, политические, правовые, моральные и эстетические отношения.
Межличностные отношения - это взаимодействие организации и технологии, взаимоотношения между государством и ролью, взаимодействие администрации и психологии, а также взаимное понимание эмоций и логики. Они вырабатываются на основе коллективной предметной и практической деятельности и определяются материально-техническим обеспечением, организацией и управлением их важной деятельностью и другими условиями.
Единство социального и межличностного содержания, по мнению В.В. Бойко, в форме межличностных отношений (сотрудничество, конкуренция, сплоченность, совместимость, дружба, согласие) и личностных черт, определяет психологические особенности общения людей в коллективе.
Удовлетворенность горизонтальными (с коллегами) и вертикальными (с руководителями) отношениями считается важным показателем антисоциальных межличностных отношений в трудовом коллективе. Индекс удовлетворенности горизонтальными отношениями тесно связан с частотой обсуждений вопросов, непосредственно связанных с работой в команде, а также с частотой контактов между членами команды в свободное время.
В самой формальной ситуации между людьми, так или иначе, формируются личные отношения, и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, общую индивидуальность, стиль и тональность взаимоотношений в группе.
Теоретические подходы и концепции по изучаемой проблеме исследования. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями-психологами, в том числе: А.А.Бодалевым, И.П.Волковым, Е.С.Кузьминым и О.И.Зотовым.
Цель исследования: проанализировать особенности взаимосвязи межличностных отношений и удовлетворенности работой в трудовом коллективе в современных условиях.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: межличностные отношения и удовлетворенность работой в трудовом коллективе.
Гипотеза исследования. В работе выдвинуто предположение о том, что на удовлетворенность работой оказывают влияние разные факторы, среди которых межличностные отношения в трудовом коллективе являются определяющими: чем лучше психологическая обстановка и межличностные отношения, тем выше степень удовлетворенности работой.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие межличностных отношений в трудовом коллективе;
2. Изучить факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. Рассмотреть влияние межличностных отношений на удовлетворённость работой в трудовом коллективе.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Исследование понятия межличностных отношений в трудовом коллективе
В процессе совместной работы все сотрудники должны контактировать друг с другом для координации своей деятельности. В этом случае межличностные отношения играют важную роль.
Межличностные отношения рассматриваются как совокупность взаимодействий между людьми преимущественно основанные на связях между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному, лингвистическому, аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ.
Межличностные отношения можно объяснить как сходством характеристик членов группы, так и различиями между ними. В результате это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что определенная группа представляет целостность [2]
Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.
Максимальное количество постоянных социальных связей, которые человек в состоянии комфортно поддерживать, называется числом Данбара. Это число находится в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150.
Классификация межличностных отношений
По цели:
- первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые;
- вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.
По характеру:
- официальные (формальные): характеризуются наличием обязательных норм, отсутствием права выбора партнёра по общению, низкой эмоциональностью;
- неофициальные (неформальные): свойственны право выбора партнёра, широкая эмоциональная основа, отсутствие чётких норм поведения.
Роль межличностных отношений в коллективах очень важна во всех сферах совместной человеческой деятельности без исключения. Наличие положительных межличностных отношений помогает людям быть более активными в группе, тем самым повышая эффективность работы. По словам ученой Н.Н. Обозовой, существуют следующие критерии оценки совместимости и работоспособности ввиду межличностных отношений [18]:
1) Результат;
2) Эмоциональные и энергетические затраты участников;
3) Удовлетворенность работой.
Опосредованные отношения бывают соподчинё
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 303 с.
2.Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2020. – 112с
3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2029. – 552 с.
4.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Вита, 2020. – 187 с.
5.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 2020. - 168 с.
6.Битянова Р.М. Социальная психология. М.: Вита, 2020. – 354 с.
7.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Логос, 2020. – 398 с.
8.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2020. – 512 с.
9.Грачев Г.В. Личность и общество: информационно – психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Логос, 2020. – 397 с.
10.Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Вита, 2020. – 456 с.
11.Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2020. – 180 с.
12. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. – 2020. – С. 97-105.
13.Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью экспресс-методики // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е.В. Шолоховой. Е.С. Кузьмина, О.И. Зотовой В.Е. Семенова. – 2019. – С. 56-79.
14.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М.: Кнорус, 2019. – 456 с.
15.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Вита, 2020. – 378 с.
16.Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 2019. – 177 с.
17.Никифоров Г.С., М.А. Дмитриева, В.М. Снетков. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб.: Вита, 2020. – 406 с.
18.Общая психология / под ред. А.В. Петровского – М.: 2020. – С. 528–593.
19.Обозов Н.Н., Пекин В.Г. Психология работы с людьми – Киев: Полит. литература Украины, 2020. – 677 с.
20.Хамйен Д. Отраслевая психология / Д. Хаймен, У. Найссер, - СПб.: ПИТЕР, 2022. – 175 с.