Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время нельзя сказать, что система государственного управления в сфере образования РФ совершенна, в ней существуют противоречия, которые препятствуют полноценной реализации всего ее потенциала.
Исторические, культурные, социально-политические особенности развития стран определяют специфические особенности функционирования органов управления образованием зарубежных стран. Вместе с тем, есть общие черты в системах государственного управления образованием во всем мире.
Системы управления образованием разных стран формировались не одно десятилетие, однако эти сложившиеся системы нестабильны и постоянно изменяются в связи с административными реформами, проводимыми в этих странах на разных уровнях, федеральном, региональном и муниципальном.
Актуальность исследования проблемы обусловлена необходимостью выбора наиболее оптимального пути совершенствования системы государственного управления в сфере образования с учетом зарубежного опыта.
В стремительно меняющемся современном мире готовность к переменам становится одним из ключевых параметров эффективности работы любой системы, в том числе образования. Какие тенденции также сегодня выходят на первый план, как будут развиваться школы и другие вопросы развития систем образования волнуют управленцев.
Однако эффективному и быстрому развитию и реагированию системы образования на внешние изменения мешает ряд факторов.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей системы государственного управления сферой образования в России.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические основы государственного управления сферой образования;
- провести анализ государственной политики в сфере образования;
- раскрыть перспективы системы государственного управления сферой образования.
Объектом исследования является система образования России.
Предмет исследования – особенности государственного управления сферой образования в стране.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных и зарубежных исследователей, посвященные общим проблемам образования и проблемам совершенствования управления образования:
- проблемы управления образованием - Бабанский Ю.К., Конаржевский Ю.А., Кривошеев В.Ф., Лазарев В.С., Мясников В.А., Поташник М.М., Моисеев А.М., Третьяков П.И., Шамова Т.И.
- проблем оценки в образовании - Логвинов И.И., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Боттани Н., Боксер Р., Наталл Д., Послетвейт Н.
- официальные документы органов управления образованием федерального и регионального уровня и законодательные акты последних пяти лет.
Методическую основу работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа, а также элементы системного и сравнительного подходов.
Структура работы включает в себя введение, три главы, которые разделены на параграфы, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы государственного управления сферой образования
1.1. Специфика образования как объекта государственного управления
Управленческий процесс в образовании можно рассматривать как деятельность, благодаря которой обеспечивается развитие образовательной организации и ее функционирование, направленное на реализацию программы образовательного учреждения и концепции (общей идеи).
Главная задача в управлении образованием – создать такие условия, при которых внешняя и внутренняя среда образовательного учреждения будут способствовать его эффективному развитию.
Современные подходы в управлении образованием обусловлены изменением в парадигме образования, новыми требованиями, предъявляемыми социуму:
- изменившейся системе взаимоотношений между учителем и учеником;
- новыми ценностями в образовании, изменения понимания миссии образовательной организации, роли учителя, места и роли образования;
- вариативностью современного образования;
- развитием новых информационных технологий, позволяющим принципиально по новому осуществлять как саму образовательную деятельность, так и управление в системе образования.
- федеральном уровнях.
Разветвленность системы образования обусловлена ее огромным масштабом: в системе образования Российской Федерации более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек. Это также является особенностью образования как объекта управления.
Другой специфической чертой управления системой образования является ее гуманитарная составляющая, так как объектом управления образованием всегда являются люди, коллектив.
Вся система образования является достаточно статичной, измеримой и предсказуемой, поэтому консервативная и традиционная системы управления в сфере образования являются наиболее распространенными.
В ст. 43 Конституции РФ устанавливается право каждого на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, закрепляется обязательность основного общего образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 2).
В соответствии с действующим законодательством образование является предметом совместного ведения федерального и регионального уровней государственной власти и управления. Это означает, что в сфере образования компетенция этих уровней может пересекаться и должна быть разграничена законодательно. Именно это разграничение предусмотрено в III главе Закона «Об образовании в РФ» .
Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Согласно Конституции РФ (ст. 71, 72) общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения. На этом основании в законе РФ «Об образовании в РФ» установлена компетен
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс».
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 27.06.2022 N 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" // СПС «КонсультантПлюс».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 N 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Анохина А. А. Основные приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования в Российской Федерации / А. А. Анохина // Экономика и социум. – 2020. – № 11(78). – С. 450-456.
10. Арутюнян М. Л. Государственная политика Республики Армения в области реформирования системы образования в условиях формирования информационного общества / М. Л. Арутюнян // Регион и мир. – 2022. – Т. 13, № 6. – С. 31-37.
11. Булушева Т. Ю. Государственная политика в сфере организации дошкольного образования / Т. Ю. Булушева // Молодой ученый. – 2022. – № 49(444). – С. 83-85.
12. Государственная политика, направленная на поддержание образования в условиях пандемии / А. И. Уринцов, О. В. Староверова, Е. С. Свиридова, Г. М. Епифанов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2021. – Т. 17, № 2. – С. 483-491. – DOI 10.25559/SITITO.17.202102.483-491.
13. Джавадова О. М. Приоритеты государственной политики в сфере образования / О. М. Джавадова // Право: история и современность. – 2019. – № 2. – С. 125-129.
14. Новикова А. В. Обновление государственной политики России в сфере образовании: реализации национального проекта «Образование» / А. В. Новикова, Д. М. Осипов // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 16, № 2. – С. 71-74.
15. Пархоменко Н. А. Национальный проект "образование" как инструмент реализации государственной политики в системе образования в Курской области / Н. А. Пархоменко // Педагогический поиск. – 2020. – № 9. – С. 1-7.
16. Плюсы и минусы дистанционного образования. – URL: https://owlcation.com/academia/distance-education-colleges_online-undergraduate-degree_pros-and-cons (дата обращения: 08.12.2023).
17. Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования – URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Report_govern_education_2023.pdf?ysclid=lpuvqsyawt851190944 (дата обращения: 08.12.2023).
18. Реализация государственной политики инноватизации в муниципальных образованиях / А. Ф. Золотарева, И. А. Степанов, А. А. Степанов [и др.]. – 3-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. – 234 с.
19. Устинов М. В. Качество образования как важнейший приоритет государственной политики в образовательной сфере / М. В. Устинов // Студенческий вестник. – 2019. – № 18-2(68). – С. 51-53.
20. Учителя делятся опытом дистанционной работы. – URL : https://education.yandex.ru/teacher/posts/uchitelya-delyatsya-opytom-distantsionnoy-raboty (дата обращения: 08.12.2023).