Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интеллектуальные нарушения - стойкое органическое поражение головного мозга, при котором происходит нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, свободной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
При нарушении интеллекта наблюдается повсеместное недоразвитие высших форм познавательной деятельности, страдают не только психические процессы, но и восприятие, внимание, память, а иногда и личность ребенка в целом. В конечном счете, в каждом когнитивном действии - как в восприятии, так и в памяти - проявляется слабость отвлеченного мышления умственно отсталого ребенка [8].
Стандартная программа обучения школьников для специальных (коррекционных) школ основана на представлениях о социальных навыках, необходимых ребенку в процессе его жизни. Формирование таких представлений происходит в процессе изучения учебного предмета «Основы социальной жизни». Опыт учителей показывает, что при проведении уроков в учащиеся сложно совершенно овладеть навыками социальной жизни на протяжении всего процесса обучения в школе, несмотря на коррекционную работу.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования, проведенные А. Р. Лурия, В. И. Лубовским, Л. А. Новиковой, Е. Н. Правдиной, Е. Н. Винарской показывают, что развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями происходит гораздо медленнее, более несовершенно, чем у нормально развивающихся детей [17].
По мнению исследователей (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Е. Д. Худенко), в работах, посвященных изучению уровня сформированности навыков самообслуживания и социально-бытовой деятельности у умственно отсталых детей выделяются лишь некоторые аспекты этой проблемы: выявление уровня знаний и умений по самообслуживанию учащихся школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), выявление особенностей усвоения навыков самообслуживания в младшем школьном возрасте, хотя данная тема является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане.
Таким образом, анализ литературных первоисточников показал, что формирование представлений о социальной жизни недостаточно полно освящено в науке. Все это подчеркивает значимость результатов данного исследования.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречие между:
- на социальном уровне – необходимостью формирования представлений о социальной жизни у обучающихся с умственной отсталостью средней школы и недостаточным уровней знаний данных обучающихся для правильного процесса социализации.
- на педагогическом уровне – необходимостью поиска совершенных методов работы по формированию представлений о социальной жизни у обучающихся с умственной отсталостью средней школы и необходимостью в дифференцировании обучения в связи с различными способностями обучающихся с умственной отсталостью;
- на методическом уровне – слабой освещенностью методической организации процесса формирования представлений о социальной жизни у обучающихся с умственной отсталостью средней школы и необходимостью разработки дидактического материала, направленного на формирование представлений о социальной жизни у обучающихся 5 касса с умственной отсталостью.
Проблема исследования: каковы особенности организации процесса формирования представлений у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью?
Цель исследование – разработать дидактический материал, направленный на формирование представлений о социальной жизни у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью в рамках учебного предмета «Основы социальной жизни».
Объект исследования – формирование представлений о социальной жизни у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью.
Предмет исследования – дидактический материал для формирования представлений о социальной жизни у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью в рамках учебного предмета «Основы социальной жизни».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования представлений о социальной жизни у нормотипичных обучающихся 5 класса;
2. Описать особенности формирования представлений о социальной жизни у обучающихся средней школы с умственной отсталостью;
3. Выявить методы работы по формированию представлений о социальной жизни у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью;
4. Разработать и представление описание дидактического материала для формирования представлений о социальной жизни у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью в рамках учебного предмета «Основы социальной жизни».
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы по теме исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что разработанный дидактический материал может быть использован учителями коррекционных школ в процессе формирования представлений о социальной жизни у обучающихся среднего звена с умственной отсталостью.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о социальной жизни у умственно отсталых школьников
1.1 Формирование представлений о социальной жизни у школьников среднего звена в норме
Изучению проблемы формирования социально-бытовых навыков у обучающихся посвящены исследования таких ученых как В.В. Воронкова [8], В.В. Гладкая [10], Т.А. Девяткина [13] и других.
Г.В. Пачурин, С.М. Шевченко, Т.А. Горшкова, М.В. Романова отметила, что понятие «социально-бытовая ориентация» ранее не было предметом дисциплинарного и специального изучения. Это связано, прежде всего, с широким спектром социальных проблем, лежащих в основе данной темы; во-вторых, при конкретных задачах и методах работы, используемых в педагогической практике, социально-бытовая направленность является общей методологической основой с другими научными сферами познания [10].
Первым исследователем, определившим понятие «социальные навыки», был У. Слот. Он дал следующее определение: «социальные навыки — это совокупность приемов и способов человеческого взаимодействия, которые человек приобретает на протяжение всей жизни и использует, чтобы жить в обществе и устанавливать равенство с другими» [2, 23].
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что социальные навыки не получили единого определения. Понимание сущности связано с такими понятиями, как социальные роли, социальная компетентность, социальные ситуации и социальное взаимодействие.
Учитывая разные точки зрения, можно дать следующее рабочее определение понятия социальных навыков: социальные навыки – это способность эффективно общаться с людьми для ведения совместной деятельности.
Социальные навыки основаны на совокупности знаний об обществе и способах взаимодействия человека с другими людьми, которые используются ребенком на протяжение всей жизни. В связи с этим выделяют три компонента подготовки к формированию социально-бытовых навыков: личностный, когнитивный и деятельностный. Личностный компонент включает в себя мотивацию ребенка к общественной и повседневной деятельности, ценностные ориентации детей. Когнитивный компонент – базовые представления о себе, окружающем и социальном мире. Деятельностный компонент включает в себя общеинтеллектуальные, общетрудовые, социальные, трудовые и коммуникативные навыки [13], [25].
Переход из начальной школы в среднюю является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5 класса – сложный этап, причем не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются только учебным процессом, но и общей организацией школьной жизни и психологической атмосферой в семье.
Набор социальных навыков, которые необходимо освоить ребенку, зависит от того, какой деятельностью он занимается в этот период своей жизни. Ведущая деятельность определенного возрастного периода определяется изменениями, происходящими на каждом этапе психического развития ребенка [31].
Первоначальные представлений о социальной жизни формируются у детей дошкольного возраста в игре. У подростков ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Подростковый возраст, согласно большинству отечественных и зарубежных исследований, охватывает период от 10 – 11 лет до 14 – 15 лет.
Умственная активность младших подростков очень хорошая, но способности развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Успех (или неудача) сильно влияет на мотивацию к обучению. Здесь большую роль играют оценки: высокая оценка позволяет доказать свои способности. Чувства уважения и самоуважения важны для эмоционального благополучия подростка. В противном случае внутренний дискомфорт и даже конфликты неизбежны. Принимая во внимание физиологические особенности возраста (непостоянство темпов роста и развития различных функциональных систем организма), можно понять крайнюю эмоциональную неустойчивость подростков [22].
Следует выделить следующие группы социальных навыков:
- коммуникативные навыки – навыки межличностного общения. К ним относятся: использование вербальных и невербальных средств общения, легкость установления контакта, ведения беседы, аргументирования своей точки зрения и т. д.;
- перцептивные – понимание эмоционального состояния другого человека, принятие позиции другого человека, сочувствие и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова; под ред. Н. М. Назаровой. − М. : Академия, 2015. – 400 с.
2. Аникопалов, С.Н. О принципах работы специализированных школ для детей с отклонениями в развитии / С. Н. Аникопалов, Е. И. Шикова // Начальная школа. – 1998. – № 4. – С. 18-31.
3. Бакланова, С.Л. ЛОГИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС / С.Л. Бакланова // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-2. – С. 188-188 - URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34384 (дата обращения: 23.05.2023).
4. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. -2-е изд. – СПб : Союз, 2017. – 320 с.
5. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка : учебно-методическое пособие / И. М. Бгажнокова. – М. : Просвещение, 1999. – 96 с.
6. Беспалова, О. Л. Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью / О. Л. Беспалова // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95562/ (дата обращения: 08.12.2023).
7. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. - М.: Мир, 1997. - 330 с.
8. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова. – М.: Школа-Пресс, 2013. – 413 с.
9. Галышева, А. А. Знаково-символическое моделирование учебной информации в процессе обучения школьников / А.А. Галышева, Ю.А. Сверчкова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №2 (Педагогика). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znakovo-simvolicheskoe-modelirovanie-uchebnoy-informatsii-v-protsesse-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 07.12..2023).
10. Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : метод. пособие. / В. В. Гладкая. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с.
11. Глазунов, С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования. / Журнал Научные исследования в образовании, 2007. — № 3. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opornye-konspekty-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения 05.12.2023).
12. Гнатюк, А.А. Изучение динамики психического развития умственно отсталых школьников / А.А. Гнатюк. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 173 с.
13. Девяткина, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида / пособие для учителя / Т. А. Девяткина – М.: Литера, 2015. – 298 с.
14. Дульнев, Г.М. Психологические особенности деятельности детей-олигофренов / Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский // Дефектология. – 1983. – № 4. – С. 12-18.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
16. Забрамная, С. Д. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. – М.: В. Секачев, 2016. – 87 с.
17. Замский, К. Х. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины ХХ века / К. Х. Замский. – М.: НПО «Образование», 1995. – 400 с.
18. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д. Н. Исаев. - СПБ. 2007. - 250 с.
19. Калмыкова, Н. В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н. В. Калмыкова, С. Ф. Петряева // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 53-58. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19341/ (дата обращения: 05.12.2023).
20. Кошкин, В.В. Особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта / В.В. Кошкин // Адаптивная физическая культура. - №2 (50). - 2016. - С.37-40.
21. Коррекционная работа во вспомогательной школе : методические рекомендации / под ред. Л. П. Митюрина. – Челябинск : Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992. – 120 с.
22. Кудрявцев, В. А. Сравнительная характеристика основных качеств мыслительной деятельности при умственной отсталости и задержке психического развития / В. А. Кудрявцев, С. Н. Каштанова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -С. 15-43.
23. Малер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
24. МКБ-11 | Международная классификация болезней 11-го пересмотра // МКБ-11: - URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
25. Омарова, П.О. Формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста / П.О. Омарова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - №112. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentnosti-u-umstvenno-otstalyh-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 08.12.2023).
26. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) / М. С. Певзнер. – М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 484 с.
27. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника // С. Я. Рубинштейн — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
28. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: пособие для учителя// В. В. Воронкова, С. А. Казакова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.-247с.
29. Федотова, И.В. Особенности психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта / И.В. Федотова, М.А. Быкова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №3. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17290 (дата обращения: 08.12.2023).
30. Федеральный государственный стандарт для умственно отсталых школьников, 2023. - URL: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/ФГОС8.pdf (дата обращения 07.12.2023).
31. Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида / А. М. Щербакова // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 31-36.