Фрагмент для ознакомления
2
В специализированной литературе педагогический процесс определяется как специально организованное взаимодействие преподавателей и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Из этого определения видно, что педагоги и учащиеся являются активными участниками и основными составляющими педагогического процесса. Кроме того, есть еще три компонента педагогического процесса: содержание обучения (знания, базовая культура) и педагогические средства: учебники, методические пособия, справочники; электронные материалы; записи на видеоматериалах, плакаты; фильмы; устное слово учителя. Электронные учебники, компьютерные системы обучения, аудио- и видео-учебные материалы и т.д.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в системе педагогического процесса структура деятельности преподавателя высшего учебного заведения играет важную роль, следуя которой, он стремится к высокому уровню профессионализма. Для более эффективного усвоения учебного материала студентами современному преподавателю необходимо осознавать структуру своей деятельности, обладать профессионально значимыми навыками и психологическими качествами, необходимыми для ее реализации.
В настоящее время система профессионально-педагогического образования сталкивается с рядом сложных задач, и основную роль в их решении играет преподаватель профессионального обучения. Уровень подготовки и воспитания будущих детей в значительной степени зависит от его личностных качеств и профессионального уровня педагога.
В современном обществе выросли требования к педагогу и его профессиональным навыкам. Однако уровень его профессиональной деятельности не полностью удовлетворяет потребности пользователей образовательных услуг. Противоречия, присутствующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, подчеркивают актуальность данного вопроса и требуют анализа профессиональной деятельности педагога.
Цель: изучить специфику профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
Задачи исследования:
1. Изучить основные требования к профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
2. Определить особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
3. Рассмотреть устройство деятельности преподавателя в учебном процессе, а также виды взаимодействия и педагогический процесс в целом.
4. Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.
Предметом исследования выступает специфика профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
Объектом исследования является процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.
Результаты работы. Данное исследование поможет студенту лучше понять специфику профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения и ознакомиться с основными требованиями к этой профессии. Кроме того, работа поможет изучить методы и приемы, используемые преподавателем в процессе обучения студентов, а также рассмотреть вопросы, связанные с оценкой знаний студентов и контролем успеваемости. Полученные знания и навыки могут быть полезными для будущей профессиональной деятельности студента, если он планирует работать в сфере образования. Кроме того, данная работа может быть полезна для преподавателей, которые уже работают в высшем учебном заведении, так как она содержит информацию о специфике и особенностях работы в этой области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1 Личность педагога профессионально-педагогического обучения
Специалисты (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) выделяют различные аспекты личности педагога, такие как социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность. В социально-нравственной составляющей важны социальные потребности, ощущение общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идеологические убеждения, профессиональная позиция, социальная активность и надежность. Социальные потребности, включающие потребность в общении, привязанности, любви и дружбе, играют важную роль в профессиональной педагогической деятельности. Идейные убеждения являются основой социальной активности педагога и являются глубокой фундаментальной характеристикой его личности.
Отличительной чертой педагогической профессии является высокая профессиональная ответственность. Ценностные ориентации определяют внутренние мотивы педагога и определяют его отношение к окружающему миру и себе. Важными ценностями являются экзистенциальные ценности, такие как любовь, свобода, совесть, вера и ответственность. На разных этапах профессионального развития личности содержание компонентов направленности может изменяться. Для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионально-педагогическая направленность включает социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности, самосовершенствование педагогической позиции, педагогический долг и ответственность, педагогическую справедливость и педагогическое призвание [13].
Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами требуют тактичного подхода. Педагогический такт представляет собой способ взаимодействия учителя с учеником и умение установить продуктивный стиль общения. Социальная и педагогическая позиции педагога тесно связаны, а профессиональная позиция зависит от отношения к педагогической профессии, учащимся, характеру работы и готовности к развитию и совершенствованию.
Важными качествами профессионально-педагогической направленности являются педагогический долг и ответственность. Выполнение педагогического долга требует бескорыстного исполнения обязанностей, оказания помощи в рамках возможностей и компетенции. Педагогическая справедливость является мерилом справедливости педагога и отображает его уровень нравственности и воспитанности.
Основу познавательной направленности составляют интересы и потребности, связанные с духовной областью. Один из ключевых факторов познавательного интереса - это любовь к изучаемой теме. У преподавателя должна быть хорошая ориентация в различных областях науки и особенно в глубоком знании той науки, которую он преподает, в ее возможностях для решения социальных, экономических и культурных задач. Преподаватель должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть перспективы и возможности преподаваемой науки. Однако самое общее и характерное для познавательной направленности педагога - это культура научного и педагогического исследования. Непрерывное педагогическое самообразование является неотъемлемым условием профессионального роста. Преподавателю постоянно нужно обновлять свои знания, так как это неотъемлемая часть его профессиональной работы [5].
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность педагога. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность деловых и личностных качеств специалиста, отражающих его уровень знаний, умений и опыта для осуществления конкретной деятельности, связанной с принятием решений.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются: социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение профессиональными навыками коммуникации и поведения; персональная компетентность - способность к постоянному росту и развитию, а также самоактуализации в профессиональной сфере; специальная компетентность - готовность к самостоятельной работе, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность к самообучению в своей области; аутокомпетентность - правильное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и умение справляться с профессиональными трудностями; экстремальная компетентность - способность действовать в нестандартных сложных ситуациях, в аварийных и нештатных ситуациях.
Оценка профессиональной компетентности осуществляется на основе уровня формирования профессионально-педагогических навыков. С точки зрения основных профессиональных функций педагога в профессиональной школе выделяются несколько групп профессионально-педагогических навыков [7].
Существенной составляющей в структуре характера педагога являются важные профессиональные качества. В.Д. Шадриков считает профессионально значимыми качествами индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность работы и успешность ее освоения. Он также относит к профессионально значимым качествам способности. Продуктивность педагогической работы зависит от развития важных профессиональных качеств личности учителя.
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает развитие логических методов мышления, которые включают действия, направленные на анализ, синтез, классификацию понятий и определение логических отношений.
Доминирующими качествами в профессионально-педагогической работе являются активность, целеустремленность, психологическое равновесие, желание работать с учащимися, способность справиться с экстремальными ситуациями, обаяние, честность, справедливость, современность, гуманизм, эрудиция, тактичность, толерантность, дисциплинированность и педагогический оптимизм. Кроме того, важными качествами являются требовательность, ответственность и коммуникабельность.
В профессиональном профиле учителя присутствует и такое качество, как педагогическая артистичность, которая проявляется в способности передать мысли и чувства через образ, поведение и выражение, в разнообразии персональных проявлений учителя. Важно, чтобы учитель не терялся в экстремальных ситуациях, особенно если он является мастером практического обучения. Это обусловлено особенностями профессиональной деятельности, в которой могут возникать неожиданные ситуации. К профессионально-важным качествам также относятся целеустремленность - умение направлять и использовать все свои личностные качества для достижения поставленных педагогических целей, и психологическое равновесие - способность контролировать свои действия в любых педагогических ситуациях. Учитель должен обладать обаянием, сочетающим в себе духовность, привлекательность и хороший вкус [17].
Внешний вид учителя должен быть эстетически привлекательным. Костюм, прическа и аксессуары учителя должны способствовать формированию личности ученика. Все должно быть сбалансировано. Гуманизм предполагает стремление и способность оказывать квалифицированную педагогическую помощь учащимся в их личностном развитии. Это включает отношение к человеку как к высшей ценности на земле и выражение этого отношения во взаимодействии. Душевная чуткость учителя позволяет ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, и своевременно приходить на помощь тем, кто в ней наиболее нуждается. Преподавательский беспокойство за настоящее и будущее своих учеников является естественным состоянием учителя. Он осознает свою личную ответственность за будущее молодого поколения.
У преподавателя обязаны быть оптимистичные взгляды на педагогический процесс, необходимо верить в творческий потенциал каждого ученика. Для снижения напряжения, которое сопутствует педагогической деятельности, преподавателю может помочь чувство юмора. Веселый педагог способен эффективнее обучать, чем угрюмый, ведь у него в арсенале находятся шутка, анекдот, пословица, удачный афоризм, необязательно причинять
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / Беспалько, В. П. — М.: Татур, 1989. — 211c.
2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: Краткий курс лекций [Текст] / Вайндорф-Сысоева, М. Е. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 254c.
3. Громкова, М. О. Педагогической подготовке преподавателя высшей школы [Текст] / Громкова, М. О. — 4. — М.: Юрайт, 1994. — С. 105-108.
4. Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / Есарева, З. Ф. — Л.: Юрайт, 1974. — 112c.
5. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход [Текст] / Зеер, Э. Ф. — 5. — Л.: Образование и наука, 2003. — С. 68-71.
6. Казакова, А. Г. Педагогика профессионального образования: монография [Текст] / Казакова, А. Г. — М.: Экон-Информ, 2007. — 551c.
7. Князев, Е. А. Генезис высшего педагогического образования России в XIX - начале XX веков: Смена парадигм [Текст] / Князев, Е. А. — М.: Сентябрь, 2002. — 241c.
8. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Кузьмина, Н. В. — М.: Сентябрь, 1990. — 209c.
9. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учеб. пособие [Текст] / Кукушин, В.С. — Ростов-на-Дону: Сентябрь, 2002. — 320c.
10. Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования [Текст] / Лапчик, М. П. — Омск: ОмГПУ, 1999. — 294c.
11. Лонская, Л.В. Структурный анализ технологической компетентности педагога [Текст] / Лонская, Л.В. — 4. — Омск: Вестник, 2009. — С. 54-57.
12. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / Маркова, А. К. — 5. — Омск: Вопросы психологии, 1987. — С. 35-41.
13. Махмутов, М. И. Принцип профессиональной направленности обучения [Текст] / Махмутов, М. И. — 2. — М.: Вопросы психологии, 1999. — С. 314-316.
14. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика [Текст] / Никитина, Н. Н. — М.: Академия, 2004. — 224c.
15. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / Новиков, А. М. — М.: Академия, 2000. — 272c.
16. Русина, Н. А. Опыт работы кафедры педагогики и психологии по повышению квалификации преподавателей [Текст] / Русина, Н. А. — 11. — М.: Вестник, 2004. — С. 156-159.
17. Сластенин, В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Сластенин, В. А. — М.: Академия, 2005. — 576c.
18. Сластенин, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя [Текст] / Сластенин, В. А. — 10. — М.: Педагогика, 1991 — С. 79-84.
19. Смятских, A. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога [Текст] / Смятских, A. Л. — М.: Педагогика, 2000. — 186c.
20. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Фролов, Ю. В. — 8. — М.: Педагогика, 2004. — С. 39-45.
21. Тряпицына, А. П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы [Текст] / Тряпицына, А. П. — 11. — М.: Вестник, 2010. — С. 16-18.
22. Чекалева, Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе [Текст] / Чекалева, Н. В. — 11. — Омск: ОмГПУ, 1998. — 167c.
23. Шамова, Т. И. Управление образовательными процессами [Текст] / Шамова, Т. И. — М.: Академия, 2002. — 384c.
24. Щербаков, А. И. Психолого-педагогическая деятельность учителя-воспитателя и пути её оптимизации в высшей школе [Текст] / Щербаков, А. И. — Л.: Академия, 1980. — 313c.
25. Якунин, В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты [Текст] / Якунин, В. А. — Л.: Академия, 1988. — 160c.