Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие внимание в психолого-педагогической литературе
Внимание - важный психический процесс. Оно является необходимым условием для эффективного выполнения детьми любой деятельности. Продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение целей [10].
По мнению Т. Рибо, внимание всегда связано с эмоциями и вызвано ими. Он подчеркивал тесную связь между эмоциями и волевым вниманием.
Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин в своей работе выделяет внимание как особый вид психической деятельности, который выражается в поддержании и выделении тех или иных процессов этой деятельности.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что внимание — это избирательное сосредоточение и концентрация на определенном объекте, глубокая познавательная деятельность, направленная на объект [14].
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев подчеркивали значение речи для внимания, так как речь определяет объект, на котором нужно сосредоточить внимание. Выготский проследил историю развития внимания. Он писал, что история внимания - это история развития его поведенческой организации и что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать вне личности, а не внутри ребенка [5].
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, автоматическое и согласованное управление действием. Обучение вниманию является функцией контроля.
П.Я. Гальперин указывает, что внимание необходимо рассматривать в связи с другими психическими процессами, а именно мышлением, воображением, памятью и восприятием. По его словам, работу внимания нельзя рассматривать в чистом виде и в отрыве от любого психического процесса, поскольку она не имеет собственного конкретного продукта. Это происходит потому, что у внимания нет собственного конкретного продукта. Всякая интенсификация деятельности является его следствием, случайным продуктом.
Основные подходы к изучению внимания выделил Н.Н. Ланге:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Движение приспосабливает органы чувств к условиям лучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. К определению внимания существуют различные подходы.
Внимание — это психологический феномен. До сих пор точка зрения психологов не ясна.
С одной стороны, внимание — это отдельный психологический феномен. С другой стороны, утверждается, что внимание — это отдельный психологический феномен и не может рассматриваться как таковой. Также нет единого мнения о том, к какой категории психологических явлений относится внимание. Некоторые ученые считают, что внимание — это когнитивный психический процесс.
Другие утверждают, что внимание напрямую связано с волевым усилием и активностью человека. Они ссылаются на то, что вся деятельность человека неотделима от внимания и что само внимание требует приложения определенных волевых усилий. Внимание во все времена обеспечивает ясность сознания, понятность и осознание смысла психической деятельности А.Г. Маклаков объясняет, что психические процессы внимания связаны с определенными физиологическими явлениями. Физиологической основой возникновения отдельных раздражителей и процесса движения в одном направлении является возбуждение одного нервного центра и торможение другого [9].
П.Я. Гальперин предлагает следующее объяснение понятия "внимание". 'Внимание — это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание — это психическое действие, направленное на содержание мыслей, образов и других явлений в психике человека в определенный момент времени. Каждое действие человека имеет направленный, выполняемый и контролируемый компонент. -В отличие от действий, направленных на производство конкретного продукта, действия контроля и внимания не имеют отдельных особых последствий. -В случае внимания как деятельности умственного контроля все конкретные акты внимания, вольные или невольные, являются результатом формирования новых умственных действий [9].
Изменения внимания выражаются в изменении переживания ясности и отчетливости содержания объекта как деятельности человека. Внимание определяет субъективное отношение человека к объекту. Оно является психологической характеристикой личности. Благодаря этому происходит изменение отношения к объекту, которое выражается вниманием - его осознанием. Тот или иной объект, являющийся причиной внимания, проявляет свои качества и характеристики по отношению к субъекту.
Внимание объясняет успешную ориентацию субъекта во внешнем мире и обеспечивает более четкое и полное отражение его в психике. Объект внимания находится в центре сознания, все остальное воспринимается, однозначно и слабо, но направление внимания может меняться. Все люди обладают различными видами внимания, каждый из которых играет особую роль и необходим в жизни.
Естественное внимание — это внимание, которым человек наделен от рождения, которое активизируется в раннем возрасте и постепенно усиливается по мере созревания мозга. Естественное внимание не зависит от опыта, обучения или воспитания, которые человек приобретает в течение своей жизни. Социально обусловленным вниманием называют внимание, которое человек совершенствует и приобретает в течение жизни [8].
Непроизвольное внимание — это внимание, которое включается и выключается автоматически, от одного объекта к другому без участия воли человека. Это вид внимания, который не может произвольно контролироваться человеком.
Произвольное – это внимание, которое регулируется волей человека и находится под его сознательным контролем. Оно требует усилий и сознательного решения со стороны человека для поддержания внимания к объекту. Прямое внимание — это внимание, которое поддерживается и притягивается к объекту, на который оно направлено.
Опосредованное внимание — это внимание, которое регулируется различными дополнительными средствами, не данными человеку от природы. К средствам регуляции внимания относятся специальные знаки, слова, направляющие внимание, например, стрелки, указывающие в определенном направлении, жесты и т.д.
Внешнее внимание направлено на окружающие ребенка предметы, явления и поведение людей.
Внутреннее внимание направлено на собственный опыт и идеи учеников. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и модальность — все это атрибуты внимания. Атрибуты внимания, которые, как было показано, сохраняют постоянный уровень в течение достаточно длительного периода времени, называются стабильностью. Внимание человека стабильно, если он сохраняет свою работоспособность в течение длительного времени и не совершает ошибок.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 371 с.
2. Багрова, И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников [Текст] / И.Г. Багрова. М.: ЦБНТИ речного транспорта, 1993. 136 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002.
4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.:, 1963. - 321 с.
5. Буковцева, Н. И. Проектирование современного урока в условиях инклюзивной практики: содержательный и технологический аспекты [Текст] / Н. И. Буковцева, Л. А. Ремезова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 27-36.
6. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1954. - 132 с.
7. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.
8. Водинская, Мария Владимировна. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / Центр лечеб. педагогики (Москва); [М. В. Водинская, М. С. Шапиро]. – М.: Теревинф, 2006. – 46 с.
9. Волкова, Е. Э. Формирование устной речи у обучающихся с нарушениями слуха [Текст] / Е. Э. Волкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 92-98.
10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследовании в психологии. - М., 2003.
11. Выгодский Л.С. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М., 1975.
12. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 330 с.
13. Морозова Е.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию воображения младших школьников с нарушенем слуха в изобразительной деятельности // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2014.
14. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019.
15. Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. - Спб., 2002.
16. Сырова Надежда Васильевна, Галина Мария Владимировна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-gluhih-i-slaboslyshaschih-uchaschihsya-cherez-dopolnitelnoe-inklyuzivnoe-obrazovanie (дата обращения: 23.10.2023).