Фрагмент для ознакомления
2
Одной из наиболее важной и значимой проблем психологии является проблема развития внимания. Так как она влияет на развитие всей системы прикладных и психологических знаний. Л.С. Волкова отмечает важность внимания в жизни человека, его решающая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминания и обучения очевидна. Всестороннее изучение внимания: определение его явлений, видов, главным образом, позволяет нам изучить особенности его развития.
В последнее время стали все более актуальны проблемы развития внимания, а также проведения коррекционной работы с теми детьми, которые имеют различные нарушения внимания.
Внимание — это концентрация на объекте, субъекте или процессе. Избирательное внимание, то есть внимание к одному объекту, приводит к одновременному невниманию к другому объекту, когда один объект выбирается среди большого количества других объектов. Само внимание не может быть описано как особый когнитивный процесс. Внимание присуще всем когнитивным процессам, включая восприятие, мышление и память. Оно функционирует как способность организовывать процессы.
Поэтому внимание занимает особое место в системе психических процессов. Это связано с тем, что внимание включено во все другие психические процессы, является необходимым элементом этих процессов, не может быть отделено от них и не может быть изучено изолированно в "чистом" виде. Например, с феноменом внимания впервые столкнулись при рассмотрении динамики когнитивных процессов и специфики различных психических состояний человека. Неизменно кажется, что "субстанция" внимания исчезает, как только делается попытка отделить его от всех других элементов психических явлений.
Изучением свойств внимания занимались такие исследователи как: Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготский, И.В. Страхова, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, С.П. Зубова, В.А. Крутецкий, Т.К. Комарова, Т.М. Матюлина и других.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к школе. Способность произвольно обращать внимание на то, что необходимо для усвоения знаний в школе, хотя и не привлекательна сама по себе, является важнейшим условием успеха учебной деятельности.
С другой стороны, некоторые исследователи Н.А. Поздняков, Т.В. Башаева, считали, что с дошкольного возраста должно формироваться любое внимание. Главным условием развития любого внимания у детей дошкольного возраста могут быть игры как основной вид деятельности ребенка.
Таким образом, значимость данного вопроса определяют актуальность проблемы.
Цель исследования – исследования особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в игре
Объект исследования – произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития произвольного внимания у старших дошкольников.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятие «внимание», рассмотреть его виды и свойства.
3. Рассмотреть особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста эффективно развивается в процессе игровой деятельности.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого педагогической литературы;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства
Внимание - важный психический процесс. Оно является необходимым условием для эффективного выполнения детьми любой деятельности. Продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение целей [2].
По мнению Т. Рибо[17], внимание всегда связано с эмоциями и вызвано ими. Он подчеркивал тесную связь между эмоциями и волевым вниманием.
Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин [9] в своей работе выделяет внимание как особый вид психической деятельности, который выражается в поддержании и выделении тех или иных процессов этой деятельности.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что внимание — это избирательное сосредоточение и концентрация на определенном объекте, глубокая познавательная деятельность, направленная на объект [18].
Л.С. Выготский [5] и Л.Н. Леонтьев [15] подчеркивали значение речи для внимания, так как речь определяет объект, на котором нужно сосредоточить внимание. Выготский проследил историю развития внимания. Он писал, что история внимания - это история развития его поведенческой организации и что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать вне личности, а не внутри ребенка.
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, автоматическое и согласованное управление действием. Обучение вниманию является функцией контроля [7].
П.Я. Гальперин указывает, что внимание необходимо рассматривать в связи с другими психическими процессами, а именно мышлением, воображением, памятью и восприятием. По его словам, работу внимания нельзя рассматривать в чистом виде и в отрыве от любого психического процесса, поскольку она не имеет собственного конкретного продукта. Это происходит потому, что у внимания нет собственного конкретного продукта. Всякая интенсификация деятельности является его следствием, случайным продуктом [7].
Основные подходы к изучению внимания выделил Н.Н. Ланге [13]:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Движение приспосабливает органы чувств к условиям лучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. К определению внимания существуют различные подходы.
Внимание — это психологический феномен. До сих
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
2. Богатырева Луиза Ахметовна, Ногерова Марьям Татуевна Влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников // Скиф. 2020. №8 (48).
3. Брунер Д. С. Психология познания. М., 1983, с.215
4. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст]/ Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. ... Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 272с.
5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
6. Гаспарова Е. М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста : Гродно, 2019, с.179
7. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию Москва, 2015- 496.
8. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1991. - 157
9. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259.
10. Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2003.
11. Жукова, Н.С. Учимся говорить правильно / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2006. - 167 c.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.:1986.
13. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст]/ Н.Н. Ланге – СПб.: Питер, 2007.- 203 с.
14. Лебедева С.А. Детская психология. Издание 2-е доп. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011
15. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд-е 9. М.: URSS, 2019
16. Маклаков А.Г.: Общая психология: - СПб.: Питер, 2009.
17. Т. Рибо, «Психология внимания» — Д-р Т. Рибо, од общ. ред. А.В. Петровского. - м.: Пер Сэ, 2007. - 416 с.126,
18. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 2009.
19. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсукова –Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. ... – М.: Просвещение, 2004. – 58с.
20. Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. - М., 2001.
21. Чернявская Елена Евгеньевна Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
22. Черкашина Наталья Александровна Особенности развития свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста // Вестник магистратуры. 2019. №6-4 (93).
23. Эльконин Д.Б., Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
24. Умерова М.Я. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника // Мировая наука. 2018. №5 (14)