Фрагмент для ознакомления
2
В последние десятилетия международное сообщество обратило внимание на важность экспортного контроля продукции военного и двойного назначения в предотвращении распространения опасного оружия, оружия массового уничтожения и средств его доставки. Этот контроль стал ключевым инструментом в борьбе против угроз мировой безопасности.
Актуальность исследования правового обеспечения международной системы экспортного контроля связана с необходимостью апробации правовых элементов, регулирующих экспорт продукции военного и двойного назначения. Международное право стремится найти эффективные способы предотвращения распространения опасного оружия и средств его доставки, и здесь ключевую роль играет экспортный контроль. Некоторые экономически развитые страны пытаются достичь политической цели отказа развивающихся стран от обладания опасным оружием и средствами его производства, вовлекая их в работу в рамках международных договоренностей по нераспространению и предписывая соответствующие требования в их национальное законодательство.
Противодействие мировому терроризму, который стремится получить опасное оружие и технологии его производства, зависит от координации усилий международного сообщества и создания действенных межгосударственных и государственных механизмов экспортного контроля. Более эффективные механизмы регулирования экспорта продукции военного и двойного назначения функционируют на государственном уровне. Контроль экспорта становится неотъемлемой составляющей обеспечения государственной и международной безопасности, включая стратегическую стабильность и борьбу с террористической угрозой.
В целом, актуальность изучения роли экспортного контроля продукции военного и двойного назначения обусловлена его важностью в обеспечении международной и государственной безопасности. Изменение регулирования экспортного контроля на межгосударственном уровне и особое внимание к правовому обеспечению этого процесса делают эту тему особенно актуальной.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать экспортный контроль в система запретов и ограничений внешней торговли товарами.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и особенности экспортного контроля;
-изучить организационную систему экспортного контроля;
-определить нормативное регулирование экспортного контроля;
-разобрать методы экспортного контроля;
-выполнить анализ экспортного контроля в РФ;
-обозначить проблемы и перспективы развития экспортного контроля.
Объектом исследования является национальная система экспортного контроля России.
Предмет исследования совершенствование национальной системы экспортного контроля в целях обеспечения национальной безопасности России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав. заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Изучение теоретических аспектов экспортного контроля в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами
1.1 Понятие и особенности экспортного контроля
Контроль экспорта является важным инструментом, обеспечивающим соблюдение правил и нормативных актов внешнеэкономической деятельности. Он направлен на предотвращение незаконного экспорта товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для производства оружия, его доставки, а также для подготовки и осуществления террористических действий.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 1999 года No 183 ФЗ "О экспортно-импортном контроле", внутренняя программа экспортно-импортного контроля (ВПЭК) включает организационные, административные, информационные и другие меры, которые предпринимают российские участники внешнеэкономической деятельности и участники внешнеэкономической деятельности для соблюдения правил экспортно-импортного контроля.
Одним из важных аспектов контроля экспорта является создание внутрикорпоративных систем контроля экспорта (ВВПЭК) организаций, занимающихся научно-производственной деятельностью в сфере обороны и безопасности России и получающих доходы от международных внешних операций по контролируемым товарам и технологиям.
Эти организации должны выполнять регулярные проверки внешнеэкономических сделок, проверять партнеров и идентифицировать товары, а также обеспечивать соблюдение требований экспортного контроля при заключении и выполнении договоров, а также при участии в международных выставках, конференциях или семинарах.
Организации, занимающиеся экспортом, также должны подготавливать необходимую документацию для получения разрешительных документов, которые выдаются соответствующими органами государственной власти. Кроме того, они должны обучать своих сотрудников вопросам контроля экспорта и вести документацию, связанную с контролем экспорта, чтобы обеспечить прозрачность и отчетность в этой области.
В Российской Федерации контроль экспорта осуществляется через правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, включая идентификацию контролируемых товаров и технологий. Это позволяет определить соответствие конкретных товаров, информации, работ и услуг требованиям контроля экспорта.
Контроль экспорта играет важную роль в поддержании безопасности и предотвращении незаконного использования товаров и технологий. Он также способствует развитию честной и прозрачной внешнеэкономической деятельности, что является важным фактором для укрепления доверия и сотрудничества на международной арене.
1.2 Организационная система экспортного контроля
В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле», который определяет полномочия Президента и федеральных органов исполнительной власти в системе экспортного контроля России, ее структуру можно представить в виде 6 уровней (рисунок 1).
Рис. 1 Структура системы экспортного контроля Российской Федерации [6].
Функции Президента Российской Федерации и Федерального органа исполнительной власти в системе контроля экспорта имеют важное значение для обеспечения безопасности и защиты интересов страны. Президент играет роль определителя главных направлений государственной политики по экспортному контролю. Он также обеспечивает согласованное функционирование государственных органов, работающих в этой сфере, и утверждает перечни контролируемых товаров и технологий.
Российское правительство, в свою очередь, организует реализацию государственных мер по экспортному контролю, включая международные режимы экспортного контроля. Оно устанавливает порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и принимает решения о проведении переговоров и подписании международных соглашений Российской Федерации в области экспортного контроля.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)
2.Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21.11.1995 N 170-ФЗ (последняя редакция)
3.Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция)
4.Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ (последняя редакция)
5.Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" от 19.07.1998 N 114-ФЗ (последняя редакция)
6.Арсеньев Д.Г Экспортный контроль, обзор нормативно- правовых документов и практика их применения – СПб.: Питер, 2020 -365 с.
7. Владимирова С.В. Экспортный контроль: учебное пособие. - Обнинск, 2020. - 284 с.
8.Воротынцева, Т. М. Система экспортного контроля: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2022. – 158 с.
9. Гомон И.В, Сущность системы экспортного контроля в Российской Федерации, пути совершенствования. // Аллея науки - 2022 - №4 – С. 17–26.
10.Гурова Е.С., Безуглов Д.А., Краславская Г.И. Экспортный контроль в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 10-2. – С. 328-333
11.Димов, Н. П. Место разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций в системе экспортного контроля // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 99-102.
12.Опарин. П.А. Многосторонние системы экспортного контроля и участие в них Российской Федерации // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства». - 2019 – С. 433–436.
13.Малькевич В.Л. Экспортный контроль: от противостояния к сотрудничеству.- М.: Глобол, 2019 — 512 с.
14.Марцева Т.Г., М.В. Дубовикова М.В. Совершенствование и направление экспортного контроля // Лучшая научно-инновационная работа - 2019. - С. 68– 71.
15.Мозжегорова О.А., Пышкин Ю.В. Особенности осуществления экспортного контроля // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 4. – С. 100-107.
16.Нусс, Д. В. Порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю // Молодой ученый. — 2022. — № 16. — С. 240-243.
17.Павлова Е.А. Проблемы осуществления экспортного контроля в Евразийском экономическом союзе и пути их решения.\\ Экономические науки - 2021. - №12 - С. 88–93.
18.Петрушина О.М. Экспортный контроль в Российской Федерации. // Вестник Калужского университета. – 2019 - № 2 - С. 69–72.
19.Сусликов А.А. Проблемы экспортного контроля в системе государственного управления антитеррористической деятельностью и пути их решения // Управление в системах – 2021. – №3(10). – С. 17-22.
20.Хайрнасова, В. Ф. Экспортный контроль в России: анализ судебной практики // Молодой ученый. — 2021. — № 10.1 (114.1). — С. 60-62. —