Фрагмент для ознакомления
2
Ситуация, сложившаяся в последние годы, наглядно демонстрирует тот факт, что очень часто большое количество организаций, деятельность которых распространяется на многие сферы народного хозяйства, в целях повышения эффективности и результативности своей производственной деятельности сочетают требования и принципы индивидуальные системы управления, то есть создают общую интегрированную систему.
Стоит сказать, что такая интегрированная система менеджмента является эффективным инструментом удовлетворения ожиданий и требований не только конечных потребителей продукции, но и других деловых партнеров и заинтересованных сторон.
Постоянно растущий интерес к разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента привел к быстрому увеличению количества научных и практических разработок в этой области.
В последние годы все большее число российских компаний принимают стратегическое решение о создании интегрированных систем менеджмента (ИСМ), обычно включающих три наиболее востребованные подсистемы управления: систему менеджмента качества, экологический менеджмент и систему охраны труда и промышленной безопасности.
Мотивы, побуждающие российские компании инициировать внедрение ИСМ, весьма разнообразны: это стремление повысить собственную конкурентоспособность и эффективность своей деятельности. Успешная работа и развитие любого бизнеса зависит от множества взаимосвязанных факторов.
Интегрированная система управления – это инструмент, с помощью которого можно построить систему постоянного улучшения деятельности компании.
Интегрированная система менеджмента содержит несколько встроенных механизмов самосовершенствования: комплексные внутренние аудиты, управленческий анализ, обратную связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами, которые в совокупности обеспечивают своевременные изменения в системе в ответ на изменения внешней и внутренней среды и постоянную преемственность.
Аудит интегрированной системы менеджмента проводится для обеспечения эффективного функционирования всей системы.
Внутренний аудит интегрированной системы менеджмента в соответствии с международными стандартами можно считать обязательным атрибутом практически любой системы менеджмента. При этом внутренний аудит является как бы отдельной и особой функцией всей системы. Вообще говоря, аудит – это средство получения объективной оценки результатов аудита с целью установления степени соответствия системы менеджмента установленным критериям.
Таким образом, проведение внутреннего аудита направлено, прежде всего, на предоставление руководству организации фактов, согласно которым внедрение интегрированной системы менеджмента осуществляется в полном соответствии с общепринятыми нормами и стандартами.
Объект исследования- внутренний аудит
Предмет исследования- внутренний аудит как механизм улучшений в интегрированных системах менеджмента
Цель исследования- раскрыть особенности внутреннего аудита как механизм улучшений в интегрированных системах менеджмента
Задачи исследования:
- изучить внутренний аудит как метод мониторинга функционирования интегрированной системы менеджмента
- раскрыть понятие интегрированных систем менеджмента
- изучить внутренний аудит как важнейший инструмент оценивания функционирования системы
- раскрыть актуальные проблемы проведения внутреннего аудита
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Внутренний аудит как метод мониторинга функционирования интегрированной системы менеджмента
В последнее время растет количество и разнообразие различных систем управления и контроля, разработанных в полном соответствии с требованиями международных и национальных стандартов.
Следует отметить, что такой рост систем управления охватывает практически все существующие сферы деятельности любого промышленного предприятия. Внутренний аудит интегрированной системы менеджмента проводится для обеспечения эффективного функционирования всей системы [2].
Постоянно растущий интерес к разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента привел к быстрому увеличению количества научных и практических разработок в этой области. Но, несмотря на большое количество опубликованной информации по проблеме, связанной с эффективным функционированием систем управления, вопрос проведения внутреннего аудита практически не изучен.
Внутренний аудит интегрированной системы менеджмента в соответствии с международными стандартами можно считать обязательным атрибутом практически любой системы менеджмента. При этом внутренний аудит является как бы отдельной и особой функцией всей системы. Проведение внутреннего аудита направлено, прежде всего, на доведение до руководства организации фактов того, что ИСМ работает в полном соответствии с общепринятыми нормами и стандартами.
Практика внутреннего аудита в компаниях наглядно демонстрирует, что такие аудиты обладают огромным потенциалом, который, в свою очередь, может служить мощным инструментом существенного повышения эффективности организации. Размер дохода и выгоды, которые внутренний аудит принесет организации, во многом зависят от требований, которые руководство организации предъявляет к группе внутреннего аудита.
Традиционно аудит интегрированной системы менеджмента проводится с учетом значимости и состояния производственных процессов, а также видов деятельности организации, которые реализованы в системе менеджмента интегрированного менеджмента. Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере учитывает возможные риски, присущие любому виду бизнеса. Кроме того, не полностью охвачены области бизнеса, где риск несоблюдения может быть достаточно высоким.
В настоящее время многие компании в России используют интег.рированную систему менеджмента (ИСМ), основанную на соблюдении требований международных стандартов ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001 и др. Актуальность создания данной системы связана со значительным экономическим эффектом от ее внедрения, большей согласованностью действий, обеспечивающей постоянное совершенствование деятельности компании. Внедрение ИСМ должно сопровождаться оценкой возможных рисков недостижения целей качества из-за внутренних и внешних факторов.
Внутренний аудит рассматривается как средство оценки эффективности систем менеджмента и подтверждения их соответствия требованиям соответствующих международных стандартов.
Целью данной работы является улучшение представления результатов внутреннего аудита посредством разработки базы данных визуализации. Для достижения этой цели необходимо проанализировать статистические данные внутреннего аудита.
Особенность исследования состоит в том, что:
1) система управления создается поэтапно;
2) функционирование ИСМ будет рассматриваться как объект, гарантирующий конкурентоспособность на международном уровне;
3) IMS действует на основе принципов своевременности, непрерывности и развития, соблюдения организационно-правовых норм и обеспечивает деятельность компании на основе рыночно-ориентированного производственного подхода.
Для получения объективной оценки функционирования ИСМ разработан и утвержден приказом ежегодный график проведения внутренних проверок по направлениям деятельности организации. Для оперативного планирования процесса внутреннего аудита необходимо выбрать проверяемый процесс с учетом эффективности его функционирования на основе данных аудита предыдущего периода.
В ходе процесса аудита аудиторы выявляют события низкого уровня. Компания должна поддерживать эффективную систему сбора и обработки низкоуровневой информации о событиях и обеспечивать полноценную работу этой системы. На основе анализа полученных результатов разрабатывается процедура оценки событий и принятия соответствующих корректирующих мер. Событие низкого уровня (LLE) – неблагоприятное событие (отклонение от нормального состояния) или серия нежелательных явлений (отклонений от нормального состояния) без отрицательных и/или минимальных последствий, не достигающих порога значимости. и не подлежит учету и расследованию. К событиям низкого уровня также относятся неисправности и незначительные события [2].
К СНУ относятся: неисправности оборудования, систем и элементов; отклонения от нормальных условий эксплуатации; отклонения от установленного порядка проведения оперативных переключений и других эксплуатационных операций; оперативные примечания; отклонения от порядка или условий проведения технического обслуживания и ремонта (ТОиР), осмотра и испытаний
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2018.
2. Белбожецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - В 2-х частях. - М.: Бухгалтерский учет, 2021.
3. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М: Аудит, ЮНИТИ, 2019.
4. Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2022.
5. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2022.
6. Шеремет А.Д. Аудит: учебник / Под ред. А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: ИНФРА-М,2019.
7. Бурцев В.В. Организация внутреннего аудита / В.В. Бурцев // Финансовый менеджмент. - 2021. - № 6.
8. Воропаев Ю.Н. Оценка риска аудита и бизнеса / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет. - 2020. - № 6.
9. Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность / Учет и контроль. - М.: Финансы. - 2021. - №1.
10. Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. - 2020. - № 10.
11. Управление персоналом - О.В. Крушельницкая, Д.П. Мельничук; Киев 2018г.
12. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред.: А. А. Крылова и Ю.В. Прушинского. - М.: ЮНИТИ; Единство, 2022. - 495 с.