Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 5
1.2. Проблема нецензурной речи в русском языке 7
1.3. Особенности использования нецензурной речи российскими подростками 17
Глава 2. Изучение использования подростками нецензурной лексики и методы профилактики 22
2.1. Изучение использования подростками нецензурной лексики 22
2.2. Профилактика и коррекция использования ненормативной лексики у подростков в образовательном пространстве 26
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Психологические особенности подросткового периода играют важную роль в работе с ними. Вот некоторые из этих особенностей:
1. Изменчивость эмоциональной сферы: Подростки часто переживают сильные и неустойчивые эмоции. Их настроение может резко меняться, возникают бурные аффективные проявления. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной чувствительностью и тревожностью.
2. Психологическое развитие: В подростковом возрасте происходят важные изменения в мыслительных процессах. Подросток начинает овладевать абстрактным мышлением, однако оно еще несовершенно. Это может проявляться в максимализме, нестабильности мнений, отсутствии гибкости и упрощенном восприятии сложных ситуаций.
3. Физическая активность: Некоторые подростки могут проявлять меньший интерес к активным формам движения и физической активности, особенно если они ведут сидячий образ жизни. Однако другие подростки могут быть гиперактивными из-за гормональных изменений. В обоих случаях важно находить подходящие занятия и формы физической активности, чтобы стимулировать их участие и развитие.
Действительно, в подростковом периоде происходят значительные изменения во внутренней позиции и психологическом развитии подростка. Вот некоторые из этих особенностей:
1. Переориентация на себя: Подростки начинают сосредотачиваться на собственной личности и самоидентификации. Они ищут свои ценности, ориентируются на себя и начинают формировать собственное отношение к семье, школе и сверстникам. Это связано с процессом поиска собственной идентичности.
2. Развитие мышления: В подростковом возрасте развивается гипотетико-дедуктивное мышление, что позволяет подросткам рассуждать абстрактно, строить гипотезы и делать логические выводы.
3. Формирование жизненных ориентиров: В подростковом возрасте особенно важно утвердить жизненные ориентиры и ценности. Подростки стремятся найти свое место в обществе и определить свою роль. Патриотическое воспитание и формирование национальной идентичности могут помочь подросткам в этом процессе, предоставляя им основу для построения своего собственного мировоззрения и ценностей.
А. А. Реан отмечает, что во время подросткового периода существуют несколько ключевых характеристик, одной из которых является продолжение образования в различных общеобразовательных учреждениях. В этот период ребенок также все больше взаимодействует с обществом и приобретает новые обязанности. Одновременно происходит завершение процесса ориентации ребенка на традиционные "мужские" и "женские" виды деятельности в зависимости от его пола. Более того, подросток, стремясь к самореализации, начинает проявлять успехи в определенной сфере деятельности и начинает размышлять о своей будущей профессии.
Также он отмечает, что в подростковом возрасте основными факторами развития являются социальное взаимодействие с ровесниками и проявление индивидуальных черт личности. Он указывает на то, что в этом возрасте продолжается развитие психических и познавательных процессов у подростка, а также формирование его личности. В результате этих процессов меняются интересы подростка, которые становятся более разнообразными и стабильными.
Учебные предметы уже не играют первостепенную роль в старших классах школы, а развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они почти полностью готовы выполнять любые умственные задачи, включая самые сложные, поскольку подросток начинает ориентироваться на "взрослую" жизнь.
Таким образом, мы можем заключить, что сегодня велик риск утраты школьниками идентичности и их попадания под влияние деструктивных идеологий. Особенно важными соответствующие проблемы представляются на этапе старшей школы ‒ во время завершения формирования внутреннего «Я» и поисков своего жизненного пути.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник / Е.С.Антонова.- М.:Аcademia, 2018.- 272 с
2.Боброва С.В. Русский язык и культура речи (для бакалавров).- М.: КноРус, 2018.- 232 с.
3.Виноградов В. В. История слов, 2010. - URL: http://wordhist.narod.ru/pred.html
4.Гойхман Л.Я. Русский язык и культура речи: Уч./О.Я.Гойхман и др.- М.: Инфра.- М, 2018.-303 с.
5.Даниленко, В.П. Инволюция в духовной культуре: Ящик Пандоры / В.П. Даниленко. - М.: КРАСАНД, 2012.
6.Дубровина, Д.А. Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика / Д.А. Дубровина // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 9. — С. 52-56. — ISSN 2079-8717. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296499
7.Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. - М. : Ладомир, 2001. - URL: http://padaread.com
8.Зыков В., Кондратьев А. Роскомнадзор накажет СМИ только за четыре матерных слова // Известия. - 25 дек. 2013 г. - URL: https://iz.ru/news/563178
9.История слов // Словари и энциклопедии на Академике. - URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/303
10.Калиновская, М.А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков [Текст]/ М.А. Калиновская//Молодой ученый.–2011.–No3. Т.2.–С.88 –91
11.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document
12.Колганова Л.В. Культура русской речи и экология слова (Проблемы «лингвистической профилактики)/Л.В.Колганова. // Сборник материалов конференции «Русский язык и его роль в развитии культуры, науки, образования». – Тверь, 2008
13.Левин Ю. И. Об обсценных выражениях русского языка / Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М. : Языки русской культуры, 1998. - С. 809-819
14.Мамонов Д. О грехе сквернословия [Пермь : Вера, 2003] // Православная энциклопедия Азбука веры. - URL: https://azbyka.ru/skvernoslovie_sbornik
15.Мамонов, Д. О грехе сквернословия [Текст] / Д. Мамонов. –Пермь: Изд-во «Вера», 2003.
16.Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков: учебно-методическое пособие / составитель И. И. Дегтярева. — Москва: ФЛИНТА, 2021. — 48 с.
17.Микляева, А. В. Психология детской субкультуры : учебно-методическое пособие / А. В. Микляева. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 228 с.
18.Митин, А.Н. Тот, кто первым обругал соперника, заложил основы современной цивилизации / А.Н. Митин // Бизнес, менеджмент и право. - 2009 - №3 (20). - С.29-34
19.Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003
20.Опрос социологов (17.07.2017). - URL: https://www.svoboda.org/a/28620563.html
21.Простакишина, Н.П. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде// Молодой ученый. –2014. –No3. –С. 108-110
22.Стернин, И.А. Проблема сквернословия / И.А. Стернин. - Воронеж: «Истоки», 2011
23.Харченко, В.К. Молодежь и сквернословие / В.К. Харченко // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 3. - С. 139-150