Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность тем, изучаемых во вводном курсе, обусловлена следующими положениями: нарастание трудностей во внутренних отношениях субъектов Российской Федерации оказывает негативное влияние на внешнеэкономические связи, особенно за счет увеличения дисбаланса в их развитии. Экономические усилия некоторых субъектов Российской Федерации, включая приграничные районы, стали ориентироваться в основном на внешние рынки, используя их техническое оснащение и природные ресурсы, часто используя криминальные методы по низким ценам. В то же время их внутренние межрегиональные связи отходят на второй план, но это не может повлиять на экономическое положение многих субъектов Федерации.
Таким образом, становление Российской Федерации как независимой страны неизбежно требует реформы российской государственной системы, многие из которых все еще находятся в том же виде, что и при вхождении России в Советский Союз, и несовместимы с реальностью нового политического и экономического процесса в стране. Реформы в России сопровождались резким снижением многих важных социально-экономических показателей, и многие люди расценивают ситуацию в России как кризисную или даже системный кризис.
Становление Российского государства способствовало процессу регионализации. Определенные слабости федерального правительства привели к тому, что регион был вынужден самостоятельно решать многие проблемы, ранее решавшиеся в центре.
Таким образом, российские реформы имеют очевидную региональную специфику. В связи с переходом к рыночным отношениям социально-экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в различных регионах России, определяет важность изучения текущего состояния общего рынка сырьевых товаров, инвестиций, финансово-кредитных ресурсов и ценных бумаг, а также объясняет условия и перспективы его развития. Практическая значимость решения этих проблем на данном этапе зависит от необходимости стабилизации социально-экономической ситуации в различных регионах Российской Федерации, перевода экономики на производственный путь постиндустриального развития и совместного использования экономических, научно-технических, природных ресурсов региона и социально-культурный потенциал для повышения конкурентоспособности, и эффективности.
Целью курсового исследования являются межрегиональные экономические отношения.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
определить основные характеристики концепции межрегионального экономического взаимодействия и характеристики его видов.
изучить актуальные вопросы межрегиональных экономических связей и выделите основные характеристики этого процесса на современном этапе развития Российской Федерации.
На основе изучения реальной деятельности Российской межрегиональной ассоциации проанализированы основные тенденции в области совершенствования межрегиональных экономических связей.
Методологической основой исследования является Гранберг А.Г., Кутилина О.M.Гаврилов А.И. Иванов В.В., Суслов В.И. Это данные научных исследований ученых и деятельности межрегиональной ассоциации в 2002 году. Библиографический список приводится в конце курсового исследования.
Глава 1. Теоретические основы исследования механизмов экономической межрегиональной интеграции в РФ
1.1. Организационно-правовые и социально-экономические основы формирования и развития экономических отношений субъектов РФ
1. Одной из форм реализации полномочий соответствующих национальных органов власти в рамках их компетенции является соответствующий уровень нормативных правовых актов - федеральных и региональных изданий, в том числе регулирующих экономику субъектов Федерации.
В нормативных правовых актах по управлению экономикой субъектов Российской Федерации выделяются следующие:
-Нормативные правовые акты общего характера, которые наряду с другими вопросами регулируют проблемы местной экономики;
-Нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие особый характер местной экономики.
К первой группе относятся ранее рассмотренная Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации», Устав (основной закон) Владимирской области .
Например, Устав Владимирской области, наряду с другими регионами, определяет следующие вопросы, прямо или косвенно связанные с региональной экономикой:
- Разграничить полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включая экономические вопросы (статьи 10-15);
- Возможности национальных органов власти региона, включая экономическую зону (статьи 30-31, 38, 40);
- Основы местного самоуправления в регионе, включая возможности органов местного самоуправления (статьи 52-53, 55) и его экономическую основу (статья 57 «Экономическая основа местного самоуправления», статья 58 «Местный бюджет»);
- Основы региональной экономики (раздел 5 «Региональная экономика»: Глава 9 «Региональная экономическая система» и глава 10 «Свобода экономической деятельности на территории региона», раздел 6 «Региональные финансы»: глава 11 «Региональные финансовые ресурсы» и глава 12 «Региональная бюджетная система», глава 13 «Региональные кредитные ресурсы»). Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, конкретно регулирующие основные отрасли экономики Российской Федерации. Сюда относится, например, Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.99 № 211-ФЗ «Общие принципы организации и деятельности Организации экономического сотрудничества субъектов Российской Федерации». Закон определяет общие принципы и основные цели деятельности ассоциации, ее взаимоотношения с федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления .
Другой нормативный правовой акт специального характера - Федеральный закон Российской Федерации № 4-ФЗ04.01.99 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - закрепляет права субъектов Российской Федерации на осуществление международной и внешнеэкономической деятельности. отношений, устанавливает общие процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и обеспечивает права и законные интересы субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономически
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнова А.И. Суздаль. XX век. Страницы истории. – Владимир: Аркаим, 2003.
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 686 с.
3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. - М., Ростов н/Д: Март, 2000. - 448 с.
4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 227.
5. Горбачев А.И. Стратегии развития: обеспечение ресурсами. -- М.: МАКС-пресс, 2000. -- 84 с.
6. Гришанова Ю.В. Межрегиональные барьеры в российской экономике. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 18 с.
7. Гапоненко А.Л., Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 224 с.
8. Дмитриев Ю.А., Миронов В.Н. экономика Владимирского края: Учебное пособие. - Владимир: Владимирское книжное издательство «Собор», 2013.-440 с.
9. Егоров Д.И., Кутилина О.М., Реймер Л.А. Сравнительный экономический анализ региональной экономики. Проблемы теории и практики. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 128 с.
10. Заварина Е.С., Сивориновский Б.Г., Ладонычева Г.Ю. Актуальные вопросы межрегиональных сравнений // Вопр. статистики. - М., 2001. - N 6. - С. 34-39.
11. Иванов В.В. Проблемы законодательного регулирования внутрифедерального и межрегионального договорного процесса // Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений. - М., 1998. - С. 53-63.
12. История Владимирского края с древнейших времен до наших дней: учеб. для ст. кл. общеобразоват. учреждений Владим. обл. / под ред. проф. Д. И. Копылова. - Владимир, Дюна", 2004. - 390 с.
13. Коваленко Е.Г. «Региональная экономика и управление». Учебное пособие.-СПб.Питер, 2008.288 с.
14. Межрегиональные экономические отношения в годы реформ: состояние и перспективы / Суслов В.И., Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М. и др. // Регион: экономика и социол. - Новосибирск, 2002. - N 1. - C. 24.
15. Мезенцев Д.Ф., Стенограмма заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Социальные модели регионов России и инновационный фактор их устойчивого развития». - М.: Издание Совета Федерации, 06.07.2007. - 168 с.
16. Микушева Т.Ю. Факторы формирования конкурентоспособности экономики северного региона // Пробл. регион. экономики. - 2000. - № 5/7. - С. 160-167.
17. Михеева Н.Н., Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов.- Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.- 400 с.
18. Никифорова, В. Д. Региональная экономика: учебное пособие / В. Д. Никифорова, Ю. Е. Путихин, А. А. Никифоров. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2016. — 302 с.
19. Орешин, В. П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / В. П. Орешин. — Москва: Издательский Центр РИОР; Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. — 200 с.
20. Перевязко, Д. С. Роль межрегионального взаимодействия в развитии межрегиональных социально-экономических систем / Д. С. Перевязко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 322-325. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92035/ (дата обращения: 11.12.2023).
21. Развитие экономических отношений "центр - территория" в России / РАН. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. - М.: Эпикон, 2000. Ч. 1. - 117 с.
22. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 686 с.
23. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития (II региональная конференция, 20 сентября 2000 г., Санкт-Петербург): Тез. докл. / РАН. С.-Петерб. науч. центр и др. - СПб., 2000. - 171 с