Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие финансовой грамотности 5
1.2. Особенности развития финансовой грамотности на уроках математики 6
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 11
2.1. Методология исследования 11
2.2. Анализ результатов 15
2.3. Методические рекомендации для учителей по формированию финансовой грамотности на уроках алгебры в основной школе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общество сталкивается с растущей потребностью в финансовой грамотности, которая является ключевым элементом успешного функционирования личных финансов и экономического благосостояния. Однако, несмотря на важность данного навыка, обучение финансовой грамотности в основной школе остается недостаточным и нерегулированным аспектом образовательной практики. Тема становится более актуальной, поскольку в современном мире с увеличением финансовых возможностей учащихся, их способность эффективно управлять собственными финансами становится предпосылкой для успешной жизни в будущем.
Выбор темы обусловлен не только социальной актуальностью, но и уникальными возможностями, которые предоставляет предмет алгебры. Обучение математике не только развивает абстрактное мышление учащихся, но и создает прекрасную платформу для внедрения финансовых концепций и практических навыков. Такой подход может сделать процесс обучения более интересным, практичным и привлекательным для учащихся.
Объект исследования: Процесс обучения алгебре в основной школе и его потенциал для внедрения элементов финансовой грамотности.
Предмет исследования: методические аспекты формирования финансовой грамотности.
Цель данной курсовой работы заключается в разработке и апробации методических подходов к формированию финансовой грамотности учащихся в процессе обучения алгебре в основной школе.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
- Изучение теоретических основ финансовой грамотности и ее взаимосвязи с уроками алгебры.
- Анализ существующих методических подходов к обучению финансовой грамотности в основной школе.
- Разработка собственных методик и учебных материалов для формирования финансовых навыков на уроках алгебры.
- Проведение экспериментального исследования с целью оценки эффективности разработанных методик.
Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической, учебной литературы, анализ опыта деятельности педагогов, выполнение педагогического эксперимента.
База исследования:
Практическая значимость: возможность применения данного материала учителями школы для работы над финансовой грамотностью школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Понятие финансовой грамотности
Финансовая грамотность у учащихся основной школы представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для правильного и ответственного управления личными финансами. Это включает в себя понимание основных финансовых понятий, умение эффективно распоряжаться деньгами, принятие обоснованных финансовых решений и планирование на будущее. Составляющие финансовой грамотности у учащихся основной школы могут включать следующие аспекты:
1. Основные финансовые понятия:
• Деньги: Понимание роли денег, их функций, форм и значения.
• Доход и расход: Осознание источников дохода и умение правильно распределять средства на текущие расходы.
2. Бюджетирование:
• Составление бюджета: Умение планировать бюджет, определять приоритеты в расходах.
• Сбережения: Понимание важности накоплений и умение вести сберегательный счет.
3. Финансовые цели и планирование:
• Определение целей: Умение ставить финансовые цели и разрабатывать стратегии их достижения.
• Планирование на будущее: Осознание необходимости финансового планирования на долгосрочную перспективу.
4. Понимание рисков и финансовая безопасность:
• Страхование: Основы понимания принципов страхования и его роли в обеспечении финансовой безопасности.
• Риски и решения: Умение оценивать финансовые риски и принимать обоснованные решения для их снижения.
5. Потребительские навыки:
• Осознанное потребление: Различение между необходимыми и излишними расходами.
• Выбор товаров и услуг: Умение сравнивать цены, анализировать качество и принимать взвешенные решения при покупках.
6. Основы финансового рынка:
• Понимание банковских услуг: Знание о банковских продуктах и услугах, умение выбирать подходящий банковский продукт.
Формирование этих компонентов финансовой грамотности в основной школе может включать в себя различные методы обучения, практические задания, проекты и игры, направленные на развитие финансовых навыков у учащихся.
1.2. Особенности развития финансовой грамотности на уроках математики
Интеграция финансовой грамотности в уроки математики является важным аспектом образования, поскольку она помогает учащимся развивать навыки управления финансами и понимание базовых финансовых концепций. Вот несколько особенностей, которые можно учесть при внедрении финансовой грамотности на уроках математики:
1. Практические задачи:
• Включение задач, связанных с финансовыми решениями, в учебные планы.
• Рассмотрение реальных сценариев, таких как бюджетирование, инвестиции, кредиты и долги.
2. Моделирование ситуаций:
• Использование моделей для демонстрации последствий различных финансовых решений.
• Рассмотрение вопросов вроде процентных ставок, инфляции и влияния времени на накопление сбережений.
3. Работа с реальными данными:
• Использование реальных данных о ценах, доходах и расходах для анализа и решения математических задач.
• Обучение учащихся интерпретации и анализу статистической информации.
4. Проектная деятельность:
• Проведение проектов, направленных на создание бюджета, разработку инвестиционного плана или решение финансовой задачи.
• Содействие развитию творческого мышления при решении финансовых проблем.
5. Развитие навыков принятия решений:
• Обучение учащихся принимать обоснованные финансовые решения на основе знаний математики.
• Анализ последствий различных стратегий и выбор наилучшего варианта.
6. Интерактивные учебные материалы:
• Использование интерактивных учебных материалов, приложений и игр для обучения финансовой грамотности.
• Привлечение студентов к урокам с использованием технологий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Иванова Н. Г. Формирование финансовой грамотности на уроках математики. М.: Просвещение, 2022.
2. Петрова С.М. Математические задачи финансового содержания. М.: Учпедгиз, 2021.
3. Сидорова Е.В. Финансовая грамотность школьников. М.: Academia, 2020.
4. Кузнецов А.П. Математика и экономика. М.: Дрофа, 2019.
5. Леонтьев А.Б. Финансовая грамотность: методические аспекты. М.: Вита-пресс, 2022.
6. Сергеева Т.Б. Формирование финансовой грамотности в курсе алгебры. М.: Просвещение, 2020.
7. Ильин В.А. Математические задачи с финансовым содержанием. М.: МЦНМО, 2022.
8. Жукова О.А. Экономические задачи по математике. М.: Вако, 2021.
9. Петухова Л.Е. Финансовая грамотность: интеграция в школьные предметы. М.: Вита-пресс, 2019.
10. Мордкович А.Г. Математика и финансовая грамотность. М.: Мнемозина, 2020.
11. Ишимова О.А. Финансовая грамотность учащихся. М.: Просвещение, 2022.
12. Садовникова Н.В. Формирование финансовой грамотности средствами математики. М.: Просвещение, 2019.
13. Козлова С.А. Методика обучения решению текстовых задач. М.: Академия, 2021.
14. Смирнова И.М. Математика в задачах финансовой направленности. М.: МЦНМО, 2020.
15. Кондаков А.М. Финансовая грамотность и математическое образование. М.: Просвещение, 2022.
16. Лаврентьев Г.В. Методика обучения математике. М.: Академия, 2019.
17. Садовникова Н.В. Педагогические технологии. М.: Академия, 2020.
18. Петров П.К. Инновационные технологии в образовании. М.: Вита-пресс, 2022.
19. Ивлев В.С. Теория и методика обучения математике. М.: Академия, 2021.
20. Соловьева Б.И. Методика преподавания математики. М.: Высшая школа, 2019.
21. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 2020.
22. Александрова Э.И. Математика и финансовая грамотность. М.: Вита-пресс, 2022.
23. Корde М.С. Финансовая грамотность: методика обучения. М.: Вита-пресс, 2021.
24. Минаева С.С. Математика. Решение текстовых задач. М.: Экзамен, 2019.
25. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 2020.
26. Сергеев И.С. Как решать задачи по математике. М.: Экзамен, 2022.
27. Александрова Э.И. Математика и финансовая грамотность. М.: Вита-пресс, 2022.
28. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика и финансовая грамотность. М.: Мнемозина, 2021.
29. Лаврентьев Г.В., Некрасова Е.Н. Методика обучения математике. М.: Академия, 2022.
30. Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. Математика и финансовая грамотность. М.: Вита-пресс, 2020.