Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с проблемой решения противоречия между внедрением дистанционных технологий в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы использования этого инструмента на современном этапе общественного развития в обучении младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования требует от образовательных учреждений перехода к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению [15].
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [14] в редакции от 25 декабря 2018 г. образование «должно включать в себя программы личностного развития и воспитания знаний, навыков, умений и общего образования», формирование необходимых для жизни компетенций. В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна за счет внедрения дистанционных технологий.
Изменения в обществе отражаются на сфере образования, в том числе на образовательной деятельности на уроках окружающего мира, что выражается в разработке новых методов, технологий и образовательных средств для решения задачи наиболее эффективного обучения младших школьников.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он носит комплексный характер, сочетает в себе естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания и предоставляет учащемуся естественнонаучные, обществоведческие и гуманитарные материалы, необходимые для общего и систематического изучения о том, как устроен мир в самых важных аспектах.
Поэтому на уроках окружающего мира применение дистанционных технологий позволяет шире познакомить обучающихся с различными связями и закономерности природы, которые не возможно увидеть в реальности.
В настоящей работе мы видим необходимым выяснить, можно ли добиться повышения учебной деятельности младших школьников в обучении окружающему миру, используя дистанционные технологии.
Использование дистанционных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе может способствовать созданию у обучающихся эмоционального настроя на весь урок, вызвать положительное отношение к выполняемой работе, улучшить общую работоспособность, дать возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется с нескольких сторон:
- на социальной стороне – между потребностями государства и общества в совершенствовании процесса и качества начального образования и достоинствами и недостатками дистанционных технологий в обучении младших школьников;
- на педагогической стороне – между необходимостью выбора эффективных методов и форм дистанционного обучения младших школьников и возможностями их использования в рамках учебного предмета «Окружающий мир»;
- на методической стороне – между необходимостью дополнительной работы учителя начальных классов в подготовке к использованию дистанционных технологий на уроке окружающего мира и разработкой методических рекомендаций по использованию дистанционных технологий в обучении окружающему миру обучающихся начальной школы.
Проблема исследования: каковы особенности использования дистанционных технологий в повышении учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования – рассмотреть особенности использования дистанционных технологий в повышении учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - использование дистанционных технологий в повышении учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1.Рассмотерть особенности учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира;
2.Провести анализ понятия «дистанционные технологи» и выделить их классификации;
3. Выявить уровень сформированности учебной деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира;
4. Разработать методические рекомендации по использованию дистанционных технологий в рамках учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Методы исследования – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования; педагогическая диагностика, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования обусловлена тем, что разработанный комплекс дидактического материала для уроков окружающего мира с применением дистанционных технологий может быть использован учителями начальной школы в непосредственной работы с младшими школьниками.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Понятие об учебной деятельности на уроках окружающего мира
Повышение знаний учащихся по учебным предметам невозможно без формирования учебной деятельности. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно. Данная работа должна реализоваться на уроках по предмету «Окружающий мир».
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах – сформировать целостную картину мира и познать место человека на основе понимания рационально-научного познания и эмоционально-единства, опыта общения ребенка с детьми и природой; духовно-нравственное развитие и формирование идентичности российского гражданина в контексте культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Цель курса «Окружающий мир» состоит в том, чтобы в ходе его изучения младшие школьники овладеют основами практических знаний о человеке, природе и обществе, научатся понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе в различных материалах бытового характера и культуры [4].
Курс имеет множество возможностей для развития экологической и культурной грамотности и компетенций у младших школьников - проведение наблюдений на природе, экспериментов, изучение правил поведения в мире природы и людей, правил здорового образа жизни. Это позволит учащимся изучить основы надлежащего естественного и культурного поведения в естественной и социальной среде. Поэтому этот курс наряду с предметами начальной школы играет важную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании человека, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций, основанный на духовно-нравственных традициях [6].
Основная особенность курса состоит в том, что он закладывает основу для широкого применения дисциплинарных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» также использует навыки, полученные в области чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, техники и физкультуры, обучая детей пониманию рационально-научных и эмоциональных ценностей.
Школьный курс «Окружающий мир» предлагает детям разнообразие природных и социальных явлений как составляющих единого мира. Основное содержание темы определяется проблемами, выявленными в системе начального общего образования, а также в концепции духовно-нравственного развития и воспитания.
Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает учащимся начальных классов:
- формирование общей картины окружающего мира в многообразии и взаимодействии;
- развитие экологической и культурной грамотности, морально-этических норм и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с окружающей природой;
- воспитание гармоничной, духовно-нравственной и патриотической личности [6].
При изучении школьного кура «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с наблюдением, экспериментом, измерением, моделированием, классификацией и другими способами познания окружающего мира; приобретают новые компетенций, предметные знания и навыки, а также развивают межличностные, организационные, познавательные и коммуникативные навыки образовательная деятельность для успешного усвоения программных материалов на новом образовательном уровне [13].
Для того чтобы успешно организовать учебную деятельность на уроках окружающего мира, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Определить основные понятия и образовательные цели урока.
2. Полная умственная нагрузка всех учащихся класса во время урока.
3. Разнообразие структуры и методов обучения.
4. По возможности использовать естественные средства обучения и методы обучения на каждом уроке.
5. Знание учителем психических особенностей ребенка начальных классов, следовательно, использование физкультурных минут.
6. Использование самостоятельной работы школьников на уроках окружающего мира: решение задач, проведение лабораторных опытов, работа с дополнительной литературой [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе обладает широкими возможностями в развитии у младших школьников учебной деятельности за счет своего уникального предметного материала, позволяющего младшим школьникам самостоятельно осуществлять познание мира.
1.2 Особенности использования дистанционных технологий в школьном курсе «Окружающий мир»
За последние годы значительно возрос интерес к нетрадиционному образованию в начальной школе. Это связано с произошедшими в нашей стране социальными преобразованиями, создавшими различные условия для перестроечных процессов в сфере образования, активно включавших различные педагогические новации, оригинальные программы и учебники.
Одним из нововведений современного образования является использование дистанционных технологий.
На сегодняшний день не существует единого определения дистанционного обучения. Когда исследователи и эксперты в этой области говорят о дистанционном обучении, они часто придают этому термину разные значения. Чтобы лучше разобраться и лучше понять суть понятия «дистанционное обучение», необходимо рассмотреть трактовки этого определения, предлагаемые различными учеными.
По мнению И.В. Роберта, дистанционное обучение – это процесс развития навыков и умений посредством интерактивного взаимодействия учителя и учащихся, а между ними – интерактивный источник информации, отражающий все компоненты, присущие образовательному процессу. Образование, содержание, цели, организационные формы, методы, осуществляемые в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [11, с. 103]
Аналогичное определение этого понятия дает Е.С. Полат. Автор утверждает, что дистанционное обучение – это система обучения, отражающая все компоненты образовательного процесса (средства обучения, содержание, цели, организационные формы, методы), основанная на взаимодействии учащихся с учителем посредством специальных Интернет-технологий [12, с. 214].
Использованием дистанционных технологий в обучении занимались и А.М. Бершадский и И.Г. Кревский. По их мнению, дистанционное обучение – это метод, используемый как для новых форм обучения, так и для традиционных форм – очной и заочной [3, с. 45].
Таким образом, принимая во внимание различные взгляды ученых, мы согласны с точкой зрения, предложенной Е.С. Полат. Мы считаем, что дистанционное обучение - это система и процесс обучения. Учитель и ученик для организации учебного взаимодействия используют различные интернет-технологии.
Формы дистанционного обучения включают в себя:
− Дистанционные эвристические олимпиады.
− Дистанционные проекты творческого типа.
− Дистанционные курсы для обучающихся и учителей
− Соревнования на лучшего дистанционного учителя, студента, ученика, школы, университета.
− Телеконференции.
− Научные исследования в области дистанционного обучения, помощь образовательным учреждениям, использующим телекоммуникации в организации экспериментальной работы учителей, помощь в подготовке диссертаций, консультирование кандидатов по научным степеням.
− Публикация тематических списков электронной рассылки, публикация электронного учебного журнала [1].
В настоящее время существуют различные классификации типов технологий дистанционного обучения. Большинство авторов представляют и описывают следующие типы технологий, используемых в учебном процессе современной школы:
− интернет-сетевые технологии, основанные на использовании сети Интернет для обучения и предоставления учащимся образовательных материалов;
− локально ‒ сетевая технология, которая предполагает использование локальных сетей;
− информационная технология спутниковой сети, которая осуществляет вещание образования, а также пополняет и обновляет информацию в локальных сетях по каналам спутниковой связи [8];
− кейс технология, основанная на составление наборов (тематических кейсов) учебных материалов (на бумаге и CD-ROM) и отправки их ученикам для самостоятельного изучения (case, suitcasebriefcase). Кейсовая технология использует методы ситуационного обучения (тематические ситуации);
− телевизионная технология основана на обучение с использованием телевизионных средств массовой информации;
− учебно-вахтовая технология предусматривает выезд учителей в учебные центры для обучения. Технология аттестационной смены включает в себя выезд аттестационных комиссий в учебные центры для аттестации обучаемых.
Следует отметить, что процесс информатизации также требует создания новой «модели системы образования», основанной на применении современных ИКТ [9].
Отметим общие цели использования ИКТ в образовании. Х.Я. Денилханова ссылается на них в своей статье «Цели включения средств ИКТ в образование:
- повышение всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- развитие личности учащегося (его подготовка к различным условиям жизни);
- выполнение социального заказа общества [9].
Понятие ИКТ трактуется по-разному. В самом широком смысле «информационно-коммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, средства и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации» [10]. Это определение используется в работах Г. Григорьева, М.И. Шарапова, Н. Г. Гальсковой и др.
Профессор И. В. Роберт под ИКТ понимает «способы развития интеллектуальной деятельности» [11, с.33]. Это определение охватывает его узкое значение и связывает ИКТ с повышением общего культурного и профессионального уровня.
На сегодняшний день существует множество классификаций всех видов ИКТ. Одной из них является классификация профессора Н.Д. Гальсковой в ее статье «Типология технологий электронного обучения иностранным языкам». Именно эта классификация послужит основой для рассмотрения данного вопроса. Основываясь на этой классификации, ИКТ делятся на следующие три группы в зависимости от их основного назначения:
1. Демонстрационные технологии;
2. Технологии, основанные на ресурсах Интернета;
3. Мультимедийные технологии [5].
Демонстрационные технологии включают презентации и интерактивные доски. То есть технологии, используемые для предоставления информации. В этом смысле, подчеркивает профессор Н.Д. Гальскова, интерактивная доска больше говорит о своих возможностях, чем обычная доска. Наличие мультимедийного контента и определенных программ позволяет «создать прямую связь учащихся с образовательными ресурсами в классе, познакомить их с уроком, обеспечить наглядное представление материалов и предоставить дополнительные материалы для реализации принципа прозрачности» [5, c. 54].
Презентация позволяет эффективно использовать время на уроке с учетом проблемы на уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся, эффективно использовать наглядность и принципы обучения [10].
Во вторую группу дистанционных технологий Н. Д. Гальскова включает технологии, основанные на использовании Интернета, которые сегодня можно считать «аналогом или альтернативой традиционным печатным учебникам» [5, с. 69].
К третьей группе Н. Гальскова включает компьютерные инструменты, которые представляют аудио, анимированную компьютерную графику и видео одновременно в различных форматах (текстовых, аудио, графических, видеоданных) и обеспечивают интерактивное взаимодействие учителя с обучающимися» [5, с.78].
Анализ теоретических источников и педагогического опыта учителей позволяет определить основные цели использования ИКТ в рамках учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе:
- демонстрация объектов природы, карт, схем и т. д;
- демонстрация документальных фильмов, мультфильмов о природе и природных явлениях;
Показать больше