Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется важной ролью законности и правопорядка в механизме правовых институтов государства. Без правопорядка невозможно цивилизованное общество, не может существовать закон и право.
В свою очередь, укрепление законности и правопорядка имеет особую значимость в условиях развития системы публичной власти, модернизации российского федерализма, гарантирования прав и свобод человека и гражданина.
Обеспечение прав и свобод человека – это основной критерий демократического государства. Человеческие права формируют основу политики в правоотношениях с иными странами и со всем мировым сообществом. В условиях современности происходит интернационализация проблемы человеческих прав, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор мировой, международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам, связанным с нарушением человеческих прав.
Большинство стран (включая и РФ) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, а также их защиты и соблюдения.
Порядок в обществе формируется из волевых отношений граждан, выражающихся в их поведении, действиях в качестве результата их сознательной деятельности. Политическая система (общественные организации, государство) составляет порядок в обществе, активно воздействует на отношения в обществе при помощи формирования социальных норм поведения и обеспечения их практического исполнения и соблюдения.
Законность - одна из основ цивилизованного общества, которая возникает вместе с государством и правом, и сопровождают общество всё время его существования.
Обеспечение законности и правопорядка - важнейшая функция государства, которая может быть реализована только при помощи правоохранительных органов. Правопорядок и законность не могут существовать от-дельно друг от друга, данные понятия неразделимы.
Актуальность темы исследования определяется отсутствием в теории государства и права единого, общепринятого понятия «правопорядок», что снижает его методологический потенциал, как в науке, так и практической деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования законности и общественного порядка.
Предмет исследования – ряд закономерностей реализации законности и правового порядка в современной России.
Целью исследования изучение сущности законности и правопорядка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие, признаки и особенности законности и правопорядка;
– раскрыть теоретические и практические проблемы законности и правопорядка.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, системный методы научного познания.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды по проблемам теории государства и права, административного и других отраслей права, охватывающих вопросы правопорядка и законности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
1.1 Понятие и требования законности
Законность — требование строгого и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и иных нормативных актов в целях достижения прочного правопорядка.
Законность представляется как особое социальное явление, неразрывно связанное с правом и его выражением в реальной жизни, является необходимым условием гармоничного функционирования правового государства и гражданского общества, охватывает все стороны жизни права, его действенность, регулирование общественной и государственной жизни.
В демократических государствах обычно провозглашается верховенство и прямое действие Конституции и конституционного права. Однако стоит отметить, что «зачастую Конституция и конституционные права общества в некоторых странах Запада попираются и доказать что-либо в сложившихся условиях становится очень непросто, несмотря на попытки обеспечения системы защиты этих самых прав» .
В целях обеспечения законности как самого главного элемента государственного управления в демократическом государстве, важное место приобретает роль законов и Конституции как основа социального и правово-го государства, а также гражданского общества.
Именно для обеспечения центральной роли, объединяющей всю систему законов и иных нормативно-правовых актов государства, и существуют Конституции как главные законы внутри правовой системы конкретного государства. В разработке учения о законности юристами можно выделить не-сколько этапов. На первом этапе законность понималась в сугубо позитивистском ключе как неуклонного соблюдения закона. На втором этапе выделились две основные трактовки законности .
Нам представляется, что в понятие законности можно включить возведение в ранг закона естественные права человека, которые исходят от при-роды человека, как естественная потребность.
Согласно одной из них, законность состоит в требовании неукоснительного соблюдения законодательных предписаний всеми субъектами права. Сторонники второй трактовки, соглашаясь с тем, что требование право-мерного поведения адресатов является важной составляющей режима законности, полагали, что данное требование относится, прежде всего, к деятельности государственных органов и должностных лиц .
Другим камнем преткновения была предметная сфера законности, т.е. «объем рассматриваемых нормативных актов: только законы и/или подзаконные акты, т.е. совершались попытки определить содержание понятия «законодательство» .
Разные авторы в своих работах стараются дать свои мысли подходы к определению законности. Так, В. С. Нерсесянц определяет «правовую законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований право-вого закона всеми субъектами права» .
С. А. Комаров указывает, что «содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения» .
Таким образом, у законности в целом имеется несколько составных элементов:
- наличие требования соблюдения и исполнения норм права всеми субъектами;
- наличие в обществе таких отношений, при которых все участники общественных отношений соблюдают установленные законом правила поведения;
- наличие метода осуществления государственной власти, способа деятельности, поведения субъектов общественных отношений.
На основании сравнительного анализа доктринальных подходов формулируется авторское определение законности как правового режима, составляющего основу правопорядка как формы организации государственной и общественной деятельности.
Законность, как требование точного исполнения законов и обеспечение правопорядка, гарантирует согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, включая правоохранительные структуры.
Большую роль в реализации принципа законности играет эффективность правовых норм. Проблемы эффективности правовых норм стали предметом исследований в отечественной науке со второй половины 1950-х гг. При этом сразу следует оговориться, что проблема эффективности в праве не сводится только к эффективности правовых норм. Речь можно вести об эффективности нормативных актов и правовых институтов, эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности и правовых процедур, эффективности правового воспитания и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226–ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 415.9.
3. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487–I // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
5. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44–ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016 г. № 1 (ч. II). Ст. 212.
8. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
9. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
10. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 № 587 // Собр. актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 506.
11. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013. № Пр–2685) // http://www.kremlin.ru/acts/ news/19653 (дата обращения: 09.12.2023).
12. Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении право-порядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений: приказ МВД России от 17 апреля № 211. (Зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2013 г. № 28635).
Научная и учебная литература
13. Воронина Л. И., Патюков А. В. Участие граждан в охране общественного порядка: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: ма-териалы V Международной научно–практической конференции. Екатерин-бург, 22–23 апреля 2019 г.: в 2–х т. Екатеринбург: издво Урал. ун–та, 2019. – Т. 1. – С.56.
14. Голубева Л.А. Конституционная законность и конституционный правопорядок: содержание терминов // Теория и практика современной юридической науки. – 2015. – С. 29–31.
15. Деменчук Д.В. Условия укрепления законности и правопорядка // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сборник статей IX Международной научно–практической конференции. – 2016. – С.12–14.
16. Демидов А. В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Журнал «Новая наука: теоретический и практический взгляд». – 2018. – № 3. – С. 213–215
17. Демидов А. В. Разделение властей как основной принцип право-вого государства // Международный научный журнал «Инновационная наука». – Уфа. 2016. – № 1. – С. 122–124.
18. Демидов А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 3–2. – С. 213–215.
19. Духно Н.А. Правопорядок в современной России // Аграрное и земельное право. – М., 2014. – С.12.
20. Зуев А.В., Егорова У.И. Проблемные аспекты законности и правопорядка в современной России // Журнал «Заметки ученого». – 2022. – № 1–1. – С. 384–387.
21. Казакова П.А. Законность и правопорядок // Журнал «Аллея науки». – 2019.– Т. 1. – № 4 (31). – С. 546–548.
22. Каплунов А.И. О соотношении понятий законности и правомерности применения мер государственного принуждения // В сборнике: Байкальские компаративистские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. редактор И.А. Минникес. – Иркутск, 2023. – С. 261-267.
23. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. – СПб. : Издательство Юридического института (Санкт – Петербург), 2001. – С.97.
24. Кононов А. М., Эриашвили Н. Д. К вопросу о возможности приватизации функций публичной власти в сфере внутренних дел // Образование, наука, научные кадры. – 2020. – № 2. – С.34–37.
25. Крутиков А.В. Соотношение понятий законность, правопорядок, общественный порядок // Законность и правопорядок: взгляд сквозь века. Сборник научных статей. – 2020. – С. 173–177.
26. Лапшин В. Е., Свинин Е. В. Обеспечение национальной безопасности как критерий эффективности правопорядка // Ius publicum et privatum: сетевой научно-практический журнал частного и публичного права. – 2023. – № 2 (22). – С. 45-51.
27. Мулукаев Р.С. К вопросу об историческом опыте участия населения в охране общественного порядка. – М.: Труды Академии управления МВД России, 2014. – № 4. – С.56.
28. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма : ИНФРА. М, 2014. – 552 с.
29. Петров Д.А. «Приватизация» публичных функций и саморегулирование в сфере предпринимательства: проблемы сопряжения // Гражданское право. – М.: изд. Группа «Юрист». – 2017. – № 5. – С.36.
30. Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Философия права. – 2018. – №2. – С. 164–168.
31. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. – Шахты, 2019. – С. 116–117.
32. Ромашов Р.А., Сальников В.П., Оль П.А. Основы теории государства и права: учебник. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2002. – 548 с.
33. Свинин Е. В. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости // Журнал российского права. – 2017. – С. 25–26.
34. Шавленко Д.А. Теоретико-правовые и методологические основы анализа понятия правопорядок // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таган-рог, 2023. С. 550-552.