Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном мире глухие люди как никогда нуждаются в социуме, но часто у них возникают проблемы именно в сфере социализации. Это связано с отсутствием должного понимания и нетолерантности общества, которое не принимает самостоятельность и общественную ценность таких людей. Зачастую отсутствуют условия для реального включения в жизнь общества лиц с нарушениями слуха. Все это приводят к внутреннему конфликту этих людей. Происходит искусственная задержка личностного развития, что лишает глухих возможности вести социальную жизнь, иметь активную жизненную позицию и успешно социализироваться в обществе.
Данные ВОЗ говорят о том, что в мире более 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) страдают от инвалидизирующей потери слуха. Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения. В России более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона - дети [4].
Физическая культура и спорт выступают необходимыми составляющими жизни детей с нарушениями слуха, благодаря спорту слабослышащие имеют возможность проявить свои способности, не ощущая ограничений в сравнении со слышащими детьми. Адаптивный спорт оказывает помощь слабослышащим детям в раскрытии и самореализации себя. Процесс развития адаптивного спорта для слабослышащих детей строится на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Теоретическая база исследования: Вопросы предоставления и развития инклюзивных образовательных услуг для детей с особенными нуждами отражены в работах российских исследователей В. Алехиной, Н. В. Горбуновой, Е. Н. Кутеповой, Н. М. Назаровой, Т Я. Ярой и др. Организационно-методические подходы к адаптивному физическому воспитанию учащехся с нарушением слуха были изучены в научных трудах Н. С. Бессарабова, А. И. Дьячкова, А. А. Коржова, В. А. Ря- бичева, Л. В. Семеновой, Г. В. Трофимова и др.
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у школьников средних классов с нарушениями слуха.
Предмет исследования: средства адаптивного физического воспитания для развития двигательных качеств у школьников с нарушениями слуха.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у школьников с нарушениями слуха.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Определить развитие двигательных качеств у школьников с нарушениями слуха.
2. Подобрать средства, направленные на повышение двигательных качеств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками, имеющих нарушения слуха.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных качеств у школьников с нарушениями слуха;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования способствовала обоснованию подобранных средств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками средних классов, имеющих нарушения слуха, которые были направлены на улучшение у данной категории детей двигательных качеств.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика нарушений слуха
В России имеет место тенденция роста детской инвалидности. На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. К одним из отклонений в состоянии здоровья является нарушения слуха. Благодаря полученным данным, ученые составили достоверную статистику о том, что в мире около 5% всего населения имеют нарушения слуха, мешающие полноценной социальной коммуникации. Людей с ярко выраженной двусторонней тугоухостью в два раза меньше в процентном соотношении. Причины могут быть как врожденные, так и приобретенные. В любом случае, имеющийся недуг требует коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни индивида, его социализации в обществе, что также имеет отражение в законодательных актах РФ [4].
Для полноценного развития детей с нарушением слуха обязательно должно применятся физическое воспитание и приобщение к спорту. Это позволит взрастить в ребенке уверенность, сформировать важные навыки, позволяющие в должной мере совершать повседневные действия. Например, улучшить координацию, увеличить выносливость, научиться выражать свои мысли и понимать окружающих. Устойчивая психика и развитая физическая форма отражаются в организованной двигательной системе. Двигательная деятельность отвечает не только за спортивную форму ребенка с выработкой соответствующих качеств - ловкость, гибкость, выносливость, силу, но и на восприятие с познавательным процессом. С другой стороны, она воздействует на общее здоровье ребенка: сердечно-сосудистую, двигательную, эндокринную и нервную системы учащегося. Для современных детей и взрослых малоподвижный образ жизни является источником многих заболеваний [3].
Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии и формировании движений. Поэтому наряду с общими задачами в работе с этими детьми решаются специальные задачи, направленные на преодоление проблем развития двигательной сферы и коррекции имеющихся дефектов. Эти специальные задачи и определяют специфику физкультурно-оздоровительной работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольном учреждении. В последнее время, в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе (экономическими, политическими и т.д.), появилась возможность совершенствования физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений компенсирующего вида и реализации личностно ориентированного подхода на занятиях физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха, на основе современных достижений адаптивной физической культуры [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арслонов К. П. Джураев Ж. Р Роль физкультуры и спорта в содействии личностному и социальному развитию учащихся // Academy. 2020. № 10. С. 44-47.
2. Глухота и потеря слуха : информ. бюл. — URL : https://www.who.int/ru/news-room/factsheets/detail/deafness-and-hearing-loss
3. Жалилов А. В., Супатина А. А. Анализ влияния спортивных соревнований на социальную интеграцию спортсменов -самбистов с нарушением слуха. Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека: материалы III Всерос. обр.-науч. конф. студ. и молодых ученых с междунар. уч. Иваново: ИВГМА, 2017. С. 426-427.
4. Захарченко А. Е., Глазкова А. А., Демина Т В. Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С. 2638-2642.
5. Костюченко В. Ф., Руденко Г В., Дубровская Ю. А. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 38-39.
6. Кохан С. Развитие физического потенциала студентов с инвалидностью через занятия настольными и напольными спортивными играми // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2023. Т 29, № 1. С. 14-21.
7. Круцкий В. М. Участие учащихся с нарушением слуха в реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности // Вопросы педагогики. 2022. № 3-1. С. 141-145.
8. Махматкулов Ф. А. Социальное значение физической культуры и спорта в системе образования в образовании студентов // Вестник науки. 2022. Т 1, № 4. С. 248-252.
9. Мелентьева Н. Н., Лопухина А. С., Сверкунова Н. С. Настольные спортивные игры: возможности в адаптивном физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 2022. Т 7, № 2. С. 93-98.
10. Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» : приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 02.04.2019 № 197н // Государственная система правовой информации. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72134046/
11. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» : приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 02.04.2019 № 199н // Государственная система правовой информации. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323948/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
12. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих : приказ М-ва спорта РФ № 70 : утв. приказом М-ва спорта России от 03.02.2014 // Консультант плюс. — URL : https://cfkis.spb.ru/uploads/ФССП/спорт%20глухих.pdf
13. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) : офиц. сайт. — URL : https://voginfo.ru
14. Попова Е. С., Иванова Н. А. Проблема недостаточной физической активности современных школьников. Проблемы педагогики. 2020. № 6. С. 110-114.
15. Рябцев С. М., Гончарова М. С. Оценка физического развития студентов с нарушениями слуха в процессе адаптивного физического воспитания в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 227-232.
16. Савельева О. В., Иванова Л. А., Окунева Л. Б. Социальная интеграция и социализация в адаптивном спорте 3ьо40-4увысшей школы // OLYMPUS. Гуманитарная версия. 2015. № 1. С. 138-140.
17. Степанова О. Н., Лашенков К. Д. Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. Т 17, № 2. С. 174-184.