Фрагмент для ознакомления
2
Необходимость исследования выбранной темы диссертации обусловлена желанием достичь конституционного развития в современных государствах через проведение референдума, который рассматривается как одна из демократических практик. Основной целью этого механизма является активизация участия граждан в принятии ключевых решений по вопросам государственного устройства. Эффективное исполнение функций государственной власти и местного самоуправления становится возможным лишь при наличии развитой системы непосредственной демократии.
Референдум, как часть национального строительства, имеет давнюю историю, простирающуюся через разработку многих иностранных конституций. В современном контексте этот механизм зародился в XVIII веке и связан с гуманными и демократическими идеями о национальном суверенитете, которые получили признание в Западной Европе в XX веке. Первый референдум в современном смысле этого слова состоялся во Франции в 1793 году. На основе результатов всеобщего голосования была принята конституция.
Использование системы референдумов предоставляет гражданам возможность участвовать в процессе принятия решений, поэтому теоретические и практические исследования по организации и проведению референдумов за рубежом имеют важное значение в области конституционных исследований в России.
Защита интересов народа относительно ключевых аспектов общественной жизни и предотвращение произвола со стороны государственной власти становятся важными аспектами. Поэтому в Российской Федерации необходимо обеспечить возможность участия граждан в принятии важных решений на уровне национального управления, в различных ее подразделениях (субъектах федерации) и в структурах местного самоуправления.
В данном исследовании анализируется тема системы референдумов в рамках демократических преобразований в России (авторами являются A.Р. Аванесян, Р.B. Круглова, М.М. Курячая, В.Н. Мамичев, М.С. Матейкович, Л.A. Нудненко, Г.В. Синцов, Д.Ю. Устинов и др.). В процессе исследования было проведено сравнительно-правовое исследование всей системы прямой демократии, однако особое внимание не уделялось обширному и специфическому анализу законодательных аспектов системы референдумов в Российской Федерации и за пределами страны.
Главной задачей данного исследования является анализ юридических взаимоотношений, возникающих в контексте организации и проведения референдума, а также выявление результатов и осуществление принятых решений при проведении референдумов как в Российской Федерации, так и за её пределами.
Цель исследования достигается путем решения следующих задач:
-Провести анализ имеющихся теоретических концепций и конституционных норм о системе референдума как неотъемлемой части современной демократии. Включить референдум в механизм осуществления государственной власти, рассматривая его роль и значение в контексте современных форм управления;
- Провести сравнительно-правовой анализ законодательства о референдумах в зарубежных странах и практики их осуществления, с учетом контекста Российской Федерации;
- Провести анализ исторического опыта и современной практики проведения референдумов в Российской Федерации и её субъектах, а также на местном уровне;
В ходе исследования используются специфические методы научного анализа, такие как анализ истории, изучение формального права, работа со статистикой, анализ структуры и функций, теоретическое моделирование. В частности, применение метода сравнительного правоведения и типологии, а также формально-юридического подхода, позволяет изучать эволюцию конституции и правовой системы в контексте проведения референдумов, с учетом их развития и особо фокусируясь на основных аспектах исследования данного механизма. Принципы историографии не только заставляют ученых задуматься о текущей ситуации, но и мотивируют их взглянуть на свое прошлое и предвидеть будущее.
Глава 1. Конституционно-правовой институт референдума в российской федерации и зарубежных странах
1.1. Институт референдума в механизме осуществления народовластия
Референдум, также известный как народное голосование (от латинского слова "реферо", что означает "переносить"), представляет собой процесс, в ходе которого избиратели принимают решение по вопросу национального или автономного характера, обладающего важным национальным или местным значением. Решение, принятое на референдуме, обладает юридической мощью, которая иногда превосходит обычные законы, утвержденные парламентом. При этом полагается, что обычные законы не могут нарушить принятые на референдуме решения.
Тем не менее, термин "референдум" не имеет однозначного определения на формальном или неформальном уровне. В некоторых случаях президентские выборы могут быть названы референдумами (как, например, в Египте) или использоваться термин "референдум" (как в Пакистане), особенно в развивающихся странах, когда избиратели выдвигают кандидатов. Однако при использовании этих терминов необходимо учитывать точность переводов с других языков, особенно неевропейских, так как семантические значения могут не всегда совпадать .
Общероссийское исследование включает в себя выявление мнений граждан по всей стране, не обязательно при помощи голосования. Анкету можно заполнить различными методами.
Еще одним государственным инструментом является печать. Если такой опрос не включает в себя принятие решения избирателей, его также можно провести с использованием их голосов. В таком случае возможен координированный референдум, который должен соответствовать установленной процедуре. Концепция референдума, утвержденная в 1937 году РСФСР, называется референдумом, и исключает использование квадратных скобок для понятий, связанных с концепцией.
С учетом данного определения: опрос в данном контексте выражает мнение. Он ограничен участием избирателей и не приводит к принятию решения. Таким образом, правовые последствия опросов и референдумов различны.
Термин "плебисцит" также применяется в рамках референдума, но здесь речь идет не о широком всенародном голосовании, а о опросе лиц, обладающих правом голоса.
Референдум представляет собой один из ключевых методов воплощения идеи прямой демократии. Обычно он обладает рядом преимуществ по сравнению с представительской демократией, где выбранные представители парламента и местного самоуправления выражают волю народа через законы и другие акты. Референдум, проводимый путем голосования, предоставляет гражданам прямую возможность высказать свои мнения. Тем не менее, важность референдума не следует недооценивать.
Вопросы, представленные на референдуме, не всегда могут быть полностью оценены обычными избирателями, и они могут упустить политические последствия принятого решения. В некоторых случаях такие процессы развиваются в ситуациях, где воздействие на психологию избирателей оказывает сильное влияние, как это часто бывало во Франции при президенте де Голле. В условиях авторитарного режима возможно применение насилия и угроз, как это было замечено в Пакистане при президенте Зия-уль-Хаке, где те, кто отказывался участвовать в выборах в поддержку его кандидатуры, подвергались угрозам и даже заключению в тюрьму .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбузкин A.M. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2006. - 769 с.
2. Волова Л.И. Плебисцит в международном праве. М., 1972. Галушко И.В. В помощь наблюдателю на выборах и референдуме: Учеб. пособ. - М.: РЦОИТ, 2003.
3. Головистикова А. Н. Конституционное право России: учебник / А.Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына / под ред. Н. А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006. - 863 с.
4. Государственное право зарубежных социалистических стран / Отв. ред. И.И Ильинский. М., 1985
5. Государственное право Российской Федерации Курс лекций / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1993.
6. Государственное право зарубежных стран / под ред. В.В. Маклакова. М.: Бек, 2013. С. 75.
7. Государственное право зарубежных стран / под ред. В.В. Маклакова. М.: Бек, 2013. С.381.
8. Дмитриев Ю.А., Габриэлян В.В. Избирательное право и избирательный процесс. -М., 2003.
9. Дюнан, Альфонс. Народное законодательство в Швейцарии: исторический обзор / Дюнан, Альфонс. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1896. -125 с.
10. Комарова В.В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации. М, 1995. С. 28
11. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2014. С. 372.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть. Страны Европы. М.: БЕК, 1997.
13. Конституционное право государств Европы. М.: Волтерс Клувер,2005.
14. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: «Юристь», 2006
15. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России (система и процедуры). М., 2006.
16. Кашкин С.Ю.Часть общая: конституционное право и публичная власть. -М.: БЕК, 1995.-438 с.
17. Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. М., 2006.
18. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестник Московского университета. Сер. Право. 2013. № 6. С. 14.
19. Мишин А.А.Конституционное государственное право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2011. С. 240.
20. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт, 2004.
21. Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №1. – С. 20-25.
22. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований / В.В. Платковский // Социологические исследования. - 1995. № 10. – С.12 -18.
23. Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12:00:02 / Г.В. Синцов. - Москва, 2003. – 24 с.
24. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2013. С. 528.