Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования. В современном мире существует очень много остро стоящих проблем, которые затрагивают все сферы деятельности человека и гражданина. К ним относиться и проблема реализации права на свободу совести и вероисповедания человека и гражданина в мире, в особенности современной России. Данная проблема является предметом дискуссий среди многих научных деятелей. В Конституции Российской Федерации закреплены основные положения, которые защищают право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания и позволяют человеку сделать свой выбор в пользу какой-либо религии или отказаться от нее в пользу атеизма. В соответствии с этим 28 статья Конституции Российской Федерации гласит, что «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать». Данная норма гарантирует на конституционном уровне права человека в сфере религии и исключает случаи превосходства одной религии над другой. Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная тема имеет большую актуальность в 21 веке, но до сих пор существует недостаточная научная и законодательная степень разработанности, что нашло свое отражение в действующей Конституции Российской Федерации. В результате научной не разработанности темы право человека на свободу совести и вероисповедания отражаются в качестве декларации, практически исключаясь из законодательного поля.
В современном мире проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания человека и гражданина распространяется на все сферы жизни, а не только духовной. Они закрепляются в нормах, как российского, так и международного законодательства, именно поэтому эта проблема относиться к одном их самых остро стоящих на современном этапе развития мира.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования свободы совести и свободы вероисповедания.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие конституционные гарантии свободы совести и свободы вероисповедания.
Цель работы заключается в исследовании конституционных гарантий свободы совести и свободы вероисповедания, являющихся одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также проблем их реализации.
Для успешной реализации и достижения поставленной цели в данной работе следует решить ряд задач:
1. раскрыть понятие и содержание свободы совести;
2. аналогично следует решить задачу с разъяснением понятия и содержания свободы вероисповедания;
3. рассмотреть конституционно-правовые гарантии свободы совести и свободы вероисповедания;
4. раскрыть реализацию конституционного принципа свободы совести и вероисповедания в России;
5. выявить способы защиты конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, нормативный, формально-логический.
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ
1.1 Понятие и содержание свободы совести и свободы вероисповедания
Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
Об этом же говорит и наш законодатель в статье 28 Конституции РФ, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Данные понятия включены в одну статью в нашем законодательстве, они тесно связаны между собой, поэтому считаю необходимым поставить вопрос об их соотношении. Для юридической науки очень важно использовать точные значения терминов, не только для понимания сущности, но и для предотвращения ошибочного толкования и различного рода злоупотребления правом.
Современные ученые дают определение совести как способность личности совершать нравственный самоконтроль, подходить к формулированию нравственных ценностей и обязанностей самостоятельно, быть требовательным к себе при их выполнении и самостоятельно оценивать совершаемые поступки, подчеркивая индивидуальные личностные начала каждого человека.
Говоря о свободе совести, следует понимать, что она защищает не только религию, но и иные мировоззренческие убеждения нерелигиозного характера . Не следует относить к данным убеждениям различные политические, научные, экономические и подобные им убеждения.
По мнению Султанова А. Р., свободу совести можно определить как устойчивый международный термин . В его значении кроется право на свободу выбора внутреннего отношения каждого отдельно взятого человека к любой конкретной религии и религии вообще, религии как таковой: верить во что-либо, быта последователем той или иной религии, либо не быта последователем ни одной из религий и не следовать религиозной вере вообще, либо же просто изменять сво отношение к религии - начинать и переставить быть приверженцем религии, иметь, менять и отстаивать свои убеждения относительно религии в действовать в соответствии с ними.
К определению понятия свободы вероисповедания есть различные подходы. Можно привести в пример слова Савельева В. Н., который высказывается по данной тематике о следующем: «В основном, под свободой вероисповедания понимается право человека свободно выбирать различные религиозные учения и беспрепятственно отправлять культы и обряды, предусмотренные той или иной религией» . Определим следующие составляющие элементы данного понятия:
1. Полное равноправие всех без исключения религий и верующих всех исповедания, их равенство перед законом;
2. Недопустимость дискриминации по признаку религии;
3. Право на исповедание любой религии;
4. Право на осуществление религиозных обрядов, присущих той или иной религии;
5. Право применения религии.
Чтобы ответить на вопрос о соотношении свободы совести со свободой вероисповедания необходимо сопоставить правовое содержание данных понятий. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относятся свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов. Исповедовать веру означает открыто признавать ее, следовать ей, то есть жить согласно ее канонам и догмам, вести личную, семейную и общественную жизнь в соответствии со своим религиозным мировоззрением. Религия есть частное дело каждого человека, дело его личного внутреннего чувства и разума. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
В российском конституционном законодательстве применяются различные варианты базовых формулировок свободы совести и свободы вероисповедания. Действующая Конституция Российской Федерации (статья 28) и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» имеют два ключевых понятия: «свобода совести» и «свобода вероисповедания». В союзной Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. говорится о свободе совести и религии. В российской Декларации прав и свобод человека и гражданина - о свободе совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Представленный вариант формулировок мировоззренческих свобод показывает проблему определенности терминологии и отсутствие правового закрепления понятий указанных свобод.
В целом же в российском законодательстве понятия свободы совести и свободы вероисповедания отождествляются. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений .
Таким образом, свобода совести по своему содержанию шире свободы вероисповедания и соотносятся как целое и частное. Свобода вероисповедания - это право исповедовать определенную веру, совершать религиозные обряды и открыто говорить о своих религиозных убеждениях, тогда как свобода совести - это не только право исповедования определенной религии, а также право изменить религиозные взгляды, принадлежность к тому или иному вероисповеданию и свобода не исповедовать вообще никакой веры. Свобода совести - право не только религиозных, но и моральных убеждений.
1.2 Проблема реализации права на свободу совести и вероисповедания
Законодательства по обеспечению свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации опираются на базовые международные правовые акты, обеспечивающие основополагающие права и свободы человека. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. определяет в ст. 18 право каждого человека на право пользования и реализации всех прав и свобод, провозглашенных настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений и других не мало важных факторов.
Так же нормы российского законодательства, которые регламентируют деятельность религиозных объединений, содержатся в различных отраслях права. Одной из главных гарантий реализации свободы совести и свободы вероисповедания является конституционный принцип светскости государства. Из ст.14 Конституции РФ следует, то, что: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
В Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г №125-ФЗ закрепляются гарантии на право свободы совести и вероисповедания, так же запрещается принуждать человека информировать о своем отношение к той или иной вере без собственного на то желания. Конечно, многие люди не скрывают свою принадлежность к религии, однако выбранная личностью вера может послужить поводом к дискриминации обществом человека. Немаловажным фактом этого нормативно-правового акта является признание секретности исповеди. Это заключается в том, что, ни один человек не может требовать от священника раскрытия информации, которую он узнал на исповеди. Так же если вероисповедание человека противоречит несению военной службы, то он вправе заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу, но данное право распространяется не только на верующих. Так же для людей, работающих на государственной службе, существует возможность объявлять дни религиозных праздников дополнительными выходными днями, или просить о переносе рабочего дня с праздничного дня на любой другой рабочий день.
Так же хотелось бы отметить, что надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Институт Уполномоченного по правам человека лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывая на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, так же содействует в осуществлении прав граждан перед лицом бюрократических структур.
В исследуемой теме можно осветить множество проблем о реализации свободы совести и свободы вероисповедания в России. Но хочется выделить одну из главных проблем.
Преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание она гласит: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения».
Так же в преамбуле данного федерального законна следует особо отметить два аспекта. Первый содержит в себе особую роль православия в истории России. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое признание к христианству, исламу и другим религиям. Это не иерархизация религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Из этого соответственно вытекает второй аспект: содержание данного федерального закона указывает на то, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.
Одно из
Показать больше