Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все развитие ребенка состоит из чередования этапов кризиса и плато, когда он накапливает новые знания, умения, способности, заботу родителей, научение. В это время он склонен слушаться, подражать родителю, быть с ними в контакте. Через поведение следования воспринимает у родителей опыт, умение, любовь и заботу и наполняется этим. Потом, когда он достаточно наполнился этим, он делает рывок сепарации, одна из ступеней которой должна привести его к автономии. Когда ребенок наполняется и совершает рывок сепарации, для окружающих людей и родителей это выглядит так, что он стал более сложным. За время плато они привыкли к лояльному отношению ребенка, к следованию. Плато кончилось, и начался кризис сепарации. Он больше осознает себя как личность, подвергает сомнению установки родителей и требования. Там, где раньше было поведение следования, появляется критичность. Соответственно родители воспринимают это как кризис и бунт.
Те глубокие связи с родителями, которые у него есть, он делает чуть менее чувствительнее, чтобы быть более взрослым и войти во взрослый мир. Он становится менее лояльным к родителям, непослушным, чаще спорит, все больше начинает подражать взрослым.
Школьный возраст начинается с кризиса семи лет. У ребенка меняется статус в обществе. Появляется ответственность, новые обязанности, родители выдвигают новые требования, меняется и режим дня. Во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное «Я». Кризис семи лет - это осознание своего «Я» как части общества
Ребенок проходит через потрясение, которое сопровождается переживаниями, трудностями в общении, упрямством.
Вслед за Л. С. Выготским А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин считали, что начало кризиса зависит не от внешних изменений в жизни ребенка, связанных с формальным началом обучения в школе по достижении им соответствующего возраста, а от того, насколько полноценно «прожит», «завершен» дошкольный период развития. Л. С. Выготский отмечал, что кризисы имеют внутреннее происхождение, заключаются в изменениях внутреннего характера, «...всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии» [3].
Источником кризиса развития, по Л.И.Божович, является несоответствие нового личностного образования - позиции школьника - старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни, но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я» [1].
Общепсихологический советский психолог А.Н. Леонтьев описывает кризис как результат перехода от игровой ведущей деятельности к обучению. В своих работах он утверждал, что под влиянием обучения у ребенка происходит перестройка частных психических процессов, которые вызывают изменения в его личности. Он считал, что развитие ребенка может носить бескризисный характер в случае правильного воспитания.
На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста также происходит коренное изменение самооценки ребенка. Таким образом, Э.З. Васина в исследовании различных сторон отношения ребенка к самому себе, проведенном по методике Дембо-Рубинштейна, выявила динамику самоотношения. Исследования Е.З.Васиной показывают, что к шести годам у ребенка формируется безусловно положительное отношение к самому себе независимо от конкретной сферы, в которой он должен себя оценивать (на всех «Демболиниях» ребенок отмечает свое место среди «всех людей» как высший, независимо от того, какому качеству соответствует эта линия). Ребенок еще не различает имеющийся уровень и желаемое состояние [11].
Исследование А. Г. Рузской показывает, что усиление заинтересованного отношения к постороннему взрослому на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста приводит к сближению показателей интенсивности и в некоторой степени содержания общения с близким и посторонним взрослым. Сравнивая данные Е.Д.Венгер и А.Г.Рузской, можно сделать вывод, что появление новой схемы взаимодействия ребенка с посторонним, по сравнению с дошкольным возрастом, связано с возникновением у ребенка представления о новом «мире». - мир взрослых, мир социальных отношений, мир, регулируемый какими-то иными, чем в близкой среде, нормами. Возникая после пяти лет (А. Г. Рузская), представление о взрослом-аутсайдере приобретает черты модели поведения (Э. Д. Венгер). В исследовании А.Л.Венгера, посвященном формированию опосредованности действий ребенка правилом, в отличие от следования четко определенному образцу, показано, что именно на рубеже школьного возраста становится возможным удержание и освоение определенное правило, причем роль правила возрастает, роль зрительного образа уменьшается.
Даже в работах, выполненных в рамках научной школы А.В. Запорожца было показано, что в ролевой игре к старшему дошкольному возрасту возникают предпосылки для формирования произвольного поведения ребенка. Таким образом, установлено, что к семи годам дети уже способны сохранять «позу часового» независимо от ситуации, в которой дано это задание.
Необходимость исследований в психологической области обусловлена возрастающей актуальностью кризисной проблематики.
Целью данной работы является исследование кризиса 7 года жизни и психологическое сопровождение.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны и положительно влияют на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Кризис 7-ми лет – один из самых сложных моментов и для ребенка, и для его родителей, и только особенности данного периода, а также правила поведения родителей с детьми, возможно, построение правил отношений родителей и детей в кризисе 7-ми лет.
Объектом исследования – кризис 7 года жизни, а предметом исследования является психологическое сопровождение.
Задачами исследования являются:
1. Осуществление теоретического анализа проблемы психологического кризиса 7 года жизни
2. Проведение экспериментального изучение самооценки дошкольников и анализ результатов
3. Разработка рекомендаций по психологическому сопровождению
Методы исследования: теоретический метод, эмпирический метод, метод обработки полученных данных.
База исследования -10 детей. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 6 до 8 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретическое исследование кризиса седьмого года жизни и его сопровождение
1.1 Общее понятие возрастного кризиса
Возрастные кризисы — особые, сравнительно короткие периоды онтогенеза (до года), характеризующиеся резкими психическими изменениями. Они касаются нормативных процессов, необходимых для нормального прогрессивного хода развития личности.
В отечественную психологию термин «возрастные кризисы» был введен Л.С. Выготского и определяли как целостное изменение личности человека, регулярно происходящее при смене устойчивых периодов.
Лев Семенович исследует динамику перехода от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в психике ребенка могут происходить медленно и постепенно, а могут происходить быстро и резко. Выделяют стабильные и кризисные стадии развития, их чередование является законом развития ребенка. Стабильный период характеризуется плавным течением процесса развития, без резких сдвигов и изменений в личности ребенка. Изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, закрепляющиеся в структуре личности.
Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Такое противоречие — основная движущая сила развития ребенка [2].
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятных обстоятельствах растягиваются до года и даже двух лет. Это короткие, но бурные этапы. При значительных сдвигах в развитии ребенок резко меняется во многих своих особенностях. В это время развитие может принять катастрофический характер. Кризис начинается и заканчивается незаметно, его границы размыты, нечетки. Обострение происходит в середине периода. Для окружающих ребенка это связано с изменением поведения, появлением «трудного воспитания». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные всплески, капризы, конфликты с близкими. У школьников снижается успеваемость, ослабевает интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают болезненные переживания и внутренние конфликты.
Критические возрасты имеют четко выраженную трехчленную структуру: докритический, критический и посткритический. Предполагается, что на докритической фазе возникает противоречие между объективными и субъективными компонентами социальной ситуации развития (средой и отношением ребенка к окружающей среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, оказываясь трудным для воспитания, и достигает своего апогея. Затем, в посткритической фазе, противоречие разрешается через формирование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее компонентами [7].
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают.
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период [5].
Рассматривая психологические изменения и их содержание в период кризиса 7 лет, авторы придерживаются разных мнений. Так, по мнению Л.И. Божовича, результатом кризиса 7 лет является возникновение социального «Я», а по мнению Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера, возникновение условно-динамической позиции ребенка по отношению к взрослому. ФУНТ. Филонов считает, что кризис 7 лет – это кризис требований: ребенок впервые заявляет о соответствии своему Е. Е. Кравцова выход из кризиса 7 лет соотносит с изменением самооценки ребенка.
В условиях кризиса развитие приобретает негативный характер: то, что было сформировано на предыдущем этапе, распадается и исчезает. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются нестабильными и в следующий стабильный период трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и таким образом отмирают.
Л.С. Выготский выделяет два уровня развития детей:
Уровень актуального развития. Это особенности психических функций, сложившиеся на сегодняшний день. Это достижения, имеющиеся к моменту обучения.
Зона ближайшего развития. То, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством. Это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что — при помощи взрослого. Учителю виден завтрашний день развития воспитанника, его ближайшие возможности: то, что вчера он делал со взрослым, завтра сможет выполнять сам
Кризис седьмого года жизни может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие смысла новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением воспитательной работы, высоко оцениваемой взрослыми. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. По мнению Л.И. Божович, это период зарождения социального Я ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.
Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, и становится возможной борьба переживаний. Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.
Эльконин заметил, что при относительно мягкой системе отношений кризис внешне мягче. В этих случаях дети сами активно ищут возможности противопоставить себя взрослому, такое противопоставление им внутренне необходимо [15].
Произвол в игре созревает к семи годам, но если это психическое качество имеет смысл с точки зрения детского развития, оно должно быть проверено, и старая система отношений является вполне адекватным полигоном для такого тестирования.
Так понимаемое поведение ребенка в кризисные периоды развития не может быть преодолено никаким изменением педагогической системы. Можно снизить остроту внешней формы конфликта, добиться большей его продуктивности. Но отсутствие конфликта лишает ребенка возможности превращать новые способности в «рабочие», а это может привести к отсутствию опыта прекращения прямого действия и практики построения собственного поведения [10].
1.2 Особенности протекания кризиса 7 лет
Основной характеристикой психологического кризиса 7-го года жизни является быстрое приобретение новых черт, свойственных взрослым. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир усложняется. Он учится анализировать действия других и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать истинные мотивы собственных действий.
Переход от дошкольного возраста к школьному требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации к непривычному кругу общения. Новоиспеченный ученик сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с потерей лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны и впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детскому самолюбию, который выдержит не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, ведь во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого вам нужно быстро развить самостоятельность, научиться принимать решения. Чтобы справиться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость и координацию.
В силу специфики воспитания мальчики и девочки переживают кризисный период по-разному:
− 7-летний кризис у мальчиков проявляется беспокойством, отсутствием концентрации, чрезмерным чувством соперничества. Им приходится выплескивать энергию, поэтому занятия и домашние дела превращаются для них в непреодолимое препятствие. Это требует четкого распорядка дня, дисциплины и занятий спортом, которые помогут тренировать выносливость и расходовать энергию.
− Семилетний кризис у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто являются отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопившуюся раздражительность, которая проявляется в гневе и истерике. Причиной этого является груз ответственности, с которым ребенку трудно справиться. Родители должны уделять максимум внимания жизни девочки, разговаривать по душам, спрашивать о ее чувствах и эмоциях.
Внутренние позитивные процессы, происходящие в структуре психики личности сознания ребенка
1. Смена основных переживаний. Ребенок буквально «открывает» свои чувства, свои переживания. Начинается понимать, что означает «я злюсь», «я радуюсь», «я обижаюсь». Раньше ребенок испытывал эти состояния, но они не были доступы для его осознания. Ребенок начинает осмысленно ориентироваться в них. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний.
2. Обобщение переживаний, логика чувств. Ребенок раз за разом испытывает примерно одинаковые свои эмоции, чувства в тех или иных ситуациях, накапливает свои переживания, получает и формирует эмоциональный опыт, и этот эмоциональный опыт обобщается. То есть, ребенок, еще не попав в ситуацию, по прошлому опыту, зная к чему она может привести, как она эмоционально повлияет на него, может либо стремиться к этой ситуации (если она принесла ему положительные эмоции), либо избегать.
3. Эти два процесса приводят к тому, что у ребенка формируется новое обобщенное отношение к самому себе. Ребенок начинает понимать свою человеческую ценность, начинает испытывать уважение к себе, возрастает уровень требований к себе, к своим успехам, к своему положению в группе сверстников, формируется определенная самооценка. Ребенок расстраивается, если его не похвалили, если он оказывается менее успешен, чем другие дети.
4. Перестраивается системы потребностей, ценностей и побуждений. В связи с тем, что надо будет в скором времени отказаться от детских забав, игр и заниматься очень серьезной деятельностью – учебой.
− Исходя из новой системы потребностей и ценностей, формируется новое отношение к среде, что проявляется в изменении интересов и целей деятельности. Дети начинают понимать, что игра – атрибут детской жизни, и если они хотят быть взрослыми, то нужно заниматься не игрой, а учебной деятельностью.
− Формируется новое обобщенное отношение к окружающим людям. В первую очередь, к взрослым людям. После поступления в школу авторитет родителей несколько снижается и на первый план (в норме) выходит авторитет учителя (общественного взрослого)
Там, где возможно внутреннее раздвоение переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен. Сказать, что в кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, - значит, сказать, что возникло новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития – школьный возраст. Для ребенка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка, наступала новая эпоха в развитии.
Все это ведет к внешним негативным проявлениям, представленных симптоматикой. Основные 3 классических симптома:
1. Утрата детской непосредственности.
Душа ребенка как бы «закрывается» от внешнего мира, она становится более сложной и хочется ее защитить. На уровне поведение – если раньше поведение было исключитель
Показать больше