Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе мы поговорим о том, как женское сознание представляет себе образы мужчин вообще и образ идеального мужчины в частности, основанные на многовековых стереотипах, т. е. убеждениях. Эти стереотипы распространяются и на младенцев, хотя они еще не приобрели мужских черт характера.
Интерес к мужскому телу имеет многовековую историю. Этот вопрос волновал многих скульпторов, художников, поэтов и писателей. Мужское тело Аполлона Бельведерского, юноши Древнего Рима, уже сотни лет считается идеальным.
Проходят века, меняются представления о красоте. Если еще пятнадцать лет назад никто публично не обсуждал типы мужчин, то сегодня эта тема поднимается все чаще в эфире и в печати.
Актуальность данной темы заключается в том, что типология мужчин всегда будет интересовать сознание женщин и рассматриваться с разных сторон.
Актуальность социологического исследования идеального мужчины связана с социальными трансформациями в современном обществе: генезисом (изменением в семье), перераспределением ролевых отношений, феноменом гендерного лидерства и др.
Объектом исследования является психологические особенности работающих и неработающих женщин.
Предмет исследования – образ идеального мужчины у работающих и неработающих женщин.
Цель работы – изучение особенностей представления об идеальном мужчине у работающих или не работающих женщин.
Гипотеза: представления работающих и неработающих женщин об «идеальном мужчине» будут отличаться.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы изучения гендерных особенностей мужчин и женщин;
2. Изучить особенности образа идеального мужчины у работающих женщин, провести эмпирическое исследование;
3. Изучить особенности образа идеального мужчины у неработающих женщин провести эмпирическое исследование.
Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии и уточнении ключевых категорий мужских исследований в современной социологии.
Материалы исследования могут служить изменению образа интергендерных идей в общественном мнении, развитию гендерной толерантности, повышению общей и гендерной культуры людей, использовать их на семинарах по общей социологии, а также при разработке специализированных курсов по гендерным и мужским исследованиям. Кроме того, результаты эмпирического исследования могут быть использованы в качестве вторичных данных в других исследованиях на мужчинах.
Методология и методы исследования.
Теоретические методы: анализ и синтез научных концепций, наукомертический анализ, контент-анализ.
Эмпирические методы: психодиагностические тестирование по методике «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) (А. Н. Волкова) и опрос по собственной методике.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЖЕНЩИН
1.1. Эволюция представлений о месте и роли мужчины в современном обществе. Образы мужчин в современной культуре
В настоящее время в современном обществе и культуре происходит изменение образов мужчин, мужских ценностей и мужских гендерных ролей. Трансформация традиционных мужских ценностей и канонов мужественности — общее, непреодолимое требование времени. Нравится нам это или нет, но этот процесс уже давно идет во всем мире, в том числе и в России. Но смешение описательных, аскриптивных и предписывающих черт мужественности может привести к опасным иллюзиям.
Хотя каноны мужественности и женственности взаимосвязаны, представления о жизни и образах меняются и обновляются быстрее, чем у мужчин, а представления женщин о мужчинах и представления мужчин о себе часто не совпадают. При этом одни склонны преувеличивать масштабы происходящих изменений, а другие преуменьшать их.
Давайте посмотрим, как на изменение мужских гендерных ролей в современном обществе, так и на изменение образов мужчины и мужественности в современной культуре. Временные рамки этого периода охватывают 90-е годы XX века и начало XXI века. Интерпретация современности также носит чисто гносеологический характер и связана с объектом исследования.
Информационная революция началась в последней четверти ХХ века. Оно оказывает очень большое влияние на все сферы общественной жизни и в частности нейтрализует традиционный образ мужчины. Происходят изменения в мужских гендерных ценностях. Появляются новые образы и субкультуры.
В связи с прогрессивными социальными изменениями происходит и изменение преобладающих в культуре образов мужчины. Раньше все чаще говорили об образе рыцаря, мушкетера, мачо - это образы мужчин в атональном культурном пространстве - сейчас возник новый образ мужчины, например, метросексуала, а также существующие образы, которые не потеряли своей актуальности. К таким образам относятся профессионал, белый человек, алкоголик, крестьянин (в СССР) или фермер (на Западе), дикий человек.
По мнению А.В. Яровой: «Атональное пространство — это сущностная категория мужского пространства, тождественная мужской субкультуре, которую следует понимать не только как физические границы мужской функциональности в обществе, определяемые экономическими, социально-политическими и другими «материальными» факторами, но и как семиотическое пространство, связанное с древними и идеологическими постулатами, менявшимися с течением исторического времени. Символические формы атональности выступают как доминантные символы и связывают мужскую субкультуру в единый механизм формирования маскулинности» [7].
Рассмотрим подробнее трансформацию атонального пространства, как пространства, в котором воспроизводятся традиционные мужские образы.
Например, доминирующим образом современного американского мужчины является «белый гетеросексуал из среднего класса». На наш взгляд, образ американского белого человека наиболее полно охарактеризован в современных гендерных исследованиях М.В. Золотухина. По его мнению, «американским мужчинам (согласно доктрине двух сфер и так называемому культу истинной женственности, под знаком которого проходила жизнь буржуазных семей, начиная с 1830-х годов), традиционно приписывают черты, связанные с конкуренцией».
Это были честолюбие, авторитаризм, властолюбие, расчетливость, напористость, независимость, самоуверенность, самообладание, активность, изобретательность, сила, желание и способность добиться экономического успеха, смелость и жесткость, а также умение логически мыслить. Очень ценился человек, который «сделал себя» (self-made man). Идея развития и совершенствования личности была крайне маскулинизирована. По норме эмоциональная сфера жизни мужчины ограничивалась принятием проявлений чувств со стороны женщин, но не инициированием их, что, однако, не исключало сексуальной активности или даже агрессивности. На рубеже веков и в первой половине XX века произошли существенные изменения в образе женщины, эволюционировали представления о супружеских отношениях, однако образ мужчины оставался достаточно устойчивым.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, Т. В. Особенности полоролевой идентичности у женщин пожилого возраста / Т. В. Адамова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. № 2 (23).
2. Андреева, Т. В. Психология семьи / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2017. – 384 с.
3. Бескова, Т. В. Особенности восприятия субъектами гендерных возрастных и дискриминационных установок по отношению к ним // Человеческий капитал. – Выпуск № 12(132). – 2019. – С. 221–227.
4. Гендерная психология для специальности 1-23 01 04 04 Психология. Педагогическая психология : учебнометодический комплекс по учебной дисциплине / сост. Е. П. Милашевич. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. – 120 с.
5. Гендерная психология как основа построения системы долговременного ухода. — СПб.: СПбГИПСР, 2021. — 192 с.
6. Евграфова, Ю. А. Ролевая структура в молодой супружеской паре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, № 4. С. 411-423.
7. Зайцева, Ю. В. Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры // Молодой учёный. – № 35(221). – Психология. – 2018. – С. 76–82.
8. Краснов, Ю. К. Гендерное неравенство в современном мире. По материалам исследования международных организаций/ Ю. К. Краснов// Право и управление. XXI век. — 2019. — № 15 (2). — С. 21–28.
9. Кильдюшова, П. Е. Формирование у студентов ценностного отношения к семье: автореф. дис. канд. психол. наук / Кильдюшова П. Е. – Казань, 2019. – 26 с.
10. Огурцова, А. М. Образ идеального мужчины в представлении современных девушек 18-20 лет / Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-86.
11. Озерина, А. А., Пирогова, О. Д., Тимофеев, Н. Е. Особенности представлений о партнере, супруге и родителе у юношей и девушек // Atrium Magister. 2020. Т. 20, № 1. C. 5-10.
12. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (роп) А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова, 1985.
13. Подлесных, Л. В. Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив / Л. В. Подлесных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-66.
14. Рыков, С. Л. Гендерная культура педагога: сущность и пути формирования // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 76–89.
15. Учебно-методический комплекс по дисциплине компонента учреждения высшего образования «Гендерная психология» для специальности 1 23-01 04 «Психология» // сост. Ю. А. Шевцова. – Гомельский гос. ун-т им. Франциска Сорины. – 2019. – 98 с.
16. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы: монография. Перев. с англ. - М.: Питер, 2018. - 160 с.
17. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. − М. : Издательская группа «Прогресс», 2017. – 223 с.