Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Молодежь в современном обществе является наиболее активной социальной группой. Как правило, планы вполне зрелого человека имеют максималистский вектор. В этом смысле молодые люди, ориентированные на достижение желаемых целей, сталкиваются с определенными трудностями как в социальном контексте взаимодействия, так и в сфере образовательной деятельности. Основным эффектом процесса преодоления трудностей является функционирование состояния тревоги, связанного со страхом получить неполноценный/некачественный результат взаимодействия. Несомненно, тревога может иметь ситуативный (непосредственно связанный с отдельной ситуацией) и личный (общий) характер. Проявление того или иного вида тревоги зависит от многих обстоятельств: индивидуального опыта личности, степени погружения в сложную ситуацию и индивидуальных особенностей личности.
Прокрастинация, с одной стороны, помогает мобилизовать силы для достижения целей, с другой стороны, особенно в сочетании с высоким уровнем тревожности, она может выступать деструктивным фактором при вынужденном бездействии. Это обстоятельство существенно ограничивает возможность успешного продвижения к желаемым достижениям. В связи с этим мне представляется важным рассмотреть проблему связи тревожности и проявлений прокрастинации личности.
Цель исследования: выявление отношения прокрастинации на тревожность.
Объект исследования: тревожность и прокрастинация.
Предмет исследования: характеристика связи тревожности и проявления прокрастинации.
Гипотеза исследования: существует связь между тревогой и прокрастинацией.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению феномена «тревога» в психолого-педагогической литературе.
2. Описать суть проблемы прокрастинации в работах современных учёных.
3. Выявить особенности связи тревожности и проявления прокрастинации.
4. Установите связь между прокрастинацией и тревогой с помощью исследований.
Методологический аппарат исследования: научные идеи К. Хорни, А.В. Микляевой, Р. Мэй, А.Н. Прихожан, освещающие проблему тревожности личности; концептуальные положения исследований В.В. Барабанщиковой, Я.И. Варваричевой, В.В. Воробьевой, Е.О. Каминской, А.Н. Неврюеева, В.М. Латушкиной, И.С. Якиманской, касающиеся особенностей прокрастинации личности; научные идеи И.Ю. Кулагиной, Х. Ремшмидт, И.С. Кона, характеризующие особенности периода ранней юности.
Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации теоретических знаний о проблеме тревожности и прокрастинации личности.
Методы и методики исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме тревожности и прокрастинации.
Анализ и интерпретация методик «Шкала общей прокрастинации Б. Тукмана» и «Шкала личностной тревожности М. А. Прихожан».
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1. Понятие и типы прокрастинации
В психологии прокрастинация понимается как эмоциональная реакция личности человека на запланированные или необходимые дела. В настоящее время нет четкого понимания того, является ли прокрастинация тенденцией, или это просто особое состояние личности, или специфическое свойство психики конкретного человека. Однако одно можно сказать наверняка – главной особенностью людей, проявляющих в своем поведении прокрастинацию, является то, что они испытывают депрессию, тревогу за будущее и страх, что не смогут справиться с порученной им задачей. Привычка откладывать необходимые дела «на потом» вызывает хроническое чувство неудовлетворенности, которое постепенно переходит в депрессию.
Существует два основных типа прокрастинации: расслабленный тип прокрастинации и стрессовый тип прокрастинации. Расслабленный тип прокрастинации возникает, когда человек может тратить свое время на другие, более приятные занятия, чем требуемая деятельность. С другой стороны, стрессовый тип прокрастинации связан с общей перегрузкой человека, когда он теряет счет времени, неудовлетворен своими достижениями, не способен принимать решения и не уверен в себе [5].
Сейчас ученые разделяют напряженный тип прокрастинации на следующие подтипы:
1) Кризисная прокрастинация – эта прокрастинация выражается в том, что человек склонен создать себе и окружающим серьезную проблему даже из самой простой ситуации и не решается конструктивно с ней справиться.
2) Прокрастинация любителей острых ощущений – эта прокрастинация проявляется в том, что человек сознательно откладывает выполнение того или иного задания до последнего момента, пытаясь выполнить его на пике повышенного уровня адреналина.
3) Прокрастинация жертв ложных представлений– прокрастинация этого подтипа проявляется в том, что люди убеждаются в своей эффективной работе только в стрессовых условиях, а когда этих условий нет, то работа не доведена до конца.
4) Прокрастинация мечтателей – проявляется в поведении человека до такой степени, что он склонен постоянно генерировать определенные идеи, но не способен их реализовать и занимается «маниловщиной».
5) Прокрастинация многозадачности – эта прокрастинация возникает, когда человек привык составлять длинный список дел и задач, которые он не в состоянии выполнить, и не начинает их выполнять.
6) Медленная прокрастинация – берет свое начало в детстве, когда человек постоянно контролировался авторитарными родителями и не верил в свой успех в жизни. Такая прокрастинация проявляется в том, что человек привыкает откладывать выполнение различных задач, а если и выполняет их, то очень медленно и неэффективно.
7) Импульсивная прокрастинация – основана на неспособности выбирать и следовать правильным приоритетам в текущих задачах и делах. В частности, срочная и необходимая задача заменяется другой, но менее важной задачей, которую человек начинает выполнять с повышенной энергией.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринова, О. Г., Ляпина, С. С. Взаимосвязь академической прокрастинации, психических состояний и успеваемости студентов-медиков // Scientist (Russia). 2022. № 1 (19). С. 43-47.
2. Басалаева, Н. В., Южакова, И. О. Особенности проявления прокрастинации у обучающихся //Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы. – 2019. – С. 179-183.
3. Гончарова, Е. В. Взаимосвязь мотивации достижения и академической прокрастинации у студентов / Е.В. Гончарова, М.М. Венгренюк // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – №2. – С. 43-47.
4. Епанчинцева, Г. А., Козловская, Т. Н. Студенчество как социальнопсихологическая общность Епанчинцева Г. А., Козловская Т. Н. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018.-№ 2 (214). - С. 66-69.
5. Забродина, Л. А., Мухина, Ю. Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017 Т. 6 № 3 (20).
6. Клейберг, Ю. А. Прокрастинация и синдром отложенной жизни: феноменология и концептуализация проблемы // Социальное поведение. Риски. Безопасность личности и социума. – 2021. – С. 18.
7. Мычко, В. Н. Прокрастинация как феномен и образ жизни современного человека / В.Н. Мычко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 25. – С. 651-654.
8. Панчук, Е. Ю., Преина, А. Ю. Прокрастинация и особеннности ее проявления у студентов // Сборник научных трудов Ангорского государственного технического университета. 2020. Т. 1 № 17. С. 344-352.
9. Рызова, С. В. Прокрастинация как фактор напряженности адаптации у учащейся молодежи. //Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции, г.Вологда, 27 декабря 2017 г.: в 2 частях. Часть 2. – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – 200 с.
10. Рызова, С. В., Зайцев, В. П. Взаимосвязь прокрастинации и социально-психологической адаптации учащейся молодежи. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2018 г. - №1.
11. Хонский, С. И. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов с различным уровнем увлечённости учёбой / С. И. Хонский, А. С. Мунтян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 144-147.