Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Проблема профессионального самоопределения своё научное обоснование получила в XX веке. По мере развития современного общества эта проблема все более усложняется. В научной и психологической литературе существует достаточно много различных точек зрения на эту проблему. Каждая точка зрения имеет свои аргументы, которые говорят в её пользу, или наоборот. Всё это можно объяснить сложной структурой процесса профессионального самоопределения субъектов.
Первые представления о труде человека ребёнок получает очень рано. Это происходит в возрасте 2,5-3 лет и длится до периода начала подросткового возраста 10-12-ти лет. Как только ребёнок начинает познавать и оценивать окружающий мир, его сознание насыщается разнообразными представлениями о мире профессий человека. Очень важно делать правильные шаги в направлении формирования его представления о мире труда и профессий в период обучения в школе. При определенных условиях в каждой профессии можно выявить ту область, которая может быть представлена на основе наглядных образов и жизненных ситуаций.
Очень важно создать комфортную и наполненную эмоциями среду, где ученик сможет окунуться в мир труда и профессий. В дальнейшем, онсможет анализировать и понимать сферу профессий и специальностей, на основе всех тех знаний и умений, которые он приобрёл ранее. Тема профориентации и профессионального самоопределения в педагогике сегодня достаточно популярна, но при этом остаётся не решённой, поскольку требует наличия достаточно большого количества дидактического и методического материала. Этим вопросом занимались учёные Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.
Не всегда в образовательных организациях, формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется систематически. При этом, именно школа должна быть ключевой основой процесса профессионального самоопределения школьников. Верный выбор профессиональной деятельности чрезвычайно значим для каждого подростка, в будущем зрелого человека. В перспективе это значимо не только для самого человека, но и для общества в целом. Ежегодно юноши и девушки, завершившие обучение в образовательной организации, начинают искать применение своим способностям, умениям и знаниям во взрослой жизни. Тем не менее, часть выпускников сталкиваются с проблемой, которая связана с выбором высших учебных заведений и выбором профессии. Часто подростки даже не представляют, сколько в настоящее время существует новых профессий. С будущими выпускниками основной и старшей школы необходимо проводить большую и серьёзную работу по психолого - педагогическому сопровождению профессионального самоопределения.
Проблема исследования заключается в следующем. Каким должно быть содержание профессионального самоопределения подростков в образовательной организации. Противоречие в данном случае присутствует, между необходимостью профессионального самоопределения подростков в образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций, программ и пособий, для педагогов и родителей по данному вопросу.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость выбора путей и способов организации работы по профессиональному самоопределению старшеклассника в современной школе.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассника в современной школе.
Предмет исследования: пути и способы организации работы по профессиональному самоопределению старшеклассника в современной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия профессиональное самоопределение.
2. Рассмотреть психологическое консультирование старшеклассников в школе.
3. Описать организационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассника в современной школе.
4. Предложить методические рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассника в современной школе (на примере разработки программы психологического консультирования).
Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассника в современной школе
1.1. Анализ понятия профессиональное самоопределение
В настоящее время существует много различных точек зрения на такое понятие как профессиональное самоопределение. Данное понятие связано прежде всего с будущим выбором профессии субъекта. Исследователи определяют это как длительный процесс, который начинается с профессиональных намерений субъекта. Профессиональное самоопределение прежде всего подразумевает обретение индивидуальных смыслов в той, или иной профессиональной деятельности. В современной образовательной среде часто говорят о непрерывном профессиональном развитии субъекта, практически, в течение всей его жизни [12].
Очевидно, что абсолютно для каждого человека самым важном будет являться правильный выбор будущей профессии. Именно этот процесс будет определять весь дальнейший путь человека. В современной образовательной среде существует такое понятие как ранняя профориентация, и можно говорить о том, что с понятием существующих профессий дети знакомятся сегодня с раннего детства. Чем старше становится школьник, тем более явно он начинает тяготеть к тому, или иному виду профессиональной деятельности. Одни профессии ему нравятся, другие – нет и др. Чаще всего это касается старших подростков и обучающихся старшей школы.
Подростки не имеют социального опыта, чтобы объективно видеть все складывающиеся обстоятельства вокруг этой проблемы. Отсутствие подобного опыта можно компенсировать психологической защитой и сопровождением в области вопросов профессионального самоопределения. Важно отметить, что сегодня это направление деятельности чрезвычайно значимы в любой образовательной организации и много специалистов работают в этой области, классные руководители, педагоги-психологи и др. Для старших школьников часто организуют всевозможные семинары и мастер-классы, проводят тренинги и тренинговые занятия и работают с социальными партнёрами в техникумах и колледжах, которые позволяют знакомить школьников с наиболее востребованными профессиями и специальностями. Способов профессионального самоопределения школьников сегодня существует достаточно много. Здесь важно отметить то, что что результатом профессионального самоопределения старших подростков является не освоение конкретной профессиональной специализации, а готовность субъекта к получению выбранной профессии [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И. И. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения [Текст]. - Москва: Кредо, 2016. - 115 с.
2. Арендачук, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся [Текст]: для студентов психологических и педагогических специальностей / И. В. Арендачук. - Москва: Перо, 2015. - 149 с.
3. Арон, И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения /Электронный журнал «Психологическая наука и образование»// https://psyjournals.ru/files/53602/psyedu_ru_2012_2_Aron.pdf (дата обращения: 14.12.23)
4. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Bogdanovskaya_et_al.phtml (дата обращения: 14.12.23)
5. Гонина, О.О. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Тверь: ТвГУ, 2015. – 324 с.
6. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 2010. – 221 с.
7. Трубникова, Н.И. Профессиональное самоопределение: проблемы готовности [Текст]: учебное пособие / Н. И. Трубникова, Е. П. Шабалина. - Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. - 89 с.
8. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности – М.: Изд-во: МПСИ, 2004. – 145 с.
9. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение
безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности
[Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина //
Материалы VIII Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL:
http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017 (дата обращения: 14.12.23)
10. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках
[Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
2017. http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017 (дата обращения: 14.12.23)
11. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических
подходов организационной психологии в образовательной практике
высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и
психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. No 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 14.12.23)
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения
[Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. А.
Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
304 с.
13. Кретова, Н. А. Процесс профессионального самоопределения:
принципы, содержание [Текст] / Н. А. Кретова // Научные
исследования в образовании. - 2009. - No2. - С. 24-27
14. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для вузов / С. В. Молчанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 351 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00488-5. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/489235 (дата обращения: 14.12.23)
15. Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 312 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04799-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493167 (дата обращения: 14.12.23)
16. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 312 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04267-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/449903 (дата обращения: 14.12.23)
17. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков
[Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.-
практ. Конф.-No 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –No
1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf. (дата обращения: 14.12.23)
18. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического
сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные
исследования и инновации. - 2013. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 14.12.23)
19. Соловьева, А. В. Семья как фактор профессионального
самоопределения молодежи [Текст] / А. В. Соловьева // Журнал
научные исследования в образовании. – 2018. – С. 21-23.
20. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в
формировании профессионального самоопределения школьников
[Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум».- 2014. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6 (дата обращения: 14.12.23)
21. Ульянова И. В. Особенности педагогического сопровождения
обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст]
// Журнал современных проблем науки и образования. – 2015. – No 4.
22. Фомин, В.С. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / В.С. Фомин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. - 2016. – 558 с.
23. Шапкина С. А. Система работы по организации сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в образовательной
среде [Текст] / С. А, Шапкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, ноябрь 2013
г.). - 2013. - С. 101-105.
24. Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-
педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального
образования [Электронный ресурс] // Психология, социология и
педагогика. - 2015. - No 11. URL:http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080 (дата обращения: 14.12.23)
25. Шалаева, Г.П. Большая книга профессий для школьников [Текст] / Г.П. Шалаева. - 2015. – 242 с.